Во сколько начинают говорить дети мальчики

И эта разница может достигать двух лет! Рассказываем, как избежать негативного сценария.

Во сколько начинают говорить дети мальчики

Врач-невролог детской клиники «СМ-Доктор» на ул. Космонавта Волкова

«Как правило, в один год ребенок должен уметь произносить от 10 до 15 слов, в полтора года — 50–75 слов. Именно в это время родители замечают разницу. По многочисленным исследованиям, количество слов у девочек в этом возрасте составляет 60–70 слов, в то время, как у мальчиков, 30–40 слов. Но если их еще меньше, это повод для беспокойства.

На развитие речи у детей влияет множество причин. Но даже при одинаковых условиях воспитания родители отмечают, что чаще всего мальчики начинают говорить позже девочек. Объясню, с чем это может быть связано».

Правое и левое полушария соединяет мозолистое тело (скопление нервных волокон). Так вот у мальчиков оно довольно тонкое, поэтому связь между ними слабая. Сильному полу сложно собрать воедино информацию из разных полушарий. У девочек, напротив, мозолистое тело толще, поэтому проводимость импульсов и связь между двумя половинками лучше.

У мальчиков лучше развиты лобные отделы головного мозга, которые отвечают за планирование действия, поведение, эмоциональную окраску действий. Им тяжело выполнять однообразную работу, поэтому не стоит нагружать ребенка сложными монотонными занятиям, лучше разделить их на мелкие части и сделать более увлекательными. Девочкам проще выполнять несколько дел одномоментно, мальчики могут концентрироваться только на одном действии.

Основной центр речи, который располагается в левом полушарии, созревает быстрее у девочек.

У слабого пола более развита способность к артикуляции и подражанию, они лучше копируют родителей, их стиль речи.

Дети воспринимают информацию по-разному. Мальчикам нужно понимать, зачем совершать какое-либо действие. Важно своим примером показывать им, что стоит, а чего не стоит делать. Девочкам достаточно сказать, что от них требуется.

Мозг мальчиков больше ориентирован на пространственное соотношение, их мышление нестандартно. Они показывают высокие результаты в тестах на скорость и точность, — мозг позволяет быстро выполнять задания. В разговоре они стараются донести суть. У девочек преобладает вербальный интеллект — способность складывать буквы в слова, а слова в предложения, их мышление однотипно. Им важен момент контакта, тема разговора не имеет такого значения, как само общение. Поэтому они успешны в деятельности, связанной с коммуникациями.

Во сколько начинают говорить дети мальчики

Правильно ли проходит развитие речи ребенка? Этот вопрос является одним из самых волнующих для родителей. Многие думают, что развитие речи служит показателем умственного развития малыша. На самом деле связь тут обратная: при задержке речевого развития замедляются навыки общения и обучения. Логопеды и дефектологи давно заметили, что среди их клиентов мальчиков во много раз больше, чем девочек. Этот факт многие связывают с тем, что, мол, мужчины вообще слабее женщин, потому и проблем со здоровьем у них больше. Это не совсем так. Просто у мальчиков имеются свои как физиологические, так и психологические особенности развития, касаются они и вопросов правильного формирования и развития речи будущих мужчин.

Почему мальчики начинают говорить позже девочек

С точки зрения анатомии дело в следующем: у мальчиков правое полушарие мозга (которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию) и левое полушарие (отвечающее за рационально-логическое и речевое мышление) каждое по отдельности развиты хорошо (возможно, даже лучше, чем у девочек), но пучок нервных волокон (который соединяет оба полушария) тоньше, чем у девочек и развивается медленнее. Это не патология – просто, так распорядилась природа. Поэтому обмен информацией между полушариями затруднён, а значит, мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Хотя мальчики и начинают говорить чуть позже девочек (в среднем на 4 месяца), в раннем детстве это может быть практически незаметным. Однако ослабленное здоровье мамочки в период беременности, детские болезни в раннем возрасте, наследственность и другие проблемы приводят к задержке речевого развития мальчиков, а то и вовсе переходит в тяжёлые формы нарушения речи. Например, среди заикающихся детей мальчиков вдвое больше, чем девочек, а среди страдающих алалией (почти полным отсутствием речи при сохранном слухе) – втрое, такое же количество деток с дизартрией (когда ребенок испытывает трудности при произнесении очень многих звуков и его речь почти не понятна окружающим). Но мамам мальчиков не стоит пугаться, надо просто внимательно следить за развитием речи своих сыновей, активно помогать этому развитию, и в случае возникающих проблем обратиться к логопеду. Многие проблемы речевого развития устранимы, главное вовремя их заметить.

