Почти все родители пытаются узнать, во сколько дети начинают говорить и стараются всячески добиться нормативных показателей или даже опередить их. Мамы с папами любят хвастаться первыми словами малыша, его словарным запасом или способностью собирать слова в предложения.
Почитать профильную литературу, ознакомиться с возрастными таблицами, узнать у своего педиатра, во сколько дети начинают говорить предложениями. Мы облегчим эту задачу и дадим возможность сравнить достижения вашего ребенка с тем, что считается нормой. Узнаете, не отстает ли ваш малыш в развитии, как с ним заниматься и на что обратить внимание.
Необходимо учитывать тот факт, что разные родители считают «началом разговора» разные ситуации. Кто-то полагает, что это первое слово «мама», а кто-то ждет, когда малыш скажет свое первое, осмысленное словосочетание. То есть понятие «говорить» слишком расплывчатое и обобщенное, чтобы называть какое-то однозначное число. Поэтому мы пойдем другим путем, более правильным.
Мы расскажем, в каком возрасте и что должен уметь говорить малыш. То есть с каждым годом нормативы меняются, а вместе с ними и ваши цели с ожиданиями.
Давайте начнем с нормы речевого развития однолетнего и двухлетнего ребенка:
- появляются первые слова, но произношение хромает;
- использует слова-корни: их от 5 до 10;
- произносит такие гласные – а, у, и, о;
- произносит такие согласные – м, п, б, к, д, п, х. То есть желающие узнать, во сколько дети начинают говорить мама, нашли ответ на свой вопрос.
В возрасте двух-трех лет словарный запас увеличивается, и вот чего можно ожидать от своего малыша:
- пассивный словарный запас быстро увеличивается;
- активный словарный запас доходит до 200-300 слов;
- может произносить слова даже из трех слогов, но часто пропускает или не произносит первый или средний слог. Так что с тем, во сколько дети начинают говорить «мама», «папа» мы уже разобрались.
В 3-4 года развитие идет семимильными шагами, и малыш уже:
- активно использует до 1 500 слов;
- у него начинает формироваться грамматический строй речи;
- различает настоящее и прошедшее время, а также формы;
- произносит твердые согласные – в, с, з;
- осваивает шипящие;
- периодически употребляет простые предлоги и союзы.
Четырехлетний и пятилетний ребенок уже должен прекрасно общаться с окружающими:
- о том, во сколько ребенок начинает говорить первые слова, мы уже писали выше, а вот в 4 года он уже использует простые;
- распространенные предложения;
- дифференцирует звукиречи;
- звукопроизношение пока нарушено. Плохо смягчает звуки и пока не может освоить звонкие;
- употребляет сложные союзы, наречия и местоимения.
Пятилетний и шестилетний ребёнок может еще больше:
- оценивает свою речь и речь других людей;
- в его словаре уже около 2 500 слов;
- иногда могут проскакивать речевые аграмматизмы и попытки выбросить из речи сложные слова;
- активно учится читать, готовится к школе, описывает события и предметы.
Надеемся, вы поняли, во сколько месяцев дети начинают говорить, и как развиваются речевые способности ребенка с возрастом. Но мало узнать, во сколько дети начинают говорить «агу» и просто ждать, когда это время наступит. С малышом необходимо постоянно заниматься. Позже, когда малыш подрастет, нужно будет ознакомиться с существующими логопедическими приемами и заниматься со своим чадом уже целенаправленно.
Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах. Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи.
К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.
К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает?
У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи. Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.
Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью?
Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку. Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.
Мелкая моторика тесно связана с речью. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор. Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам. Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко.
Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д.
Какие еще упражнения полезны?
Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха. Задача — научить ребенка дуть, правильно выдыхать. Хорошо подходят для этого вертушки из фольги, которые нужно заставить крутиться, подув на них, мыльные пузыри, бульканье через соломинку в стакане с водой.
Для того чтобы ребенок учился не «проглатывать» звуки, не торопиться, произносить слово полностью, есть упражнение с хлопками в ладоши. Мама хлопает в ладоши на каждый слог, а ребенок повторяет за ней слова, разделяя на слоги, по хлопкам. Сколько ребенку лет, столько слогов в норме ребенок должен произносить. Например, в два годика: ма-ма, па-па и т. д. В три года слова из трех слогов: со-ба-ка, кон-фе-та.
