Каждый период у маленького ребёнка характеризуется приобретением определённых навыков. Но не ждите, что малыш начнёт переворачиваться/садиться/вставать по щелчку ровно в 00:00, как только ему исполняется энное количество месяцев.
В какой срок появляются те или иные навыки? На ваши вопросы отвечает специалист. Если вы хотите задать свой вопрос, воспользуйтесь сервисом Доктис.
Что должен уметь делать малыш в возрасте до года
Мой ребенок родился раньше срока. И теперь отстает от сверстников по развитию. Малышу уже 6 месяцев, а он не умеет переворачиваться на животик. Что делать?
Первое, что вы должны оценить — во сколько недель по сроку вы родили ребёнка. Если срок рождения был очень ранний, обязательно отсчитывайте недостающие недели. Например, если вы родили в 32 недели и по факту ребенку на сегодня 6 месяцев, то на сегодняшний день врач оценивает его исключительно как 4-месячного ребёнка. Соответственно и навыки его на 4 месяца.
Когда малыш рождается, весь его организм продолжает своё развитие. И если ребёнок появился на свет раньше срока, то ему нужно нагнать всю стадию внутриутробного формирования.
Сравниваю своего восьмимесячного малыша с соседской девочкой. Та уже встает, а мой не умеет. С чем связана такая разница?
На то есть масса причин. Мамам надо делать поправки на вес у ребёнка от рождения и на данный момент. Если малыш весит намного больше возрастной нормы, то вполне, ему просто тяжело сделать определённое действие.
Обязательно надо оценивать тонус ребёнка. Один из частых случаев — малыш начинает стоять на вытянутых руках или переворачиваться до 3 месяцев и мама в восторге. Но все дело в сильном гипертонусе, как только он проходит, ребёнок перестаёт это делать. Либо обратная ситуация, ребёнок в гипотонусе и к 6 месяцам не умеет переворачиваться.
Обязательно оценивайте формирование мышечной системы. Все мышцы у новорождённого развиваются постепенно и в разный промежуток времени. И вместе с формированием определённой группы мышц появляется тот или иной навык. Именно по этой причине мы делаем профилактические массажи, чтобы все группы мышц были сформированы вовремя и верно. По этой же причине ребёнок может вполне догнать сверстников (и перегнать) по появлению навыков.
Кроме того, сопутствующие болезни малыша могут также затормозить время появления навыков. В последнюю очередь вы можете посмотреть на наследственность.
Есть ли четкий график появления каждого навыка у ребенка до 9 месяцев?
- В 4−5 недель у малыша должно быть зрительное сосредоточение, и только со 2-го месяца ребенок может фиксировать взгляд на 10−15 секунд и следить за предметами.
- В 8−10 недель у ребенка четко сформировано слуховое сосредоточение, и он реагирует вздрагиванием или плачем на какой-либо раздражитель. К 3-му месяцу ребенок уже должен хорошо улыбаться и смеяться.
- К 1,5−2 месяцам ребенок должен удерживать голову прямо в положении на животе, и к 3 месяцам удерживать ее, если вы взяли его «столбиком».
- С 4−6 недель у ребёнка появляется гуканье, но ещё неполноценное гуление.
- В 3 месяца ребёнок опирается на согнутые под острым углом предплечья.
- К 4 месяцам малыш должен становиться на предплечья, согнутые под прямым углом.
- В 5 месяцев должна появиться опора на выпрямленные руки, в том числе на одну руку. Ваш малыш при этом стоит на одной руке на ладони и тянется к игрушке второй рукой.
- В норме у здорового малыша перевороты на живот должны появиться к 5,5−6 месяцам, и с живота на спину в 6 месяцев.
- К 6 месяцам ребенок четко должен узнавать свою маму, появляется реакция страха, он начинает бояться чужих людей и всего нового. Появляется интерес к игрушкам. Если прежде ребенок брал игрушку всей ладонью, то к 6 месяцам он делает это уже кистью.
- С 3 до 6 месяцев — расцвет гуления, к концу периода вы можете услышать уже первое лепетание.
- В период с 6 до 9 месяцев ребенок учится трем основным навыкам: он садится, ползает и встает сам на ножки.