Как предупредить задержку речевого развития ребёнка

О задержке речевого развития могут говорить следующие настораживающие моменты:
* Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбнется.
* Если малыш, которому исполнилось полгода, совсем не лопочет.
* Если ребёнку уже больше года, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит
* Если к двум с половиной годам ребёнок говорит менее 20 слов
* Если ребёнок явно не понимает обращённой к нему речи
* Если трёхлетний малыш говорит, но настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные
* Если ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их
* Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов), или у него есть трудности с сосанием или жеванием.

Конечно, все сроки довольно условны и полного совпадения всех детей как в развитии речи, так в формировании других психических функций, не бывает, поскольку каждый ребёнок развивается индивидуально. Но всё же, во избежание серьёзной задержки речевого развития, надо следить, чтобы развитие малыша хотя бы примерно совпадало с установленными наукой общими закономерностями развития речи. Правильное развитие речи ребёнка можно и нужно стимулировать. И лучше начинать делать это с самого рождения малыша. Даже с мледенцем-несмыслёнышем надо постоянно разговаривать, отвечать на его младенческий лепет или агуканье. Ребёнку постарше необходимо показывать и называть вещи, которые его окружают. При этом взрослые должны использовать в своей речи как можно больше прилагательных и синонимов. К примеру, вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Дай мне машинку», скажите так: «Дай мне маленькую синюю машинку» (даже если других машинок другого цвета и размера рядом нет). Чем больше слов будет слышать малыш, тем активнее будет происходить развитие его речи.

Ещё детям всех возрастов необходимо много читать и обсуждать с ними прочитанное. Отлично помогает развитию речи ребенка разучивание стишков и песенок, кроме того, это развивает память и внимание. Поскольку нормальное развитие речи ребёнка происходит в процессе подражания, следите за тем, чтобы ваша собственная речь была образцом такого подражания. Не стоит сюсюкать, общаясь с малышом – это может вызвать задержку речевого развития. И, естественно, взрослым не надо употреблять в своей речи всяческих слов-паразитов, вроде «блин» и т. п., которые, по сути, являются заменителями мата. Ребёнку этот речевой мусор ни к чему.

Что делать при обнаружении задержки речевого развития у ребенка

Если же вы все-таки подозреваете, что у ребёнка имеется задержка речевого развития, необходимо посетить невропатолога и логопеда. Многие родители до последнего тянут, часто надеясь, что те или иные виды нарушения развития речи пройдут сами по себе и обращаются к логопеду, когда ребёнок уже должен идти в школу. Так поступать не стоит. Не стесняйтесь и не бойтесь водить ребёнка к логопеду или дефектологу. Помните, что даже работающий в поликлинике логопед – прежде всего педагог, а не врач. Он вам подскажет, как быть в каждом конкретном случае, научит необходимым упражнениям, которые предотвратят задержку развития речи, поставит правильное звукопроизношение. Кстати, о последнем. Нарушение звукопроизношения не всегда означает задержку речевого развития. В большинстве случаев этот недостаток речевого развития легко устраним. Никогда не нервничайте и не обвиняйте ребёнка в том, что он не может выговорить какой-либо звук. Ведь дети в этом не виноваты, и часто сами переживают по этому поводу, да и некоторые сверстники дразнят «картавыми» и «шепелявыми» — им тяжело и без упрёков взрослых. У детей таких раздражительных родителей происходит обратная реакция на эти несправедливые обвинения – психологический зажим. И работать логопеду с ними потом довольно трудно. Относитесь к занятию с логопедом серьёзно, аккуратно выполняйте с детьми заданные упражнения. Все неправильно произносимые малышом звуки лучше исправить до поступления в школу, иначе эта проблема может перейти в нарушение письменной речи (иногда дети начинают писать с теми же ошибками, что и говорят). Если же у вашего малыша обнаружилось тяжёлое нарушение речи, то логопед будет работать в тесном сотрудничестве с врачами.

Итак, главное, что должны запомнить родители мальчиков – не переживайте раньше времени. Речь вашего ребёнка обязательно будет в норме. Главное быть внимательными по отношению к малышу – не просто следить за его развитием, а активно участвовать в нем. Ну, и, конечно, быть достойными образцами для подражания, то есть личным примером приучать ребёнка к правильной и красивой речи.