Ну и конечно нужно много читать вслух, разговаривать с ребенком. Сначала накапливается пассивный словарь, слова, которые ребенок слышит и понимает, а потом активный, слова, которые ребенок произносит.
Если ребенок в 5 лет не выговаривает букву Р, что делать?
Сначала встают свистящие звуки, потом шипящие звуки, «трудные буквы» Р и Л обычно встают к 4-5 годам. Начинать постановку звука Р нужно с рычания, когда тренируется просто один звук Р-Р-Р-Р-Р. Потом добавляется гласная буква, чтобы получился слог, например, РА, РУ. Потом обратный слог АР, УР. Повторять эти упражнения нужно часто, каждый день, это непростая совместная работа с ребенком. Хорошо, когда у родителей получается проводить ее в виде игры.
Некоторые мамы боятся отдавать ребенка в логопедический садик, думая, что он начнет подражать другим детям и не научится говорить правильно.
Это не так, при речевых проблемах, очень хорошо, когда есть возможность заниматься в логопедической группе. Во первых, в этих группах меньше детей, больше внимания логопеда каждому ребенку, намного больше занятий на правленых на развитие речи. Во вторых группы в логопедических садиках стараются подбирать по проблемам, чтобы дети с похожими проблемами были в одной группе. И потом, в обычном садике сейчас не бывает, чтобы все дети говорили правильно, все равно ребенок будет повторять за другими детьми, но будет намного меньше возможностей это исправить.
Почему ребенок заикается, и как это исправить?
Одна из основных причин заикания – логоневроз, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно, начал догонять сверстников. Информации много, он все уже знает, все хочет сказать, а как сказать, еще не знает. Он торопится, нервничает, и как следствие, начинает заикаться. В этом случае, нужно обязательно следить за тем, что бы ребенок не был перегружен, не переутомлялся. Ограничить, или даже исключить на время телевизор и компьютер, массовые зрелищные мероприятия. Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже занятия с логопедом. Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневрозы хорошо лечатся, и проходят без последствий.
Если у маленького ребенка короткая уздечка языка, могут ли из-за этого возникнуть проблемы с речью?
Если показания есть, и подъязычная связка действительно короткая, рекомендуется подрезать пораньше. Чем раньше, тем легче эта процедура переносится. Часто на прием попадают дети 4-5 лет, с серьезными проблемами с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается настолько, насколько нужно. И все равно приходиться подрезать, но это уже и более тяжелое психологическое переживание для ребенка, и сама процедура сложнее, приходится накладывать шов.
Правда ли, что дети, растущие в двуязычных семьях, начинают говорить позже?
Дети очень восприимчивы к речи, и в семье, где родители равноценно разговаривают на двух языках, ребенок легко схватывает оба языка. Нет оснований говорить о серьезных задержках речи, связанных именно с тем, что мама и папа говорят с ребенком на разных языках. Если имеет место явная задержка речи, нужно искать настоящую причину, обращаться к неврологу, к логопеду.
Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка.
Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.
3 недели – 1 месяц – появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод. При физическом напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».
2 — 3 месяца: у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г». Это важный этап развития речи детей раннего возраста.
4 — 6 месяцев – издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких.
6 — 9 месяцев — лепет, он повторяет одинаковые слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба». «дя-дя-дя», «гу-гу-гу»).
9 — 11 месяцев – малыш начинает подражать звукам речи взрослых.
11 – 14 месяцев – появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя», от 8 до 14 слов. Соотносит слово с предметом
К 2 годам в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов. Он уже строит предложение из 2-3 слов.
К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка. Появляются простые предлоги: в, на, под, за, с, у. Ребенок запоминает стихи, детские песенки.
К концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать что, что видели и слышали.
Важно знать:
Не слушайте советов от других родителей, у которых дети начали говорить после 3 лет, что ребенок заговорит сам. Говорить то он будет, только вопрос в том, что это будет за речь, ее качество.
Как определить признаки нарушений речи у ребенка?
К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением
К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.
К концу 5 месяца не прислушивается к звукам и музыке
К концу 7месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления»
К концу 9месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым
К концу 1 года ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми».
К 1,5 годам не показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест.
К 2 годам не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол)
К 2,5 годам не различает «большой — маленький», не общается с детьми.
К 3 годам не может назвать свое имя и фамилию, рассказать простое стихотворение и сказку.
Если этого не происходит – есть повод обратиться к специалистам.
