— Наш Ванечка сегодня пошел! – радостно встречает папу после работы сияющая от счастья мама. – Ванечка, смотри, кто пришел! – И виновник праздника осторожно и несмело тупочет навстречу своему большому папе, который подкидывает его аж до самого потолка…
Не сравнивайте: все субъективно
Первые шаги малыша – всегда праздник, в каждой семье. Мамы на детской площадке хвастаются достижениями карапузов: Оленька научилась сползать с дивана, Илюша уже третий день сам поднимается и ходит вдоль дивана, а вот Ванечка сделал первые в своей жизни самостоятельные шаги! Илюшина мама расстроена – ведь ее сынок на целый месяц старше, а ведь не ходит еще.
А огорчаться совсем не нужно! Возраст, когда малыши начинают ходить, не опираясь на стеночку или другую опору, колеблется от 8 до 14 месяцев – у всех по-разному. Специалисты называют разные цифры. Рекомендуется обратиться к врачу, если малышу исполнилось полтора годика, а он все еще не пошел. В других источниках верхний предел ограничивается 16 месяцами.
Как видите, возраст первых самостоятельных шагов для каждого ребенка очень индивидуален, так же, как и график роста и другие физические достижения.
Детки ходят по-разному
Момент, когда кроха становится в своей постельке и, крепко схватившись за бортики, неловко переступает вдоль кроватки, на самом деле и считается началом ходьбы. Обрадованная мама торопит события, вынимает малыша из кроватки и ставит на пол, чтобы наконец пройтись с ним по комнате за ручку. Не спешите! Упражнениями в кроватке карапуз укрепляет свои еще неумелые ножки, тренируя мышцы и делая их сильнее.
Походка у карапузов совсем не похожа на походку взрослых людей. Еще бы – ведь она сформируется только к 4-5 годам, в этом же возрасте появятся и характерные синхронные движения рук и ног, когда одновременно с левой ножкой поднимается в махе правая рука, и наоборот (выглядит так, как будто человек марширует в вольном темпе; собственно, ведь все люди так и ходят).
А пока дети, которым исполнился или вот-вот исполнится годик, ходят, широко расставляя ножки для равновесия, стопы при этом вывернуты наружу, а сами ножки согнуты в коленных и тазобедренных суставах. В возрасте 2-3 лет малыши ходят по-другому: ножки их почти выпрямлены, то есть практически не согнуты в коленях, так что создается впечатление, что малыш встал на ходули.
Босиком или в обуви?
Каждая мама уверена, что первые шаги – это сигнал к покупке целого арсенала новой детской обуви. Переплетенные босоножки с бусинками, крошечные туфельки со стразами, демисезонные ботиночки, декорированные цветочками, изящные кеды с модным принтом. Однако при выборе обуви главным критерием должно оставаться качество и комфорт, и лишь потом – внешний вид и синхронизация с трендами детской моды.
Итак, как же лучше для малыша вступать в новую жизнь – в тапочках или носочках, или вовсе босиком?
Ортопеды рекомендуют делать первый шаг в обуви, обязательно оснащенной супинатором. Они утверждают, что это служит профилактикой плоскостопия, кроме того, обувь ограничивает стопу и не дает е распластаться. Но расхождения во мнениях существуют даже среди ортопедов. В книге « Сними ботинки — и иди » американский ортопед Саймон Виклер делает вывод, основанный на собственных исследованиях: чем больше человек ходит босиком и чем более гибкая подошва его обуви, тем здоровее у него стопа. Он рекомендует чаще давать детям ходить босиком.
Есть и другие мнения, совпадающие с этой « босоногой » теорией, однако с немаловажной поправкой: малыши обязательно должны ходить голенькими ножками, но не дома, по гладкому ламинату или плитке, а на природе. По песку или гальке, по траве или тропинке в саду – здесь хороша любая естественная неровная поверхность. Песчинки и камешки, травинки и рельефный рисунок тропинок раздражают кожу стопы. А она, в свою очередь, посылает нервные сигналы в мышцы, которые реагируют формированием правильного свода стопы, той самой пружинящей арки, которая не отпечатывается на следе здоровой ножки, развитой без патологий. Именно эту арку помогает формировать супинатор в ортопедической обуви.
Наиболее стремительно человек растет на первом году жизни.
Только за первый месяц малыш прибавляет в весе 600-1000 грамм, а в росте – 2-3 сантиметра. Далее каждый месяц ребенок в среднем будет прибавлять 500-900 грамм, а вырастать на 2-3 сантиметра.