- С 6 до 9 месяцев — период расцвета лепета. У ребенка отмечается готовность к совместной игре, он начинает играть в «ку-ку», радуется и следит за брошенной игрушкой, начинает подражать движениям, пытаясь играть в ладушки, открывает крышку, бросает предмет и уже может брать предметы двумя пальчиками. Но при этом сами движения рук еще неточные.
- К 9 месяцам ребенок проявляет ситуационное понимание речи, то есть при просьбе поцеловать маму он это делает, просишь показать предмет — и он показывает. Ребенок уже реагирует на свое имя и хорошо узнает голоса и лица близких людей.
- В 6 месяцев ребенок уже хорошо умеет переворачиваться с живота на спину.
- К 7 месяцам сидит, посаженый, с опорой на руки и ползает по-пластунски.
- В 8 месяцев уже сидит и садится без поддержки рук, встает на четвереньки и начинает ползать.
- К 9 месяцам ребенок хорошо сохраняет положение сидя, при этом манипулирует предметами и встает у опоры. Ребенок уже держит в руках хлеб или сухарик и ест его, пьет из чашки, которую держит взрослый и ест хорошо из ложки, когда его кормят.
Мой годовалый сын начал ходить. Делает он это вразвалочку. О какой проблеме говорит такая походка?
Многие мамы переживают, почему их ребенок ходит как «медведь», широко расставив ноги. Человек пролежал 9 месяцев у вас в животе, потом еще 9 месяцев на горизонтальной поверхности, его вестибулярный аппарат не может перестроиться так быстро, на это нужно время. Поэтому пусть себе малыш ходит вначале вразвалочку – это абсолютно правильно и нормально.
Если у Вас остались вопросы, Вы можете задать их врачу-неврологу или педиатру онлайн в приложении Доктис.
Первый год жизни ребёнка – самый важный и отличается его стремительным ростом и развитием. Вопрос «В каком возрасте ребёнок начинает самостоятельно стоять?» обычно задают заботливые мамы. Они внимательно отслеживают развитие своего чада на фоне других детей, желая ускорить формирование тех или иных навыков и умений.
Формирование навыка стояния
Среднестатистический младенец начинает стоять на ножках в 8-месячном возрасте. Поначалу малыш учится самостоятельно встать на колени у опоры, приподнимаясь на одну ножку. Затем встаёт у опоры на обе ноги. При этом он держится за опору, а если отпускает руки, то падает на ягодицы. Затем встаёт, снова падает, и такие тренировки продолжаются очень долго.
Кроха даже пытается вдоль опоры ходить, однако в очередной раз садится. Первое время ему трудно стоять на ногах и удерживать равновесие. Он прилагает для этого действия значительные усилия, часто падает на ягодицы. Однако видно, какая это радость для малыша – стоять и наблюдать за происходящим в вертикальном положении.
Использование ходунков
Некоторые родители, как только обнаруживают, что ребёнок стоит, держась за опору, сразу пересаживают его в ходунки. Отметим, что большинство педиатров не одобряют раннее пользование ходунками. Это может спровоцировать искривление неокрепших детских ножек. Отложите ходунки на более поздний период, когда малыш будет стоять более уверенно и начнёт предпринимать попытки сделать первые шаги.
Обеспечение безопасности младенца
Когда грудничок только начинает самостоятельно вставать, он требует ещё больше внимания, чем до формирования данного навыка. Часто, поднявшись, кроха стоит на ножках, а как сесть – не знает или боится. В такой ситуации своевременная мамина помощь просто необходима.
Теперь ваш малыш будет вставать везде и всегда, когда захочет. Ваша задача – неусыпный контроль над всеми его действиями, чтобы обеспечить его безопасность. В первую очередь, смягчите углы столов и шкафов. Следите за открытием и закрытием дверей, дабы случайно не травмировать ребёнка. Следите за чистотой в квартире, вовремя убирайте предметы, которые для маленького исследователя могут представлять опасность. Временно не пользуйтесь тумбочками, заклеив скотчем их дверцы, чтобы любознательный непоседа не прищемил себе пальчики.
Возрастные нормы формирования навыка стояния на ножках
Обычно с того периода, когда ребёнок начинает стоять с опорой, до того времени, когда он стоит без опоры, проходит несколько месяцев.