Возможные причины нарушений речи
- Вирусные и эндокринные заболевания матери, угроза выкидыша, травмы, токсикоз, низкий уровень гемоглобина.
- Генетические аномалии, наследственная предрасположенность.
- Неблагоприятные роды.
- Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни
- Дети, которые получили при рождении низкие баллы по шкале Апгар
Точную причину нарушений определяет врач, а вид речевого нарушения – учитель-логопед.
Что же могут сделать родители для успешного развития речи?
Речь – это высшая психическая функция, поэтому очень важен период внутриутробного развития ребенка. Родителям необходимо позаботиться о развитии речи еще до его рождения. Важно, чтобы будущая мама получала только положительные эмоции.
Больше общайтесь со своим малышом! Доброжелательность, мягкий и спокойный голос, грамматически правильная речь – еще один важный фактор развития речи.
Часто, дети, используя лишь указательный жест, получают желаемое. Приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения.
Не ругайте ребенка за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Он замкнется, престанет говорить и учить новые слова.
Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать: «Послушай, что там тикает? А это что шумит?». Пусть малыш учиться различать речевые и неречевые звуки (звуки окружающей среды).
Учите с ребенком сказки, стихи, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые слова, тренирует память и внимание.
Пожалуй, нет более долгожданного события для родителей, чем удивительный период жизни, когда ребенок начинает говорить первые слова. Трепет и бесконечная нежность охватывают сердце, когда впервые слышится заветное «мама». Однако именно речевое развитие ребенка вызывает немало страхов и переживаний у взрослых. Очень часто, разговаривая со знакомыми, обращая внимание на детей на площадке, слушая рассказы старших, молодые родители могут заметить, что их малыш еще не разговаривает или по сравнению с другими говорит очень мало. Во сколько месяцев ребенок начинает говорить, на что стоит обратить внимание, если речи нет, почему некоторые дети поздно начинают говорить? Расскажем в нашей статье.
Как происходит развитие речи и во сколько дети начинают говорить?
Первое, о чем стоит сказать, речь — это форма общения, коммуникации с другими людьми. Поэтому важно понимать, что помимо воспроизведения слов (экспрессивная речь), должно быть еще их понимание и отклик на них (импрессивная речь).
Прежде чем дети начинают осознанно говорить, им предстоит пройти путь доречевого развития. Сначала мальчики и девочки учатся прислушиваться к звукам, голосу родителей, издавать отдельные гортанные звуки в ответ на обращение к ним. К 2–3 месяцам появляется гуление: теперь малыш любит произносить «агу-агу» и другие протяжные гласные звуки — как в спокойном состоянии, так и на фоне ярких эмоций.
Затем, после 5–6 месяцев, в арсенале ребенка появляются отдельные слоги, а потом уже цепочки из этих слогов: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Но не думайте, что в этом возрасте дети уже начинают говорить «мама» и «папа». Пока это просто звуки, а не обращение к конкретному человеку, — лишь признаки формирования лепетной речи. К 9 месяцам ребенок издает все больше новых звуков, эмоционально окрашивает их, меняет интонации. Параллельно с этим можно заметить, что ребенок все лучше начинает понимать обращенную к нему речь: теперь на вопрос «Где папа?» он поворачивается в нужную сторону, а на просьбу «Дай мячик» протягивает необходимый предмет.
Ближе к году у ребенка возникают жесты, которые он использует в определенных случаях: кивает головой в знак согласия, качает ею из стороны в стороны в знак отрицания, машет рукой при встрече и расставании. Так у мальчиков и девочек развивается невербальная коммуникация, что тоже является частью речевого развития. А вскоре ребенок начинает говорить первые слова: слоги выстраиваются в простые лепетные слова, такие как «мама», «папа», «бух», «дай». Важным показателем является то, что каждое слово сопоставляется в одним конкретным предметом или человеком (т.е. «мама» ребенок говорит только в адрес матери и никого больше).
После года наступает период расширения словарного запаса крохи: каждый день родители могут слышать все новые слова и звуки от малыша, порой понятные только ему. Нередко ребенок говорит только начало слова, пропускает или заменяет некоторые его части. Мальчики и девочки в этом возрасте способны выполнять простые просьбы взрослых, отвечать на них жестами или, как любят говорить родители, «на своем языке».