Во втором полугодии ребенок растет уже не так быстро, в среднем он прибавляет 400-500 грамм, а рост увеличивается на 1-2 сантиметра в месяц. Считается, что к полугоду вес ребенка должен удвоиться, а к году — утроиться .
Конечно, эти показатели усредненные. Многое зависит от исходного веса, наследственности, способа вскармливания и т.д. Если ребенок весел и здоров, но немного отстает в весе, то поводов для беспокойства нет – у каждого свои темпы роста.
1 месяц
Младенец уже не кажется таким беспомощным и несмышленым, как выглядел в первые дни после рождения. К этому времени он уже пытается следить за яркой погремушкой, если ей плавно поводить у него перед глазами. Когда к малышу обращаются с ласковыми словами, он начинает прислушиваться, издавать первые звуки, улыбаться. Если ребенка положить на живот, он попытается удержать голову.
2 месяца
В этом возрасте малыш легко следит за движущимся предметом, поворачивает голову к источнику звука, много улыбается. Издает достаточно много звуков – гулит. Хорошо держит голову лежа на животе.
3 месяца
В три месяца ребенок может сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете. Если подвесить над ним игрушки, то он будет пытаться достать их рукой. А если вложить ему в ладонь погремушку, то он сможет какое-то время удерживать ее. При ласковом обращении к малышу, он начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – это называется комплекс оживления. В положении лежа на животе он долго удерживает голову в вертикальном положении, опираясь на предплечья. Пытается переворачиваться со спины на живот.
4 месяца
Младенец уже может узнавать мать, отца, смеяться при общении с ними. Легко находит глазами источник звука, поворачивает голову в его сторону. Может самостоятельно взять погремушку в руки и долго ее удерживать, разглядывать. Все его движения становятся более осознанными. Малыш часто изучает свои руки – долго рассматривает их, то приближая, то отдаляя их от глаз.
5 месяцев
В этом возрасте ребенок начинает различать своих и чужих, строгий и ласковый тон, откликаться на свое имя. Может подолгу разговаривать сам с собой. Способен брать игрушку из рук взрослого и долго с ней играть. Пытается переворачиваться с живота на спину и ползать. Если малыша поддерживать под мышки, он опирается на ножки и ровно стоит.
6 месяцев
Поскольку этот возраст совпадает с возрастом введения прикорма, ребенок учится есть из ложки, пить из чашки и сидеть в детском стуле. Большинство полугодовалых детей уже четко знают свое имя и реагируют на него. Они начинает лепетать, при этом слышны отдельные слоги «ба», «ма». В этом возрасте обычно прорезываются первые зубы, поэтому по ночам малыш может плохо спать и капризничать. Днем периоды бодрствования достигают 5-8 часов в сутки.
7 месяцев
В семь месяцев ребенок способен свободно манипулировать игрушкой – бросать, стучать, размахивать, перекладывать. Если игрушку отложить на небольшое расстояние, малыш может самостоятельно доползти до нее. Во время бодрствования он подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги, а на вопрос «где» пытается разыскать знакомый предмет. На протяжении этого месяца жизни ребенок продолжает оттачивать те навыки и умения, которые уже были освоены им ранее. Так, например, он уже пытается самостоятельно садиться, быстро ползать в разных направлениях. Некоторые малыши даже пытаются вставать, держась за решетку кровати или диван.
8 месяцев
Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. Вообще в этом возрасте ребенок все тянет в рот – так он познает мир. В игре начинает подражать простым действиям – вынимает, стучит, катает машинку, мячик. Может выполнять по просьбе «ладушки», «сороку-ворону» и т.д. Громко, четко произносит отдельные слоги. Разброс навыков в этом возрасте достаточно большой – одни дети уже быстро ползают, а другие только-только начали сидеть. Вообще, чем сложнее навык, тем больший разброс по времени требуется для овладения им.
9 месяцев
В этом возрасте ребенок тянется к общению с себе подобными. Он будет с удовольствием играть с другим ребенком, подражать ему, «разговаривать» с ним. Некоторые малыши ходят, держась за ручку или за любую другую опору. Однако основным способом передвижения остается ползание. И иногда ребенок ползает быстрее, чем мама бегает. Поэтому самое время позаботиться о безопасности дома, в котором живет малыш. Убрать повыше все бьющиеся предметы, горшки с цветами, компьютерный системный блок, обезопасить электрические розетки и т.д.
10 месяцев
Совершенствование полученных навыков идет полным ходом – ребенок по просьбе выполняет ранее заученные действия, на вопрос «где», «дай» отыскивает искомый предмет. Если, родители учили ребенка есть ложкой и пить из чашки, то в этом возрасте он способен делать это самостоятельно. Подражает взрослым – повторяет новые слоги, действия с игрушками.