Таким образом, если первые попытки стоять с опорой происходят в период между 7-ю и 9-ю месяцами, то, в среднем, в 11-месячном возрасте малыш стоит самостоятельно (в интервале с 9 месяцев до 1-го годика).
Указанные нормы не относятся к недоношенным деткам, развивающимся по собственному графику. Кроме того, замечено, что пухлые и инертные малыши начинают стоять позже более стройных, шустрых и резвых сверстников.
Если ребёнку ещё не исполнился 1 годик, он освоил к этому возрасту такие навыки, как умение переворачиваться, ползать, сидеть, но пока ещё не стоит – повода для беспокойства нет. Организм каждого малыша уникален. Разные дети имеют разные предрасположенности и графики развития.
Как научить ребёнка стоять без опоры
Чтобы научить младенца стоять без опоры, начинайте выполнять с ним специальные упражнения.
Комплекс упражнений
Упражнение 1
После того, как ребёнок научится уверенно сидеть, можно начинать заниматься с ним на фитболе, надутым на 2/3 своего объёма. Посадите малыша на мяч спиной к себе и наклоняйте в разные стороны, крепко удерживая за бёдра. Данное упражнение отлично развивает координацию движений, учит грудничка балансировать и удерживать равновесие.
Упражнение 2
На жёсткой поверхности (лучше всего, на столе) посадите ребёнка на корточки, спиной к себе. Крепко держа за бёдра, раскачивайте его вперёд и назад, пока он не встанет на ровные ножки. Поддерживая кроху в области груди, помогите ему максимально наклониться вперёд. Если при этом малыш самостоятельно не поднимается — его ножки ещё недостаточно окрепли для данного упражнения. Лучше отложите его выполнение на некоторое время. Это одно из наиболее эффективных упражнений, помогающих научить ребёнка стоять без опоры.
Упражнение 3
Для выполнения данного упражнения требуется, чтобы малыш уже умел подниматься с коленей при помощи опоры. Возьмите игрушку, которая представляет для ребёнка интерес, и передвигайте её по полу в направлении кресла, зазывая кроху следовать за ней. Поднимите игрушку над креслом и положите на его край. При этом малыш должен ползти за игрушкой на четвереньках, опереться ручками о кресло и, при успешном выполнении данного упражнения, встать без посторонней помощи, опираясь на кресло.
Регулярное выполнение вышеуказанных упражнений способствует укреплению опорно-двигательного аппарата и позволит научить ребёнка стоять без опоры.
Каждую маму переполняет чувство гордости, когда она впервые видит, как её чадо стоит на ножках. Совсем скоро он пойдёт, и можно будет прогуливаться с ним за ручку без всяких колясок!
Даже если малыш отлично набирает вес, растет и прекрасно себя чувствует, родителей беспокоит вопрос: своевременно ли ребенок развивается? К примеру, он давно ползает на четвереньках, но не встает на ножки.
Для таких случаев были разработаны мировые стандарты, на которые ориентируется большинство педиатров разных стран. При этом нельзя забывать: у одних детей те или иные навыки начинают появляться раньше, у других позже – в зависимости от генетического фактора, состояния здоровья, условий жизни и т.п. Поэтому, если вы заметили, что ваш ребенок еще не умеет того, что может его ровесник, не спешите волноваться. Возможно, ему нужно чуть больше времени. Наконец, в случае сильной обеспокоенности всегда можно выслушать мнение педиатра, невролога, ортопеда, психолога и других специалистов.
Во сколько ребенок начинает стоять
По стандартам ВОЗ, основанным на оценке моторного развития детей из нескольких стран (включая Индию, Норвегию, США), стоять с поддержкой ребенок начинает в период с 5 до 11,5 месяцев, а самостоятельно – с 7 до 17 мес. В среднем, ребенок в 8 месяцев способен стоять с поддержкой за грудь, слегка наклонившись вперед и пружиня. В 11 месяцев он поднимается на ножки, держась за ваши руки, стенки кроватки или манежа, подтягивается из позиции на одном колене, переступает с ноги на ногу, держась за опору. В 1,1 год он может стоять несколько секунд без опоры, садится на корточки и поднимается вновь. Еще через пару месяцев он научится вставать на ножки из положения на четвереньках самостоятельно, без вашей помощи.
