Ребенок с рождения требует кушать инстинктивно. Если ребенок здоров, он ест столько, сколько требует его организм. С годами наши инстинкты ослабевают и пищевое поведение начинает опираться не только на потребности организма, но и на:
- социально-психологическую обстановку
- опыт
- эмоциональное состояние
Очень важно уметь отличать истинное снижение аппетита от ложного. При ложном нет никаких проблем ни с едой ни со здоровьем, но при этом родители недовольны количеством съеденного.
Для диагностики пищевого поведения ребенка необходимо, в первую очередь, прояснить общее состояние здоровья ребенка, его активность, показатели роста и веса и их динамику, особенности ритма питания.
Виды отказа от еды:
- Ребёнок старше 1,5–2 лет не ест определённые группы продуктов. Например, отказывается от овощей, мяса или злаковых.
- Ребёнок кусочничает и ест в основном вредную пищу: сладости, фастфуд и переработанное мясо (сосиски, колбасы).
- Ребёнок старше полутора лет питается только жидкой однородной пищей (например, молоком, смесью или пюре).
- Ребёнок отказывается от любой еды и устраивает голодовки
- Ребёнок испытывает страх при приеме пищи вследствие какой-либо неприятности, произошедшей во время еды.
- При болезнях ротовой полости и нарушении работы органов пищеварения. Ребенок избегает боли при приеме или после приема пищи.
- Ребенок может плохо есть, когда плохо себя чувствует. Это нормальная реакция человека на заболевание.
- Повышенная нервная возбудимость. Возбужденный ребенок с трудом может выделять необходимое количество слюны, поэтому ему сложно приходится с суховатой пищей. При сильном стрессе могут возникать проблемы с глотанием из-за спазмов горла.
Последствия отказа от еды:
- ребёнок долгое время не набирает вес, рост и отстаёт в физическом развитии
- хроническое расстройство питания, дефицит витаминов и микроэлементов
Такие дети выглядят худощавыми, бледными, их подкожно-жировой слой сильно истончен. Наблюдается снижение иммунитета, склонность к частым инфекциям и затяжное их течение; быстрая утомляемость и общая слабость.
Если заболевания исключены, в большинстве случаев проблему избирательного аппетита ребенка родители могут решить своими силами.
Что делать?
Рекомендаций много. Чтобы нормализовать аппетит придется потратить немало времени и сил. Поэтому наберитесь терпения.
- Есть одно простое правило, которое помогает определить необходимый объем еды, необходимый ребенку: количество съеденных ложек каждого блюда должно быть не меньше количества полных лет. Можно заключить своеобразный договор на соблюдение этого правила. Если ребенок понимает договоренности, он может правильно рассчитывать свои силы и строить ожидания. Большие тарелки могут напугать ребенка, как и огромные порции.
- Вспомните, как обычно проходит процесс принятия пищи ребенка. Если он наполнен уговорами, ссорами, угрозами наказания, то снижение аппетита вполне естественно. Наша психика устроена так, что эмоциональная окраска событий, происходящих одновременно, смешивается и привязывается друг к другу. Если еда становится причиной конфликта с родителями, ребенок испытываем неприятные эмоции — обиду, стыд, злость и т.д. Эти эмоции накладываются на все приемы пищи. Постарайтесь не заставлять доедать тарелку, не угрожать наказанием. Чем больше вы будете заставлять, тем больше будет ребенок сопротивляться. Сделайте прием пищи приятным событием дня в теплом семейном кругу с красивой сервировкой.
- Однако бывает и противоположная ситуация: мать, наоборот, не слишком настойчиво предлагает еду. Есть мнение: нужно предпринять от 8 до 15 ненавязчивых попыток, желательно в игровой форме, чтобы ребенок привык к незнакомой еде. Применяйте маленькие хитрости. Новые продукты ребенку предлагайте на выбор — например, из 2–3 блюд. Это поможет ему понять, что с его мнением в семье считаются. Заменяйте продукты. Попробуйте разные виды мяса — ребенок наверняка что-то да подберет для себя, ведь ему необходимо железо в легкоусвояемой форме, которое можно получить только из мясных продуктов. Добавляйте фарш в овощи. Используйте разные способы приготовления пищи.
- Избирательный аппетит развивается у детей родителей, которые, используют еду в качестве награды или в виде шантажа: «Не съешь суп — не пойдешь гулять». Педиатры подчеркивают, что еда — источник пищевых веществ, топливо для организма, а не средство манипуляции.
- Не следует кормить ребенка механически, когда он увлечен, допустим, игрой или просмотром фильма, — многие дети хорошо лопают под рекламу или за планшетом, совершенно не чувствуя вкуса еды, что в конечном итоге только снижает их аппетит.
- Гораздо охотнее дети едят то, что было приготовлено вместе с ними, так что смелее вовлекайте их в кулинарный процесс. Превратите приготовление пищи в увлекательное совместное творчество, и вы увидите, как постепенно ребенок поменяет свое отношение к еде.
- Если ребёнок не хочет принимать пищу, значит, он потратил недостаточно энергии и не успел проголодаться. Чтобы пробудить аппетит, нужно увеличить энергозатраты: гулять на свежем воздухе, кататься с горок или предложить занятия в спортивной секции. Чем больше дети тратят энергии, тем лучше у них аппетит.
Не забывайте также о том, что маленькие дети всегда подражают родителям, и если те в еде разборчивы, их чада будут перенимать эту привычку с младых ногтей.
Общий стол, выключенный телевизор и личный пример. Журналист и мама Евгения Артамонова делится лайфхаками по выстраиванию у ребенка здоровых отношений с едой.