11 месяцев
Время первых шагов, первых сложенных пирамидок, первых слов – «ма-ма», «дай», «бай-бай». Лепет ребенка становится более разнообразным и сложным. В этом возрасте малыш начинает различать «своих» и «чужих». Совершенствуются моторные навыки — движения становятся более координированными и уверенными. Некоторые дети начинают ходить именно в этот период времени.
12 месяцев
В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется практически с каждым днем, и у особо продвинутых личностей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами.
К этому возрасту у ребенка должно быть восемь зубов. Обычно к году закрывается родничок, но четких сроков закрытия родничка нет – это событие может произойти в промежутке между 8 месяцами и полутора годами.
Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно если в чем-то ребенок отстает, то в другом опережает. А даже если ни в чем не опережает, то все равно сядет (встанет, пойдет, заговорит) рано или поздно. Главное, любить ребенка таким, какой он есть.
Первое проявление речи – это КРИК. Крик играет роль тренировки голоса и является первым средством общения с матерью, т.к. посредством крика ребенок вызывает появление матери, а с ней и приятные ощущения.
3 недели – 1 месяц жизни
Ребенок начинает реагировать на прикосновения матери, яркий свет, звуки. Возникает реакция сосредоточения на голосе взрослого. Ребенок начинает различать интонации взрослых.
1 — 2 месяцы жизни
На рубеже 1 и 2 месяцев, при первых проявлениях радости, у младенца возникают короткие звуки вроде «гы», «кхы»(так называемое “гуканье”), часто сопровождаемое появлением пузырей.
2 — 3 месяцы жизни
Ребенок начинает акцентировать взгляд на голосе взрослого и проявлять ответную эмоциональную реакцию, возникает гуление. Гуление — это произношение звуковых комплексов, состоящих из протяжных звуков ( а-а-а ,агу ,агы ,бу ,бум-бу) и т.п. В процессе гуления происходит подготовка артикуляционного аппарата к произношению звуков, и одновременно запускается процесс развития понимания речи. Стадия гуления носит врожденный характер. Гуление наблюдается и у глухих детей.
-
Следует помнить!
- Слуховое и зрительное сосредоточение у ребенка развивается в том случае,
если малыш постоянно слушает речь взрослого, видит его. - Во время бодрствования ребенок должен слышать обращенную к нему речь.
- В результате пока еще одностороннего общения со взрослыми, ребенок
начинает различать голоса близких людей, приучается различать имена,
свое имя, а затем и отзываться на него.
4 месяц жизни
В этот период жизни ребенок произносит звукосочетания, тянет звуки. Эти звукосочетания даже невозможно воспроизвести.
5 месяц жизни
Ребенок, в ответ на обращенную к нему речь, дает ответную голосовую реакцию, он певуче гулит с цепочками звуков (ма-а ба-а , па-па). На основе самоподрожания звуки повторяются. Ребенок вступает в стадию лепета.
6 — 8 месяцы жизни
У ребенка появляется первая форма проявления речи – лепет. Он как бы начинает настраивать свой артикуляционный аппарат по слуховому, акустическому подражанию речи. Он начинает произносить определенные звуковые сочетания (па, ка, ма, га). В этом возрасте дети начинают реагировать на своё имя, дифференцировать названные знакомые предметы.
8 — 9 месяцы жизни
У ребенка идет бурное развитие понимания речи, в том случае, если взрослый постоянно с ним общается. Ребенок начинает устанавливать связь между предметами и словами, на них указывающими. Так, если ребенку показывать и называть предмет и при этом спрашивать «Где киса?», то он будет искать предмет глазами.
Этапы проявления реакции на слово взрослого:
- поворачивает голову, смотрит на предмет.
- тянется к предмету, хочет взять его, показывает предмет указательным пальцем.
- подает предмет взрослому по его просьбе.
-
Следует помнить!
- Чаще всего, в норме, пауза между тем моментом, когда ребенок стал показывать пальцем
на предмет и моментом, когда он начал произносить слово,
обозначающее предмет, составляет 5 — 8 месяцев.
9 — 11 месяцы жизни
Ребенок начинает подражать звукам речи взрослых, называть предметы и людей слогами. В этом возрасте он начинает понимать команду «Нельзя», выполнять поручения «Дай», «Принеси». При систематическом назывании ребенку окружающих явлений и предметов, к 14 – 15 месяцу ребенок будет понимать в речи окружающих все, что относится к его повседневной жизни. В этом возрасте велика и важна для ребенка речевая активность окружающих его взрослых, и, конечно же, матери.