Во сколько ребенок начинает говорить предложениями? Сначала он проходит этап фразовой речи, которая появляется примерно в два года. Это сочетания двух-трех простых слов («Мама, дай» или «Мячик бух»), по мере взросления и увеличения лексикона словесные обороты усложняются.
С двух до трех лет ребенок «занят» развитием артикуляции, пополнением «словесной копилки» новыми фразами и выражениями. Это этап, когда ребенок начинает говорить простыми предложениями, имеющими четкую грамматическую структуру.
Когда начинают говорить дети — существуют ли нормы развития речи?
Каждый ребенок развивается в собственном темпе, и его речь в том числе. Существовавшие некогда «нормы», что в год ребенок должен знать 10—50—100 слов, а в два — 800–1000, на сегодняшний день признаны некорректными и редко используются в практике. Так что четких стандартов, в каком возрасте дети начинают говорить слова и как быстро должен пополняться их словарный запас, просто не существует.
Есть ориентиры, которыми можно пользоваться, оценивая уровень развития малыша. Однако стоит понимать, что это всего лишь ориентиры, и оценивать развитие нужно в целом. Если дети позже начинают говорить, это вовсе не означает, что с ними что-то не так.
Умение произносить звуки и формировать из них отдельные слова у каждого малыша появляется в разное время, в зависимости от особенностей индивидуального развития. Поскольку речь — это важная составляющая процесса социальной интеграции и взросления, родители с нетерпением ждут от своего чада первых слов. Мы подробнее рассмотрим этот вопрос и сфокусируемся на том, как следует вести себя родителям, если ребенок не начинает говорить в ожидаемое ими время.
В каком возрасте дети начинают говорить
Первые детские попытки говорить могут иметь форму диалога или монолога и обязательно сочетаться с изменениями в мимике, жестах, а также сочетаться с различными движениями. С помощью всех этих способов малыш стремится сделать выражение своего мнения более выразительным и четко донести его окружающим.
Прежде, чем говорить полноценные слова, ребенок учится сочетать различные звуки. Каждый раз количество звуков становиться больше и разнообразнее. В этот период родителям важно проявлять интерес к такому способу коммуникации своего чада, а также пытаться реагировать на его звуки и слоги.
Именно в первый год жизни ребенок делает стремительный скачок в развитии речи. Некоторые малыши переходят от выражения нечетких звуков к слогам типа «мама», «папы», некоторые способны произносить более сложные слова, а некоторые через определенные внешние или внутренне психологические моменты нуждаются в дополнительном времени.
К моменту достижения одного года ребенок осваивает множество навыков, которые впоследствии лягут в основу его умение, а именно:
- способность слушать и различать голоса других людей;
- реагировать на изменение эмоциональной окраски речи своего собеседника;
- вызвать реакцию окружающих на собственные звуки и слова;
- во время диалога проявлять интересным в неизвестных слов;
- дополнять звуковой ряд жестами и мимикой.
Все это будет свидетельствовать о том, что даже несмотря на то, что малыш еще не имеет возможности полноценно говорить, он все понимает и является серьезным собеседником.
С какого возраста дети могут разговаривать
В современных исследованиях существует следующая классификация этапов развития детской речи:
- С 9 до 18 месяца. В этот период ребенок пытается подражать звуки, которые слышит ежедневно: лай собаки как «гав-гав», тиканье стрелок часов как «тик-так», бэкание козы как «бэ-бээ» и другие. Также малыш может пытаться формировать простые звуки в слова: «мама», «баба».
- 18 — 20 месяц. В этовремя ребенок выражает свои мысли и пожелания в повелительной форме, как, например «дай!», «иди!» и т.п. Также заметными становятся попытки чада сочетать уже знакомые простые слова в небольшие предложения.
- 20 — 22 месяц. В этот период ребенок учится использовать слова во множественном числе, тем самым привлекая к коммуникации больше одного человека.
- 22 — 24 месяц. Словарный запас малыша увеличивается до 300 слов, большую часть которых составляют существительные.
Со стороны родителей очень важно поддерживать ребенка в течение каждого из перечисленных этапов. Безусловно положительный эффект на детское умение выражать свои мысли будет чтение книг вместе, слушание музыки, просмотр мультфильмов и тому подобное. Так ассортимент звуков для малыша постепенно будет становиться шире.