Это не значит, что именно в этом возрасте ваш малыш обязан выполнять те же действия. Известны случаи, когда ребенок пошел только в 3 года или заговорил в 5. Однако если младенцу уже 2 года, а он так и не начал вставать, это повод обратиться к ортопеду и к неврологу. Ортопед проследит за тем, как работает опорно-двигательный аппарат вашего малыша и вместе с неврологом поможет обнаружить проблемы, тормозящие своевременное развитие ребенка, — например гипертонус или отсутствие опоры на ножки.
Необходимые стадии раннего развития
Изучение врачами и физиотерапевтами этапов психического и физического развития детей длится более века. Сегодня принято ориентироваться на данные ВОЗ, согласно которым моторные вехи происходят в такой последовательности: сначала сидение без опоры, ползание на четвереньках, стояние с поддержкой, хождение с чужой помощью, после — самостоятельное стояние и ходьба. Однако все дети разные, и этапы развития малышей отличаются по возрастным срокам, длительности и даже набору навыков. Были случаи, когда младенец пропускал этап ползания или стадии развития менялись местами. Как же понять, что скоро ваш малыш начнёт вставать на ножки?
К периоду, когда ребенок начнет вставать на ножки, должны сложиться следующие умения: малыш ощущает положение своего тела в пространстве, ему подвластна координация движений и осознанная работа руками, при помощи зрения ребенок способен выбрать цель, сконцентрировать на ней свое внимание и двигаться к ней, преодолевая препятствия. Все навыки накапливаются постепенно. Сначала ребенок осознает свое тело здесь и сейчас и начинает шевелить руками и ногами. Лежа на животе, он приподнимает голову, удерживает ее, опирается на локти, на спине дотягивается до колен, до ступней. Грудничок захватывает предметы и перекладывает их из одной руки в другую, переворачивается набок, сидит. После ребенок учится сидеть уже без поддержки, вставать с опорой и раскачиваться из стороны в сторону. Наконец, еще немного — и он уже самостоятельно стоит.
Как помочь ребенку встать
Самая лучшая помощь ребенку – не мешать и давать больше свободы действий, позволять совершать ошибки, познавать окружающий мир и свое тело, при помощи постоянных повторений доводить новые навыки до автоматизма. Несмотря на стандарты ВОЗ и мнения врачей, вашему малышу может понадобиться чуть больше времени на прохождение того или иного этапа развития, нежели другим детям. Отложенный старт новой вехи лучше, чем преждевременные попытки освоения навыка. Так, раннее поднятие головы может оказаться следствием гипертонуса.
Для успешного развития также необходимы:
• Организация безопасного пространства для самостоятельного перемещения ребёнка.
• Наличие вспомогательной опоры для стояния (деревянная перекладина, снятая с дивана подушка и проч.).
• Дополнительное укрепление организма: массаж ног и спины по возрасту, суставная и дыхательная гимнастика, плавание, закаливание.
• Развитие крупной и мелкой моторики, чувствительности рук, концентрации внимания.
• Повторение пройденных ступеней (стимулирование в игровой форме поворотов, подъема головы из положения лежа на животе, ползания).
• Выстраивание грамотной коммуникации с ребенком: наглядно показывайте ему, чего вы от него хотите, т.к. малыш не понимает пока еще абстрактных для него слов.
• Расширение сенсорного опыта при помощи воздействия звуков, ароматов, визуального ряда, тактильных игр.
Как избежать ошибок
Никогда не торопите своего малыша, подталкивая его к тому, чего хочется вам. Научитесь быть терпеливыми и внимательными, прислушиваясь к потребностям ребенка и учитывая его реальные возможности. Преждевременная нагрузка на неокрепший организм может навредить здоровью малыша и затормозить и даже нарушить его развитие. Если ребенок поднялся на ножки и начинает неуверенно шагать, подстрахуйте его, но не хватайте в испуге, стремясь вместо него совершить действие. Если робкие попытки подняться, цепляясь за опору, не повторяются, не побуждайте малыша к действиям без его желания. Часто родителям не терпится посадить ребенка в прыгунки или в ходунки. Если спина и шея грудничка ещё не окрепла, он не научился сидеть и стоять, нет опоры на ножки — этого делать нельзя. Также бессмысленно насильно вертикализировать ребенка, если он не стоит полной ступней на горизонтальной поверхности, «водить» его, буквально нося над полом. Если делать всё за ребенка, он будет лениться выполнять движения самостоятельно, всякий раз ожидая от вас помощи.