12 месяц жизни
У ребенка, который имеет уже богатый опыт общения со всеми членами семьи, появляется большое количество звукосочетаний, из которых в ближайший месяц будут рождаться первые слова. К концу 1 года жизни ребенок овладевает 8 — 12 словами: «мама, папа, дядя, дай, на, бух» и т.д.
-
К концу 1 года отметьте для себя следующее :
- сколько слов говорит ваш ребенок к концу 1-го года
- какие звуки ребенок произносит отчетливо.
Смех, как физиологическая особенность, данная каждому человеку, является показателем положительных эмоций и хорошего настроения. Человек смеется от услышанной шутки или осознания того, что ситуация комичная, так же смехом человек показывает доброжелательное расположение к собеседнику или желание сблизится с человеком. Смех — один из способов коммуникации, который понятен всем людям и не имеет речевого барьера.
Смех — сложный двигательный акт, состоящий из сокращения мышц диафрагмы и сопровождающийся работой голосового аппарата. Центр смеха локализуется в стволе головного мозга, а в организации смеха участвуют мозжечок, средний мозг и гипоталамус.
К моменту рождения ребенок смеяться не умеет, а единственным средством общения с миром у него является крик. Им он показывает свои нужды и до определенного возраста удовлетворяет возникающие потребности.
Новорожденный ребенок может улыбаться, но происходит это непроизвольно. Улыбка новорожденного — это не позитивная эмоция, а спонтанное сокращение лицевых нервов, в результате становления и развития нервной системы.
Только умиротворенная обстановка, ощущение комфорта и безопасности могут способствовать дальнейшему развитию приятных ощущений. Осознанно ребенок начинает улыбаться к двухмесячному возрасту, он копирует мамину улыбку и таким образом выражает свое удовольствие.
Предвестником смеха у младенца является энергичная улыбка. Первые попытки засмеяться у ребенка появляются уже в 2-2,5 месяца, часто они напоминают кудахтанье, поэтому остаются незамеченными. И только с 3-4 месяцев появляется звонкий детский смех. Дети смеются в ответ на щекотку, при поглаживании по животику или подбрасывании в воздух, а также, когда ребенок слышит необычные звуки, произносимые взрослыми.
Главными доказательствами душевного здоровья малыша, его гармоничного развития является смех. Никого не оставит равнодушным заливистый и искренний смех малыша. Особенно умилительно хохочут младенцы, которые еще даже не научились говорить.
Малыш растет, накапливает впечатления во время бодрствования, и это может выражаться смехом во сне. Удивляться и бояться этого не надо, такой смех — своеобразный этап формирования психического и эмоционального развития ребенка.
С первым смехом у родителей возникает не только радость, но и вопросы. Так, часто мамы отмечают, что после смеха ребенок начинает икать. Это вполне нормально, ведь во время смеха задействованы органы дыхания. Слабая детская диафрагма испытывает непривычные ранее спазмы, которые и приводят к икоте после смеха.
Добрая улыбка мамы, совместные игры с ребенком, ношение малыша на руках, чтение стишков, приятная музыка, яркие и красивые картинки, пение песен вызывают проявление радостных эмоций, формируют довольную улыбку и вызывают звонкий смех.
Улыбайтесь, смейтесь вместе с вашими детьми и будьте счастливы!
Информацию для Вас подготовила:
Ляликова Юлия Викторовна — врач-педиатр, гастроэнтеролог. Ведет прием в Детском корпусе на Усачева.
Многие факторы влияют на то, во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться на животик. Для всех детей этот момент наступает в разное время, но специалисты определили примерные сроки, считающиеся нормой.
Со скольки месяцев ребенок переворачивается
Каждый малыш уникален, и его развитие происходит по своему графику. Чтобы ребенок смог самостоятельно перевернуться на животик, у него должны достаточно окрепнуть мышцы, развиться координация движений.
Обычно необходимые физические навыки появляются после трехмесячного возраста, но некоторые малыши начинают самостоятельно переворачиваться только после полугода. Это может быть связано с несколькими причинами:
- Темпераментом ребенка. Одни дети от природы активны и подвижны, другие более флегматичны и медлительны.
- Весом и комплекцией. Пухленькому бутузу сложнее изменить положение тела.
- Уходом. Если мама много внимания уделяет малышу, занимаясь с ним, он будет развиваться быстрее своих сверстников.