Во сколько начинают говорить дети мальчики

Каждый родитель предвкушает пору, когда в доме будет звучать милая болтовня малыша, ждет волнительного момента, когда услышит от своей крохи заветные «мама» и «папа». И если время идет, а ребенок молчит, взрослый начинает ощущать все большее беспокойство.

В этот момент очень сложно понять, с чем связано молчание: это либо индивидуальный сценарий развития ребенка, либо проблема, которую пора решать.

Подобные сложности тревожат многих родителей. Более того, логопеды отмечают, что детей с поздно развивающейся речью в последнее время становится все больше. Согласно исследованиям, 25% детей 4 лет имеют нарушения речевого развития, что в 6 раз превышает показатели двадцатилетней давности! Если исключить неврологические факторы и задержку в развитии, то причиной появления молчунов становятся гаджеты и родители, которые мало общаются с ребенком.

Телевизор и гаджеты

Общеизвестно, что телевизор и компьютерные игры детям старше 3 лет можно использовать не больше 30 минут в день. Однако обстоятельства вынуждают нас идти на значительные уступки — даже дети первого года жизни проводят непозволительно много времени перед экраном.

Ну а как еще маме справиться со всеми делами, когда рядом «заводной моторчик» требует бесконечного внимания? Чаще всего, малыш получает заветный мультик, а мама —долгожданные минуты спокойствия. Вскоре ребенок становится продвинутым пользователем цифровых технологий — он обладает уже и собственным телефоном, и любимыми играми на компьютере.

Но не все так хорошо, как кажется. Во-первых, из гаджетов поступает слишком быстрый и насыщенный поток информации, который ребенок не способен качественно переработать. Речь в мультике для него звучит неразборчиво, потому и не может научить его правильно говорить.

Во-вторых, мультики не призывают детей к речевой активности, как, например, это делает мама или бабушка во время совместных занятий. Ребенок, увлеченный телевизором или планшетом, играет пассивную роль в процессе. В живом общении он занимает активную позицию и заинтересован в том, чтобы донести до близких свою мысль.

Родителей, идущих путем внедрения гаджетов в жизнь малыша, очень легко понять. Однако, следует помнить, что если влияние экологии и генетики на развитие детей мы уменьшить не в состоянии, то стоит хотя бы постараться снизить негативный эффект электронных устройств.

Молчаливые родители

Невидимый, но самый распространенный фактор молчания малышей – минимальное и непродуктивное общение с ребенком. Развитие речи, активно происходящее в первые три года жизни крохи, невозможно без детско-родительского общения. Рассказывайте ему обо всем, что он видит и делает: вот журчит водичка, когда моем ручки, вот завязываем шнурочек… Задавайте вопросы, стимулирующие его на разговор: «Какой у Оли шарфик? —мягкий, белый». В какой-то момент даже самый большой молчун обязательно захочет ответить. Разговаривать с маленьким ребенком надо медленно, нараспев, с разной интонацией, четко проговаривая каждое слово.

Чем можно помочь ребенку, чтобы потом не бегать по врачам?

Доказано, что упражнения на развитие мелкой моторики способствуют развитию речи. Поэтому разминайте пальчики, перебирайте крупы и бобы, сортируйте и складывайте их в узкие отверстия, завязывайте бантики и перебирайте четки. В детстве всех пап и мам были игры со своими пальчиками — «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п.

Читайте ребенку книги — медленно, внятно, разными голосами, проговаривая каждый звук. Обсуждайте их, комментируйте картинки, каждую деталь, привлекшую внимание ребенка.

Очень хорошо развивает речь пальчиковый театр: и ручки тренируем, и кукол пытаемся озвучивать.

Также важно следить, чтобы речь, которую слышит наш «молчун», была разборчивой, выразительной, не очень быстрой. Обратите внимание, что так называемое «сюсюканье», если дети слышат его часто, принимается ими за нормальную речь. Попросите бабушек, которые иногда этим грешат, общаться с внуками «как со взрослыми».

Игры, чтение, пение и общение – все это очень хорошо развивает словарный запас ребенка. Находите время и на упражнения для развития мелкой моторики – чем подвижнее и проворнее пальчики, тем лучше речь!

Ссылка на основную публикацию