Каждый следующий день жизни малыша не похож на предыдущий, и с ним становится все интереснее проводить время. Родители уже не просто наблюдают за ребенком, но и оказываются вовлеченными в его игры и познание мира.
6 месяцев
Вот и первая значимая дата в жизни вашего малыша — полгода! Ребенок, приподнимаясь на ручках, пытается садиться. Некоторые дети в этом возрасте уже вполне уверенно сидят, однако их спинке все еще нужна поддержка. Другие встают на четвереньки и покачиваются взад-вперед. Так они готовятся к активному ползанию. У каждого из маршрутов ребенка теперь есть цель — домашний питомец (кот или собака), любимый мишка или мячик, мама или папа.
Педиатры считают абсолютно нормальным явлением, если малыш начинает ползать в период от 5 до 8 месяцев. Однако есть детки, которые вовсе пропускают этот этап. Наверняка вы слышали истории, как дети ваших знакомых сразу начинали вставать на ножки, не ползая совсем. Каждый ребенок индивидуален. Тем не менее, ползание — очень полезный навык. Ползанье способствует правильному развитию мышц спины, а также помогает формированию межполушарных связей и пространственных представлений.
Поэтому если ваш кроха никак не хочет ползти, а среди ваших знакомых есть родители с ползающими малышами, пригласите их в гости. Пусть ваш ребенок с ними «пообщается». Ведь, как известно, дети учатся у ровесников всему гораздо быстрее, чем у взрослых. Врач в подобной ситуации может порекомендовать специальный массаж и комплекс упражнений.
7 месяцев
Сейчас малыш сидит уверенно без поддержки, и дни напролет активно ползает. Самостоятельно встает на колени. С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Некоторые малыши пытаются вставать, но, если ваш ребенок пока не проявляет такого желания, в этом нет ничего страшного.
8 месяцев
Ребенок теперь может не только сидеть, но и пересаживаться с места на место. Поворачивает туловище в стороны, чтобы брать игрушки. Если сейчас спросить малыша, где папа или бабушка, и он с радостью обернется в сторону родного человека или укажет на него пальчиком. Отлично ползает, иногда с игрушкой в руке. Может помахать ручкой вслед: «пока-пока». К концу месяца многие дети способны вставать у опоры, держась за перила кроватки или манежа.
9 месяцев
Сейчас самое время убрать все опасные предметы с пути малыша. Потому что малыш теперь не только встает, но и может делать первые шаги, держась за опору. Однако добираться до намеченной цели по-прежнему предпочитает ползком, а не шагом. Тянется к предметам, которые находятся выше его роста, и иногда ему даже удается стащить что-то со стола.
Он любит «читать» журналы и книжки, перелистывать страницы и с особым удовольствием и азартом рвет бумагу.
10 месяцев
Ребенок учится стоять самостоятельно, иногда даже пытаясь усложнить себе задачу: стоит, затем приседает и снова поднимается. Правда, пока такие попытки могут выглядеть смешно и неуклюже. Начинает ходить, держась только одной рукой за руку взрослого или за стены, мебель, специально предназначенные для первых шагов игрушки-каталки. Также в этом возрасте иногда уже можно заметить, что ребенок начинает отдавать предпочтение одной из рук.
11 месяцев
Теперь ваш малыш без поддержки стоит на двух ножках. Может наклоняться и собирать игрушки с пола. Наступает время первых долгожданных шагов. Если же малыш пока не решается их сделать, не переживайте. Педиатры считают нормой, если ребенок начинает ходить в возрасте от 9 до 15 месяцев.
Малыш вырывает у вас ложку во время обеда, тряпку, расческу, всем своим видом показывая, что он хочет делать все сам. Он любит собирать и разбирать кубики и пирамидки, строить башенки, ему нравятся музыкальные игрушки.
12 месяцев
Ваш малыш, как Фигаро, то здесь, то там, он постоянно в движении. Многие дети к году начинают самостоятельно ходить. Но некоторые малыши в этом возрасте передвигаются только держась за руку взрослого, и это тоже абсолютно нормально.