- Полом малютки. Обычно девочки раньше осваивают переворот со спинки.
- Физическим состоянием. Недоношенные или перенесшие заболевание дети осваивают новые навыки немного позже.
Не нужно волноваться, ведь нет жестких рамок, во сколько месяцев ребенок переворачивается в первый раз. Но если в полгода малыш даже не проявляет интереса и не делает попыток повернуться, лучше поговорить с педиатром.
Помогите ребенку научиться переворачиваться
Малышу интересно лежать на животике, но сам он еще не понимает, как изменить положение тела. Первые перевороты у него получаются неосознанно. Задача мамы состоит в том, чтобы этот навык закрепить:
- Вскоре после рождения выкладывайте ребенка на животик. Это позволит укрепить мышцы шеи и ручек и вызовет интерес у ребенка.
- Во время купания позволяйте ему вволю плескаться. Так ножки становятся сильнее.
- Потяните малыша за ручку, положите на бочок. Согните находящуюся сверху ножку, легонько толкнув в плечико, переверните детку на животик. Повторяйте упражнение несколько раз, меняя бока.
- Лежащего на спинке малыша возьмите за щиколотки. Потяните левую ножку вправо, удерживая при этом правую, пока он перевернется. Дайте ему самостоятельно уложить ручки и принять удобную позу. Верните ребенка на спинку и помогите ему повернуться в другую сторону.
- Малышу сложнее самому вернуться на спинку. Помогите ему, легонько подтолкните за плечико.
Такие упражнения нужно выполнять ежедневно по несколько раз. Постепенно ребенок сможет легко поворачиваться на животик, а немного позже и обратно на спинку.
Не заставляйте ребенка переворачиваться или садиться. Превратите обучение в игру, заинтересуйте, положив рядом яркую игрушку. Будьте с малышом ласковы, терпеливы, не торопите его, и он освоит нужные движения.
- О проекте
- Реклама
- Медиакит
- Пользовательское соглашение
- Условия проведения конкурсов
- Политика использования cookie-файлов
Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Шкулёв Медиа Холдинг»
И.О. главного редактора: Юлия Владимировна Серикова
Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.
Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):
Дети от рождения и до года развиваются очень быстро и усваивают за этот период очень много навыков. Здесь никак нельзя мерить всех детей под одну планку. Они все разные по темпераменту и развиваются по разному. Кто-то быстрее осваивает речь, а кто-то начинает рано ходить. Во многом развитие малышей зависит от родителей. Если усердно заниматься со своим ребёнком, то и результаты не заставят себя ждать. Не нужно, только ожидать от детей, что они научаться читать или считать. В первый год развитие на физическом уровне будет достаточно. Ребёнок только начинает познавать мир и ему все интересно, играя и развиваясь он начинает понимать, как все устроено. Эмоциональное развитие играет не последнюю роль, в это время малыш должен чувствовать себя в безопасности и находится все время рядом с мамой. Развивать чувства очень важно для малыша и в этом ему должна помочь мама. Давайте рассмотрим некоторые общие аспекты развития малыша, некоторые навыки, которыми овладеет ваш малыш достигнув одного года.
Содержание Свернуть
Физическое развитие детей
Когда ребёнок появился на свет, он не может сам двигаться и начинает только узнавать — какой этот мир. Он может рассматривать свои руки и ноги. Малыша нужно гладить по головке, спинке, животику, слегка массировать ножки и ручки, тогда малыш поймет какой он. Не помешает легкий массаж, легкими круговыми движениями можно помять малышу конечности и животик, спинку просто гладим с нажимом с верху вниз. Массаж помогает развивать мышцы и связки. Ребёнок быстрее научится переворачиваться и держать головку.
В более старшем возрасте лучше дать больше свободы. Пусть ребёнок пробует сам ползать в манеже. Чем больше он будет двигаться, тем быстрее и лучше будет развиваться. Потом, когда малыш начнет вставать на ножки, сделайте для него место где он сможет ходить по периметру держась за опору. Постепенно ребёнок научится ходить без поддержки. Пока можно ходить с ним держа его за руки. Когда дети начинают вставать на ножки, лучше всего будет чтобы у него была легкая и удобная обувь, тогда малыш будет ставить ногу на всю стопу, а не вставать на носочки. С обувью стопа будет развиваться правильно, если подобрать туфельки тщательно.
С месяцев трех можно делать с ребёнком зарядку. Примерно минут по десять в день. Гимнастика должна быть простой и не переутомлять малыша. Некоторые упражнения вполне посильны маленькому ребенку, такие как например, велосипед-делаем ножками и плаваем в воде с инструктором или просто в ванной. Водные процедуры принесут много радости и станут хорошим подспорьем в развитии малыша.