Во сколько дети начинают говорить
До достижения полутора лет малыши способны произносить все гласные звуки и большинство согласных (некоторые из них могут произносить смягченно). Впоследствии ребенок становится более уверенным в своих силах и смелее пытается произносить слова, указывая на соответствующие предметы. К концу первого года жизни словарный запас ребенка переваливает за 300 слов, а за два следующих года увеличивается почти в 5 раз!
Четкого ответа на вопрос «в каком возрасте ребенок начнет разговаривать» педиатры не дают, ведь сильное влияние на готовность ребенка к коммуникации с другими имеет психологический фактор. Часто происходит так, что мальчики начинают говорить немного позже, чем девочки. Однако, независимо от обстоятельств и пола, первые проявления развития речи у ребенка должны появиться до двух лет.
Предложение детского интернет-магазина I Love Mommy
Мы искренне понимаем, что родители хотят обеспечить свое чадо только лучшим. Именно поэтому предлагаем товары от проверенных временем брендов, которые не вызывают сомнений относительно качества, безопасности и долговечности!
В наших каталогах можно найти не только одежду, обувь и аксессуары для мальчиков и девочек всех возрастов, но и множество развивающих игрушек, которые принесут вашему малышу и радость, и пользу.
За подробной информацией о брендах, товарах, способах оплаты, доставки и других вопросов, связанных с оформлением заказа, смело обращайтесь к консультантам I Love Mommy. Номера телефонов горячей линии указаны на сайте.
Пока приложение доступно только для смартфонов на базе Android, но уже в ближайшее время воспользоваться им смогут и обладатели айфонов. Скачать приложение можно в GooglePlay.
Готовность к четвертой волне
Губернатор Томской области Сергей Жвачкин, возглавляющий региональный оперативный штаб по противодействию распространению COVID-19, поручил своему заместителю по социальной политике Алёне Левко и региональному департаменту здравоохранения развернуть подготовку к четвертой волне новой коронавирусной инфекции.
Гериатрический центр ждет пациентов
С начала 2021 года в гериатрическом центре при городской больнице № 2 Томска амбулаторно пролечились 389 пациентов старше 60 лет, еще 476 пенсионеров получили медпомощь в стационаре.
Архив выпусков газеты
Развитие речи младенцев: когда ребенок должен начать разговаривать?
Наиболее часто задаваемые вопросы родителей связаны с речью младенцев. Когда ребенок должен начать разговаривать? Как поспособствовать развитию речи ребенка? На эти и другие вопросы вы сможете найти ответы в этой статье.
Во сколько ребенок начал говорить — важно. Но не для того, чтобы порадовать родственников и похвастаться перед соседями. По развитию речи можно судить, гармонично ли развиваются психика и мышление ребенка.
Все родители с нетерпением ждут, когда их ребенок начнет произносить хоть что-то похожее на слова. Гулить, агукать и произносить замысловатые рулады из гласных ребенок начинает уже к двум-четырем месяцам. Примерно с семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые одно- и двухсложные слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например «ко-ко», «мяу». Таких слов в лексиконе ребенка должно быть пять-десять. Слова в большом количестве ребенок начинает произносить в возрасте от года до двух лет. В речи ребенка этого возраста преобладают существительные и глаголы. Около двух лет ребенок начинает разговаривать простыми предложениями, воспринимает несложные рассказы без картинок, может обобщить предметы по общему признаку. Период с двух до трех лет — время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов. К трем годам в речи ребенка уже появляются вопросительные слова и новые части речи: прилагательные, наречия. Он может рассказывать несложные истории, заучивать наизусть простые стишки.
Чтобы предотвратить задержку речевого развития, рекомендуем придерживаться следующим советам:
· Постоянно разговаривайте с ребенком и при ребенке, рассказывайте о том, что происходит вокруг него;
· Чаще обращайтесь к самому малышу, старайтесь говорить с ним о том, что интересно именно ему;
· Позаботьтесь о том, чтобы ребенок видел ваше лицо во время разговора, потому что это поможет ему лучше воспринимать вашу речь, запомнить сказанные слова и легче их воспроизводить самому;
· Очень полезно говорить нараспев, очень важны в ваших играх с малышом небольшие песенки и потешки, где много повторов, что тоже способствует запоминанию.
Обратите внимание на то, что темпы развития речи у всех индивидуальны. Если вы следуете всем вышеперечисленным советам, но малыш все никак не заговорит, нет в этом ничего страшного, нужно запастись терпением и продолжать заниматься с ребенком.