Также дети в год любят принимать участие в процессе одевания, купания, питания. Еще они могут сами могут забраться на кресло или невысокий диван, перелезть через небольшое препятствие
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
- положение туловища
- объем движений
- наличие асимметрии в двигательной сфере.
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
Когда малыш научится твердо стоять на ножках, он будет стараться идти, не придерживаясь ни за что, чтобы поскорее обнять маму. Совсем скоро малыш научится бегать, а значит, он станет совсем уже большим.
Когда ребенок начинает ходить?
С рождения и до одного года, малыш развивает мышцы и координацию своих движений. Сначала он пытается ползать, научиться сидеть без поддержки мамы и папы, и к восьми месяцам начинает вставать на ножки. С этого часа, маленькие дети начинают приобретать уверенность с каждым днем и, наконец, делают первые шаги в возрасте от девяти месяцев до года. В возрасте год и два месяца или год и три месяца, ребенок уже вполне уверенно передвигается на ножках. Но, дорогие мамы, не переживайте, если в этом возрасте ваш маленький еще не пошел, у многих деток обучение ходьбе занимает несколько больше времени. Ничего страшного, если ребенок пойдет в год и четыре месяца или в год и пять месяцев.
Как малыш начинает ходить?
В первые пять месяцев, малыш, сначала рефлекторно, затем вполне осознанно начинает отталкиваться ножками, когда вы его держите вертикально на руках, подпрыгивая вверх. Ножки малыша развиваются, когда он пытается садиться или ползать. Около восьми месяцев от роду, малыш смело встает, держась за стенку кроватки. Поставьте маленького около дивана, и он будет цепляться за него изо всех своих сил! И вот, чадо уже прохаживается по дому, придерживаясь за мебель и стены. Совсем скоро дитя не будет держаться и станет стоять некоторое время без всякой помощи. В девять-десять месяцев, дети учатся сгибать коленки и садиться. В 11 месяцев, ваш сынок или дочка смогут стоять, наклоняться и приседать без помощи родных. Возьмите его за ручку и попробуйте ходить. Он так забавно идет на цыпочках, словно косолапый медвежонок!
В 13 месяцев большинство детишек могут ходить сами, но еще неуверенно. Не начинайте бить тревогу, если малыш передвигается по квартире, держась за стенку в таком возрасте. Ему просто необходимо чуть больше времени. В годик и два месяца малыш должен стоять без поддержки, наклоняться. В год и три месяца, ребеночек довольно уверенно ходит. В год и четыре – обретает интерес к спускам и подъемам по лестнице, с помощью мамы, конечно. А вот в полтора годика малыши уже очень твердо ходят на ножках, даже танцуют. К двум годикам шаги ребенка становятся все увереннее, и ему все больше нравится постигать новые горизонты, например, прыгать. В три годика малыш полностью овладевает основными движениями: ходит, прыгает, бегает.
Какова роль родителей в обучении малыша ходьбе?
Когда маленький учится вставать, то, чтобы сесть из вертикального положения, ему нужна помощь мамы. Вы должны просто показать ему, как согнуть коленки, и мотивируйте ребенка сесть самостоятельно. Чтобы помочь малышу научиться ходить, встаньте или сядьте перед ним на расстоянии и протяните к нему руки, тем самым подбадривая его пуститься к вам в объятия. Приобретите ходунки для обучения ходьбе. Не покупайте обувь малышу, пока он не станет постоянно выходить гулять. Ходьба босиком помогает развить координацию движений малыша и развить равновесие. И, конечно, не оставляйте маленького одного без присмотра.
Когда стоит начать волноваться?
Вы говорили выше, что многие дети не ходят до 16 или 17 месяцев. Если ваш малыш осваивает навыки, то не переживайте. Одни учатся быстрее, другие медленнее. Все индивидуально. Но если отставание становится очевидным, то посетите врача. Только не паникуйте!
Почему-то этот важный навык ребенок осваивает как раз в те моменты, когда ему полагается спать. Только мама уложит малыша в кроватку, как он снова в вертикальном положении. Что же делать?
Новый этап дети проходят в возрасте около семи-восьми месяцев. Держась за стенки кроватки, они неуверенно, но с большим энтузиазмом поднимаются на ножки и стоят до тех пор, пока хватает сил, — садиться они еще не умеют.