Эмоциональное развитие детей
Казалось бы дети не понимают многого, но они все равно знают себя и окружающих. К достижению года дети могут узнавать знакомые лица, радоваться близким, умеют смеяться и выражать гнев не только громким плачем. Многие эмоции уже доступны годовалым детям. Чтобы лучше развивать чувства ребёнка надо с ним общаться и играть в разные игры. Применяйте игрушки, разыгрывайте разные ситуации. К примеру, берете фигурки разных кукол или зверей и играете с ребёнком в дочки-матери. Во время игры озвучивайте героев и говорите разными голосами. Уверена дети будут рады.
Разная музыка и звуки благотворно влияют на развитие эмоции. Многие дети услышав музыку начинают танцевать, не мешайте ему пусть почувствует радость и получит удовольствие. Музыка полезна для развития мозговой деятельности организма и полезна всегда, если конечно, она не пугает ребёнка.
Спокойная обстановка в доме тоже имеет значение для эмоционального развития малыша. Если в доме не спокойно у ребенка может нарушится нервная деятельность или психическое здоровье. Для эмоционального развития это очень важно. Больше развивайте хорошие эмоции, тогда ребенку будет легко общаться с людьми, когда он станет взрослым. Человек с хорошим настроением всегда приятен, чем тот, который всегда хмурится.
Общение с другими детьми, тоже принесет много пользы, особенно если есть старшие братья или сестры. Пусть старшие проводят больше времени с маленьким, играют с ним и разговаривают. Тогда малыш вырастет общительным и быстрее освоит разговорную речь.
Что уже умеют годовалые дети
Достигнув первого своего дня рождения большинство детей уже умеют ходить или хотя бы идут держа за руку маму или опираясь на какой-нибудь барьер. Если ваш малыш не может ещё ходить, то не нужно сильно беспокоиться, многие дети начинают ходить примерно через два-три месяца после достижения года.
В годовалом возрасте дети осваивают десять-двенадцать слов, иногда больше или меньше. Все зависит от темперамента и от развивающих занятий. Обычно дети с которыми много разговаривают начинают говорить раньше и с легкостью осваивают свои первые слова.
Ещё ребёнок в таком возрасте обычно показывает на знакомые предметы, когда у него спрашивают. Например, если спросить “где мяч?” — он показывает пальчиком на мяч. Опять же, так бывает если ребёнку указывают на предмет и повторяют его название несколько раз.
В возрасте года ребёнок уже сам должен проситься на горшок, но сам пока не может снять штанишки и самостоятельно садится. Дети должны хотя бы подавать сигнал о том, что хотят на горшок. Можно для начала приучить ребёнка писать над тазиком, а затем постепенно приучать к горшку.
Очень редко малыши достигнув года умеют самостоятельно кушать ложкой и пить из чашки. Конечно они делают это не совсем правильно и не совсем точно. Каша все ещё может разлетаться в разные стороны и оказываться где угодно, но не во рту ребёнка. Посуду лучше выбрать небьющуюся, пока малыш полностью не усвоит сложный процесс питания.
Обучайте детей нужным навыкам
Конечно, это вовсе не эталон по которому должны развиваться дети, но примерные ориентиры. Если ваш малыш отстает не значительно, то повода для беспокойства у вас не должно быть. Главное, чтобы ваш ребёнок рос здоровым и счастливым, а всем навыкам он научится, когда придет время.
Обычно, дети довольно быстро осваивают все навыки и успешно их применяют, при условии, если их обучать и терпеливо повторять раз за разом. Многие родители склонны считать, что малыши беззащитны и не могут делать что-то сами, когда они вполне могут многое делать самостоятельно. Очень советую всем родителям верить в возможности своих детей и не лениться обучать первым навыкам и результат поразит вас всех. Среди знакомых мне детей очень много таких, которые знают свой распорядок дня и убирают свои игрушки перед сном. И им всего один год. Проявите немного терпения и любви, тогда ваш малыш будет самым умным и умелым.
Этот период принято считать переходным в жизни каждого малыша. Как правило, в 5 месяцев ребенок перестает пассивно лежать на спине и начинает активно крутиться, «кататься колбаской». Некоторые особенно активные крохи пытаются начать сидеть или ползать. Педиатры не рекомендуют сажать ребенка насильно. Малыш сам знает, когда организм окрепнет и будет готов занять вертикальное положение.