Если вы все-таки заметили, что речь ребенка не соответствует возрастным нормам, покажите ребенка неврологу, психологу и дефектологу. Возможно, ему потребуются занятия с логопедом или другая терапия. Чем раньше вы заметите задержку речевого развития и начнете занятия со специалистами, тем лучших результатов достигнет ребенок, и к школе его речь не будет отличаться от речи сверстников.
Когда дети начинают говорить, впервые произносят осознанно слова, предложения, долгожданные «папа» и «мама» — это, безусловно, надолго откладывается в памяти счастливых родителей. Когда ребенок начинает говорить, когда ему становится понятна речь взрослых, во сколько месяцев звучат его первые слова — об этом наша статья.
В каком возрасте ребенок начинает говорить
Первые годы жизни ребенка — это период ярких событий его стремительного развития.
- в 1 — 2 месяца агуканье — первые протяжные и гортанные гласные а, у, о;
- в 2,5 — 5 месяцев гуление — вариации уже освоенных гласных с еще не звучавшими согласными «агу», «гы», «бу», «аву», сопровождающиеся визгом и смехом от того, что у него все получается;
- в 6 месяцев лепет — это уже отдельные слоги «ма», «па», «на», которые ребенок начинает говорить, а еще радость узнавания знакомых лиц;
- в 7 — 8 месяцев количество произносимых звуков значительно увеличивается, он подражает животным, например, «ав», «му», «ме» и начинает понимать, что ему говорят, выполняет просьбы «дай ручку», «возьми мячик»;
- в 9 — 11 месяцев в обороте уже около 10 простых фраз: «дай», «ляля», «баба», «мяу»; а также пока неосознанное произнесение слов «мама», «папа»;
- в 1 – 1,5 года уже в ходу сочетания из простых слов и обращение по «всей форме» к маме, папе, деду, бабе; словарный запас увеличивается до 30 слов и знакомы все зверушки из иллюстрированных книжек, на которых малыш показывает пальцем по просьбе взрослого;
- в 2 — 3 года дети отвечают на несложные вопросы, выполняют просьбы, рассказывают простые стишки;
- в 3 — 4 года можно сказать, что дети начинают разговаривать; потому что это уже хорошо понятное и активное общение со сверстниками и со взрослыми.
Только успевай ловить радостные моменты!
Важно отметить, что эта информация, отвечающая на вопрос «Во сколько дети начинают говорить?» является ориентировочной. Сравнивая, во сколько ваш малыш заговорил и совпало ли это с первыми словами по норме, помните, что каждый ребенок уникален и неповторим, не волнуйтесь понапрасну.
Если ваш малыш не разговаривает, но хорошо понимает, что говорят ему, с интересом слушает вас, эмоционально реагирует на вашу речь, беспокоиться не стоит.
Почему ребенок долго не начинает говорить
Поводом для беспокойства в ожидании того, когда кроха заговорит, могут быть следующие моменты:
- в 4 месяца не гулит, не реагирует на обращение близких, физически пассивен;
- в 9 месяцев не проявляет интереса к ярким музыкальным игрушкам и часто плачет;
- в 1,5 года не говорит простыми словами, не знает, как его зовут, а также как называются окружающие его предметы;
- в 2 года не может ответить на несложный вопрос, не пытается повторить за взрослым легкую фразу;
- в 3 года не разговаривает простыми предложениями.
Это тревожные симптомы, поэтому визит к педиатру, неврологу, отоларингологу откладывать нельзя.
К причинам отклонений речевого развития относятся:
- нарушение слуха;
- нарушение зрения;
- поражение головного мозга вследствие тяжелых заболеваний, травм, падений;
- слабое развитие органов артикуляции.
Причинами также могут быть неблагоприятная атмосфера в семье, где частыми являются ссоры, где малыш обделен вниманием и предоставлен сам себе, где мало положительных эмоций. Установить настоящую причину отсутствия или нарушения речи поможет врач. Работая над проблемой сообща, вы обязательно ее решите и ваш малыш, пусть и с опозданием, обязательно научится говорить!
Много забот у родителей. Особенно, если в семье первенец и еще нет опыта. И вопросов много, самых разных.
Ответы на часто задаваемые родителями вопросы
Как дети начинают говорить?
Сначала неосознанно, когда произносимые звуки — это результат голосовых реакций при случайно возникающих позициях речевых органов. Постепенно различается и копируется интонация речи окружающих людей. Затем — сначала слоги, а потом простые слова скорее звукоподражательного характера.