Закрепляют навык крохи, как обычно, методом повторения. Поэтому в этот период родителям трудно в буквальном смысле слова уложить малыша спать — он из горизонтального положения постоянно норовит принять вертикальное.
Детям этот процесс очень нравится, что видно по их довольным личикам и настойчивости. А родителям нужно позаботиться о том, чтобы малыш в кроватке находился в безопасности и чтобы у него было достаточно времени попрактиковаться без ущерба для сна.
Если не давать малышу часто вставать, укладывать при каждом его подъеме, то времени на освоение нового навыка у крохи уйдет больше. При этом и днем, и ночью он будет хуже спать.
Чтобы этого не произошло, родителям стоит помнить о некоторых правилах в этот период.
Не ограничивайте ребенка в тренировках
Как это часто бывает, дети демонстрируют новые умения в неподходящий момент — например, ночью. Чтобы это не отразилось на продолжительности и качестве сна ночью, родителям нужно днем давать детям время потренироваться в новом навыке.
Кстати, учиться необязательно в детской кроватке. Можно около дивана, там малыш практикуется, поднимаясь и снова опускаясь, чтобы дотянуться до игрушки.
В этот период родителям рекомендуется проводить с детьми больше игровых движений на приседание и подъем. Это помогает ребенку развивать силу в ногах.
Не забывайте о безопасности
Как только малыш начинает вставать в кроватке, необходимо поднять и сделать повыше высоту боковых стенок и опустить матрас, чтобы кроха случайно не выпал.
Бортики кровати должны находиться на уровне лица малыша или даже выше.
Нужно предусмотреть, чтобы под ногами у ребенка не было мягких игрушек или подушки, наступив на которые, малыш станет выше и может перевеситься через бортик. Кроме того, он еще не умеет контролировать себя, когда садится. Устав стоять, кроха отпускает ручки и падает на матрас. Чтобы он не ударился о стенки кроватки, нужно повесить мягкие бортики.
Подумайте о спальном мешке
Идея для слишком активных младенцев, которые так старательно тренируются в кроватке, что потом не могут успокоиться и заснуть в привычное время. В этом случае можно использовать специальный детский спальный мешок.
Его можно приобрести или сшить самому по подобию конверта для новорожденных. «Приспособление» сдерживает движения крохи, он не сможет вставать в нем. Конверт заменяет одеяло. Малышу будет тепло, а согревшись, он легко уснет. Правда, кому-то из детей спальный мешок может не понравиться, и тогда родителям придется терпеливо наблюдать и ждать момента, когда же чаду надоест практиковаться в умении вставать и ложиться.
Не подключайтесь к игре
Как это часто бывает: мама положила ребенка в кроватку для сна, а он тут же встал и, гордый собой, наблюдает за маминой реакцией. Мама снова положила малыша, а малыш снова встал. И так может продолжаться долго.
Ребенок расценил действия мамы как игру. С одной стороны, ему нравится свое достижение — он теперь умеет подниматься и стоять, наблюдая за окружающим миром с другого ракурса, а с другой — еще и мама с ним играет. Сейчас малышу точно не до сна.
Поэтому мама в этот момент поступит мудро, если выдержит время, когда ее активный ребенок попрактикуется, устанет и будет готов к отдыху. Единственное — придется немного изменить режим дня и ложиться спать раньше.
Уберите из кроватки лишние вещи
Опасения у педиатров возникли из-за риска синдрома внезапной детской смерти и удушения. Несмотря на то, что дети в этот период подвижны и любознательны, не нужно превращать из кроватки игровую площадку.
Во время бодрствования там не должны находиться ни игрушки, ни одеяла, ни пледы. Считается, что до наступления 12 месяцев, малыш может обходиться без одеяла.
На самом деле этот период доставляет родителям беспокойство. Но он быстро проходит и потом вспоминается как один из самых забавных. Малыш осваивает новые навыки с такой радостью и усердием, что наблюдать за ним одно удовольствие. Так что не забудьте сделать несколько кадров на память о времени, когда ваш малыш играл в ваньку-встаньку.