Умение сидеть самостоятельно формируется после того, когда достаточно окрепнут мышцы нижней части спины. Когда ребенок только начинает садиться, он может заваливаться вперед. Такая особенность связана с особенностями мышечного корсета в этом возрасте, а также с неокрепшим вестибулярным аппаратом. Чуть позже кроха научится балансировать. Сначала при помощи рук, позже за счет туловища.
Показатели нормы веса и роста ребенка
Мальчики
Наименование | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий |
---|---|---|---|---|---|
Рост, см | 61,7 | 63,8 | 65,9 | 68,0 | 70,1 |
Вес, кг | 6,0 | 6,7 | 7,5 | 8,4 | 9,3 |
Окружность головы, см | 40,1 | 41,4 | 42,6 | 43,8 | 45,0 |
Девочки
Наименование | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий |
---|---|---|---|---|---|
Рост, см | 59,6 | 61,8 | 64,0 | 66,2 | 68,5 |
Вес, кг | 5,4 | 6,1 | 6,9 | 7,8 | 8,8 |
Окружность головы, см | 38,9 | 40,2 | 41,5 | 42,7 | 44,0 |
В 5 месяц практически все детки свободно переворачиваются со спины на живот и обратно через левый и через правый бок. Если поставить малыша рядом с бортиком кроватки и дать ему твердую опору, некоторое время он сможет простоять на ногах.
Когда малыш лежит на спине, он может делать интересные движения ногами, которые имитируют ползание. Это первые попытки начать передвигаться самостоятельно. Лучше такие движения получаются у деток со средним весом.
Развитие и поведение ребенка
Многие детки в возрасте 5 месяцев уже сидят с поддержкой, например, в специальном детском стульчике, шезлонге или автокресле. Такое положение дает гораздо больший обзор, а значит, значительно больше возможностей познавать окружающий мир. У мамы появляется немного больше свободного времени, ведь теперь кроху можно оставить под присмотром, но немного отойти от него.
Ребенок начинает самостоятельно играть с игрушками. В ход идут не только товары из детского магазина, но и всевозможные бытовые мелочи – пакеты, кухонная утварь, ленточки, шнурки, бумага. Главное, чтобы любой предмет, который попал в руки к малышу, был безопасным.
Когда ребенок сидит в коляске или в детском стульчике, он делает попытки наклониться вперед, занять более вертикальное положение. Часто протягивает ручки вперед, прося маму или папу поднять его. Если родители не идут навстречу, кроха может требовательно закричать или по-другому проявить свои эмоции.
Издаваемые звуки становятся более разнообразными по тональности и продолжительности. В этом возрасте некоторые детки пытаются произносить согласные звуки, лепетать «ба-ба-ба», «па-па-па», «да-да-да».
Игры становятся более осознанными. Малыш может проявлять настойчивость, целенаправленность. Игрушкам придумываются новые свойства, происходит активное изучение их качеств.
В возрасте 5 месяцев у многих деток начинают прорезаться первые зубки. Их предвестники – белые бугорки внутри десен, которые будут постепенно расти. Для малыша это очень болезненные ощущения. Растущие зубы причиняют сильный зуд и могут вызывать беспокойство. Нередки перепады настроения, капризность. Все чаще ребенок тянет в рот игрушки, а также чешет десна.
Чтобы облегчить этот период, можно предложить малышу специальные грызунки или прорезыватели. Производители детских товаров предлагают изделия, выполненные из пластика, дерева, силикона или резины. Можно приобрести сразу несколько. Только опытным путем можно понять, какой из вариантов малышу понравится больше всего.
А от использования гелей лучше отказаться. Их действие недолговременное. Кроме того, существуют побочные эффекты и возможен риск возникновения аллергической реакции.
Питание ребенка
Если до 5 месяцев основным питанием для ребенка было мамино молоко или смесь, то с возраста пяти месяцев можно потихоньку вводить прикорм. Как правило, если ребенок плохо набирает вес, его рацион дополняют безмолочными кашами. Чтобы познакомить ребенка с новыми вкусами, вводят овощной прикорм – брокколи, кабачок и цветную капусту.
Существуют базовые принципы, которыми нужно руководствоваться при введении прикорма:
- новый продукт лучше пробовать в первой половине дня, чтобы отследить побочную реакцию и риск возникновения аллергии;
- начинать прикорм нужно с половинки чайной ложки в день, постепенно увеличивая порцию;
- первое время в неделю добавляется один продукт. Когда малыш подрастет, этот интервал можно будет сократить.
Чтобы правильно составить график прикорма, рекомендуется проконсультироваться с опытным педиатром.