Ну, и по нарастающей: простые слова, произнесенные пусть и не очень внятно, но уже со смыслом, обращения к близким людям, яркая интонация, рассказывание простых стишков, и, конечно, знаменитые «зачем» и «почему».
Во сколько начинают говорить девочки и мальчики, есть ли разница?
По статистике мальчики начинают разговаривать позже девочек, приблизительно к 2,5-3 годам. Хотя это тоже индивидуально.
Как понять, что ребенок скоро заговорит?
Если вашему малышу уже исполнилось 2 года и он произносит слоги, подражает звукам живой природы, если он активен, жизнерадостен, слышит живую человеческую речь и является участником общения между близкими людьми, то не сомневайтесь — он должен вот-вот заговорить.
Если семья двуязычная, как это влияет на то, когда ребенок должен начать говорить?
Дети очень восприимчивы к языкам. Причем в возрасте до 5 лет изучение второго языка дается совсем легко. Освоение двух сразу, может, и повлечет некоторую задержку речи, но незначительную и неявную.
Какие еще дети начинают говорить позже?
Позже могут начать говорить слишком эмоциональные детки, потому что слова не могут «поспеть» за эмоциями. Слишком спокойные, они же и молчаливые, — больше слушают, размышляют.
Малыши, которых взрослые понимают без слов, выполняя все их желания, тоже не спешат учиться разговаривать. Или те, которые всего добиваются криком.
Как можно помочь ребенку быстрее заговорить?
- Развивать мелкую моторику: всевозможные пальчиковые игры, конструкторы, лепка, пересыпание ручками круп и макарон, поделки с шишками, нанизывание бус, шнуровка и прочее творчество.
- Уменьшить гиперопеку и гиперконтроль. Разрешите малышу самому познавать окружающий мир, не запрещая, а поддерживая его.
- Приглашать к общению: задавайте вопросы, читайте стишки вместе, например, «гуси-гуси, га-га-га», хвалите за успехи.
Общайтесь с душой
Рано начинают говорить дети, которым много читают, поют колыбельные, с которыми постоянно и неустанно разговаривают на языке души. Знаете, это как? С любовью, с теплотой, душевно. На такой посыл трудно отвечать молчанием.
Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Скорость развития речи у мальчиков и девочек — отличается.
Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей
Когда ребёнок начинает говорить, его речь напоминает бессвязный лепет. Он не применяет законы языка и в большей степени общается не словами, а показательными движениями.
Всё, что слышит ребёнок, он старается имитировать, поэтому постепенно развивается
По мере взросления дети проходят через различные периоды развития, поэтому у них появляется способность усваивать речевые правила. Они правильно ставят ударение, произносят стихи с интонацией или склоняют слова. Всё, что слышит ребёнок, он старается имитировать, поэтому постепенно развивается. Если у него возникают проблемы с имитацией, ему сложнее контактировать и говорить с окружающими. Как следствие – речь неполноценно развивается. И тяжесть отклонений может быть разной степени. Отмечено, что малыши, растущие в нормальных непьющих семьях, где есть взаимопонимание и любовь, начинают говорить намного раньше. Это относится и к ребятам, посещающим детский сад. Постоянное общение со сверстниками является отличным двигателем для формирования речевого аппарата.
Врачи-логопеды исходя из наблюдений, выделили два основных признака, которые влияют на дальнейшее формирование речи.
- Плохие социальные условия, неправильное воспитание. Под неправильным воспитанием понимают не только недостаток внимания, но и его избыток.
- Отклонения в неврологических процессах, которые могут излечиваться на специальных регулярных занятиях.
Для каждого периода развития ребёнка характерно своё становление речевого аппарата.
По мере взросления дети приобретают необходимые навыки, которые помогают им ориентироваться в окружающем мире и говорить с людьми. У них развивается моторика рук, координация движений становится более устойчивой, а с течением времени формируется внятная речь. Но способность детей применять слова развивается поэтапно. Для каждого периода характерно своё становление речевого аппарата, поэтому педиатрия отмечает, что не все дети начинают говорить одинаково. Одни дети могут выговаривать первые слова раньше, другие – позже. На это влияет психический и эмоциональный фактор. В возрасте шести месяцев отмечается продуктивное становление речи, когда ребёнок говорит отдельные буквы, а также учится произносить слово папа или мама. Приблизительно в четырёхлетнем возрасте малыш имеет уже достаточно большой запас слов, что позволяет ему понимать окружающих и доносить свои мысли. Он разговаривает целыми предложениями, а также грамматически их оформляет. Ребёнок в четыре года способен учить, пересказывать стихи и сказки в понятной для него форме.