— Наш Ванечка сегодня пошел! – радостно встречает папу после работы сияющая от счастья мама. – Ванечка, смотри, кто пришел! – И виновник праздника осторожно и несмело тупочет навстречу своему большому папе, который подкидывает его аж до самого потолка…
Не сравнивайте: все субъективно
Первые шаги малыша – всегда праздник, в каждой семье. Мамы на детской площадке хвастаются достижениями карапузов: Оленька научилась сползать с дивана, Илюша уже третий день сам поднимается и ходит вдоль дивана, а вот Ванечка сделал первые в своей жизни самостоятельные шаги! Илюшина мама расстроена – ведь ее сынок на целый месяц старше, а ведь не ходит еще.
А огорчаться совсем не нужно! Возраст, когда малыши начинают ходить, не опираясь на стеночку или другую опору, колеблется от 8 до 14 месяцев – у всех по-разному. Специалисты называют разные цифры. Рекомендуется обратиться к врачу, если малышу исполнилось полтора годика, а он все еще не пошел. В других источниках верхний предел ограничивается 16 месяцами.
Как видите, возраст первых самостоятельных шагов для каждого ребенка очень индивидуален, так же, как и график роста и другие физические достижения.
Детки ходят по-разному
Момент, когда кроха становится в своей постельке и, крепко схватившись за бортики, неловко переступает вдоль кроватки, на самом деле и считается началом ходьбы. Обрадованная мама торопит события, вынимает малыша из кроватки и ставит на пол, чтобы наконец пройтись с ним по комнате за ручку. Не спешите! Упражнениями в кроватке карапуз укрепляет свои еще неумелые ножки, тренируя мышцы и делая их сильнее.
Походка у карапузов совсем не похожа на походку взрослых людей. Еще бы – ведь она сформируется только к 4-5 годам, в этом же возрасте появятся и характерные синхронные движения рук и ног, когда одновременно с левой ножкой поднимается в махе правая рука, и наоборот (выглядит так, как будто человек марширует в вольном темпе; собственно, ведь все люди так и ходят).
А пока дети, которым исполнился или вот-вот исполнится годик, ходят, широко расставляя ножки для равновесия, стопы при этом вывернуты наружу, а сами ножки согнуты в коленных и тазобедренных суставах. В возрасте 2-3 лет малыши ходят по-другому: ножки их почти выпрямлены, то есть практически не согнуты в коленях, так что создается впечатление, что малыш встал на ходули.
Босиком или в обуви?
Каждая мама уверена, что первые шаги – это сигнал к покупке целого арсенала новой детской обуви. Переплетенные босоножки с бусинками, крошечные туфельки со стразами, демисезонные ботиночки, декорированные цветочками, изящные кеды с модным принтом. Однако при выборе обуви главным критерием должно оставаться качество и комфорт, и лишь потом – внешний вид и синхронизация с трендами детской моды.
Итак, как же лучше для малыша вступать в новую жизнь – в тапочках или носочках, или вовсе босиком?
Ортопеды рекомендуют делать первый шаг в обуви, обязательно оснащенной супинатором. Они утверждают, что это служит профилактикой плоскостопия, кроме того, обувь ограничивает стопу и не дает е распластаться. Но расхождения во мнениях существуют даже среди ортопедов. В книге « Сними ботинки — и иди » американский ортопед Саймон Виклер делает вывод, основанный на собственных исследованиях: чем больше человек ходит босиком и чем более гибкая подошва его обуви, тем здоровее у него стопа. Он рекомендует чаще давать детям ходить босиком.
Есть и другие мнения, совпадающие с этой « босоногой » теорией, однако с немаловажной поправкой: малыши обязательно должны ходить голенькими ножками, но не дома, по гладкому ламинату или плитке, а на природе. По песку или гальке, по траве или тропинке в саду – здесь хороша любая естественная неровная поверхность. Песчинки и камешки, травинки и рельефный рисунок тропинок раздражают кожу стопы. А она, в свою очередь, посылает нервные сигналы в мышцы, которые реагируют формированием правильного свода стопы, той самой пружинящей арки, которая не отпечатывается на следе здоровой ножки, развитой без патологий. Именно эту арку помогает формировать супинатор в ортопедической обуви.
ул. Пантелеймоновская 88,Торговый Центр «Александровский»,2-й этаж, офис интернет магазина «Шалунишка» Одесса