Оздоровление и лечение
В возрасте 5 месяцев настало время для очередного визита к педиатру. Специалист проведет осмотр, измерит рост и вес, проанализирует динамику, а также ответит на возникшие у родителей вопросы.
На следующий месяц запланированы: посещение педиатра и плановые прививки.
Наиболее часто родители деток такого возраста сталкиваются с такими проблемами, как дискомфорт при прорезывании зубов и появление аллергической реакции. С введением прикорма может наблюдаться небольшое изменение стула. Также у ребенка может повышаться температура.
Помимо специальной гимнастики ребенок может заниматься плаванием в бассейне. В этом возрасте детки плавают с родителями или с квалифицированными инструкторами, которые знают особенности проведения занятий с такими малышами.
Момента, когда ребенок начинает сам переворачиваться на бок, родители ждут с нетерпением. На формирование и закрепление нового навыка уходит несколько месяцев. В это время у малыша нормализуется мышечный тонус, у рук к 2-2,5 месяцам, у ножек к 3-4 месяцам. Когда мама системно делает с малышом упражнения, ребенок начинает переворачиваться со спины на животик раньше.
Во сколько грудные дети переворачиваются
После появления на свет, новорожденные не умеют сами менять положение тела, потребность появляется тогда, когда окрепнут мышцы, появится интерес к окружающим предметам. Когда ребенок здоров, он к трем месяцам начинает пробовать переворачиваться с живота на спину. Первые разы это происходит случайно, потом осмысленно.
Массаж подготавливает малыша к переворотам
На животик грудничка рекомендуют выкладывать в возрасте 8-10 недель, эта поза тренирует мышцы шеи, потому что кроха поднимет головку кверху. Первые разы это длится считанные секунды, двухмесячный младенец может находиться в этом положении несколько минут.
Пятимесячные дети делают перевороты осмысленно
Трехмесячный малыш, выложенный на живот, уже фиксирует не только голову, но и плечи, предплечья, лежит, изучая лежащую перед ним игрушку, пустышку, рисунок на пеленке. Навыкам переворотов кроха учится с самого рождения:
- во время переодеваний;
- замены памперсов;
- гимнастики.
Обычно ребенок без посторонней помощи начинает переворачиваться со спины на живот, когда ему исполнится 4,5-5 месяцев. К этому возрасту он умеет приподниматься на предплечьях, поворачивает голову на звук, крутит шеей, пятимесячный малыш пробует движения, имитирующие ползанье.
Упражнения на фитболе тренируют мышцы
Когда ребенку исполняется полгода, он начинает самостоятельно переворачиваться не только со спины на живот, но и обратно. Мышцы младенца крепнут, это стимулирует его дальнейшее развитие, освоив все виды переворотов, он учится вставать на четвереньки, перемещаться ползком, перекатываясь.
Советы родителям
Любящие мама и папа помогают крохе осваивать навыки переворотов, с 3-3,5 месяцев делают это в игровой форме, сопровождая свои действия короткими фразами, словами. Используя яркие игрушки, инициируют повороты на бок, располагая погремушку то слева, то справа от крохи. Упражнениями занимаются на ровной, в меру твердой поверхности.
Обязательно идут на прием к хирургу, ортопеду, когда семимесячный ребенок сам не делает перевороты с животика на спинку
Во время коротких занятий родители не должны чрезмерно усердствовать, принуждать малыша к непосильным действиям. О том, что младенец готов к освоению навыков, говорит поведение:
- проявляет интерес к новым игрушкам;
- на звуки маминого, папиного голоса поворачивает голову;
- активно крутится в манеже, кроватке во время бодрствования.
В 6-7 месяцев ребенок сам переворачивается, пытается встать на четвереньки
Родители начинают паниковать, если их сын, дочь не укладывается в нормы, в 4-5 месяцев не пытаются сами повернуться на бок. В некоторых случаях их беспокойство оправдано, но обычно носит временный характер.
Младенец абсолютно здоров, но из-за индивидуальных особенностей не стремится делать соответствующие его возрасту движения. Например, он полненький, немного ленивый, его долго туго пеленали, кроха переболел инфекционным или вирусным заболеванием, были проблемы во время внутриутробного развития.
Заключение
Ребенок раньше начинает переворачиваться со спины, когда мама каждый день делает с ним гимнастику, в месяц по 2-3 минуты, потом не более 10 минут. В комплекс зарядки для грудничка входят разные упражнения, есть то, которое формирует навык переворотов. В видео педиатр Галина Игнатьева пошагово показывает, как правильно помогать младенцу делать нужное движение.