Многие мамы сомневаются в нормальном развитии детей, думая, что если они отстают в разговоре от своих сверстников, то это говорит о каких-либо отклонениях. Во сколько дети начинают разговаривать – нет точной даты. Но если родитель замечает серьёзную отсталость в речевом аппарате в возрасте пяти лет, необходимо проконсультироваться со специалистом.
Ниже в статье будет приведён пример, в каком возрасте начинают говорить дети. Но это не точная метрика, а приблизительная таблица развития речи. Эти сроки могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от окружения, наличия хронических заболеваний, пола и индивидуального восприятия.
ВО СКОЛЬКО МАЛЫШИ НАЧИНАЮТ ГОВОРИТЬ
В самом раннем возрасте от одного до двух месяцев у ребёнка появляется интонация в нечленораздельных звуках, произносимых малышом. Зачастую родители способны отличить недовольство, радость и другие эмоции своего чада.
- 1,5–3 месяца. Дети могут гукать, аукать и повторять несложные слоги, которые произносят их родные. Они копируют интонацию, с какой обращаются к ним.
- В возрасте пяти месяцев малыш лопочет и повторяет более понятные звуки, в которых можно различить простые отдельные слова из одинаковых слогов.
- С восьми месяцев произносятся первые слова, чаще из четырёх или пяти букв.
- В возрасте двух лет ребёнок говорит связанные между собой слова (не более двух), например, «дай пить» и другие.
- В 2 года и 5 месяцев дети обладают уже достаточным словарным запасом, чтобы спрашивать о предметах и явлениях, окружающих его.
- В 3 года и 5 месяцев развивается способность изменять слова по числам и падежам. Он уже может сочинять и собственные слова, в которых улавливаются основы родного языка. Во время игры он проговаривает свои действия.
Скорость развития речи у мальчиков и девочек — отличается.
Становление речи зависит от пола, что научно доказано и педиатрами, и логопедами. Развитие мальчиков и девочек отличается. Девочки по статистике начинают разговаривать раньше мальчиков, подражая взрослым. Они уже с раннего возраста учатся произношению, но построение фраз немного задерживается. Способность мальчиков говорить проявляется несколько позже, они хорошо осваивают слова действия.
ВО СКОЛЬКО РЕБЁНОК НАЧИНАЕТ ГОВОРИТЬ, И КАКИЕ ПРИЗНАКИ ГОВОРЯТ, ЧТО ЕГО РЕЧЕВОЙ АППАРАТ РАЗВИВАЕТСЯ ПРАВИЛЬНО
- С рождения родители отмечают нормальную динамику развития без неврологических отклонений.
- Проявляет активность в общении с близкими людьми, но к незнакомым окружающим может проявлять стеснительность.
- Охотно повторяет то, о чём его просят, например, сказать «пока».
- Старается подражать родителям и говорит то, чего бы ему хотелось на данный момент.
- Стремится к самостоятельному исправлению речевых ошибок, прислушивается к речи родителей.
Для правильного развития речи детям нужно ежедневное общение с близкими людьми.
СКОЛЬКО НЕОБХОДИМО ЗАНИМАТЬСЯ С МАЛЫШОМ
Ежедневно с ребёнком нужно разговаривать. Постоянное общение сделает его более открытым и разговорчивым. Не стоит переусердствовать, ведь дети быстро устают. Им необходим моральный отдых, поэтому после каждой игры и разговоров нужно отвлекаться. Например, полежать и послушать музыку.
Существуют случаи, когда речевой аппарат развивается с трудом. Родители должны присматривать и прислушиваться, как ведёт себя малыш, чтобы вовремя исправить ситуацию. Обязательный контроль необходим над ребёнком, который имеет хронические или неврологические тяжёлые болезни. Если малыш не хочет повторять слова и предложения, делает вид, что не слышит родителей. Когда он постоянно разговаривает на своём непонятном языке и проявляет безразличие, если родители его не понимают. Ну и, конечно, если речь сверстников лучше развита, что особенно заметно, когда он играет с ними.