До рождения ребенка и все 2,5 года, что мы вместе, я много размышляла на тему еды. Слушала авторитетных спикеров, общалась с другими мамами и читала современную литературу.
Для меня было важно, чтобы сын любил есть. Чувствовал вкус еды, питался интуитивно: когда хочет и что хочет. Чтобы с ужасом не вспоминал, как ему не разрешали выйти из-за стола, «пока не доест суп». Чтобы во взрослом возрасте не страдал расстройствами пищевого поведения и не заедал сладким.
Вторая, не менее важная задача, которую я перед собой ставила (и, если честно, пока не до конца ее решила), – снизить уровень родительской тревожности и облегчить жизнь себе. Не высчитывать граммы съеденного ребенком, не переживать, что он чего-то не захотел. Не «летать» как чайка вокруг стола, постоянно наставляя, «как должно быть».
Мы еще в середине пути. Но я довольна результатами. Чаще всего ребенок ест. И ест с удовольствием. А если вдруг решил не есть, я стараюсь не переживать, потому что это нормально. Как только ловлю себя на желании помочь сыну доесть, я будто переношусь в свое детство и на автомате включаю какие-то записавшиеся на подкорке установки. Уже практически хочу отвлечь и кормить с ложечки, но чаще всего вовремя себя останавливаю. Стремлюсь к стопроцентному дзену.
Ответы на многие актуальные вопросы нашлись в книге «Мой ребенок не хочет есть!», написанной врачом-педиатром, автором нескольких работ о питании и здоровье детей Карлосом Гонсалесом. Его современный подход мне очень близок: дать ребенку свободу выбора, поверить в него и не мешать.
Ниже собрала список советов о том, как привить ребенку любовь к еде, основанных на положениях Гонсалеса и других доказательных специалистов, которые работают.
-
Не заставляйте.
Как пишет Гонсалес, «правда в том, что дети растут не потому что они едят. Они едят, потому что растут. Те, кто станет высоким, с широкими костями, всегда едят больше, чем низкорослые и худые». То есть мы не можем знать наверняка, сколько ребенку действительно нужно в конкретный момент.
Не хочет есть сейчас – вернется потом. А если нет – значит, ему не надо. Поэтому лучшее решение – переключить свое внимание на другие более важные задачи.
Во время приготовления пищи приглашайте ребенка принять участие в процессе. Доверяйте какие-то несложные поручения. По своему опыту скажу: то, к чему приложил руку сын, съедается с особым удовольствием.
Выделите малышу отдельное место за столом и ешьте вместе в одно и то же время. У нас есть специальный детский растущий стул. С месяца придвигаем к общему большому столу и просто регулируем сиденье по росту. Сыну интересно и важно быть с нами.
Старайтесь ограничить использование специй и подсластителей, чтобы ребенок (да и взрослым будет полезно) учился распознавать изначальный вкус и получать удовольствие, например, даже от съеденной без каких-либо добавок цветной капусты.
Игры с едой в разумных пределах – тоже опыт! Ведь ребенок познает мир через игру. Я разрешаю (не мешаю) разбрасывать ингредиенты блюда вокруг, есть руками/ложкой/вилкой, сидеть на столе, есть из моей тарелки, уйти из-за стола в самом разгаре трапезы и вернуться.
А если говорить о неусидчивости, то до трех лет (а бывает и позже) это нормально. Так устроены маленькие дети. В периоды скитаний туда-сюда ловлю дзен.
Во время каждого приема старайтесь, чтобы во главе угла был именно процесс. Можно общаться, шутить, слушать музыку, но, если что-то мешает, нужно это убирать. Телевизор лучше выключать. Потому что если взрослые еще как-то могут разделять просмотр телепередач и поглощение еды, то дети становятся маленькими зомби: на автомате кладут ложки в рот или вовсе забывают. А после, уже в более осмысленном возрасте, перестают замечать гастрономические желания и потребности.
И, наверное, главный секрет в том, чтобы значимые взрослые в семье питались так, как хотели бы, чтобы питался ребенок. Дети все повторяют за родителями. Если вы не едите перловку, супы и брокколи, то почему ребенок должен их любить? Он понимает: ага, мама с папой это не едят, я тоже не хочу!
Поэтому начните с себя. Хотите, чтобы ребенок правильно и сбалансированно питался? Изучите вопрос. Введите в рацион больше овощей, разных круп, бобовых. Экспериментируйте, исследуйте новый вкусы и сочетания. Старайтесь не увлекаться соусами. Попробуйте продукты по-отдельности. И все получится!
Когда любимое чадо плохо ест, родители теряют покой и пытаются накормить ребенка через «не хочу», применяя уговоры (“за маму, за папу”), угрозы (“будешь плохо кушать, не вырастешь большим”) и даже шантаж (“если не съешь кашу, то не пойдешь гулять”). Однако нельзя кормить малыша или подростка насильно, лучше понаблюдать за ним, чтобы выяснить, почему ухудшился аппетит. Оценивая опасность отказа от еды, нужно принимать во внимание возраст.
Причины плохого аппетита
- Малыш до года, если его кормит мать, может отказываться от груди в случае болезни или нехватки молока; если младенец на искусственном вскармливании, возможно, неудачно подобраны молочные смеси. Дошкольник капризничает за столом не только когда болен, но и в случае неправильного рациона (сладости и другие лакомства не должны заменять здоровую еду, поэтому не стоит приучать ребенка к чипсам и коле, шоколаду и пирожным). Младший школьник может плохо кушать из-за эмоциональных и умственных перегрузок, нерационального режима дня, недостатка витаминов. Повышенные требования к успеваемости вкупе с обязательностью и ответственностью в характере маленького ученика могут спровоцировать падение аппетита. Если к тому же ребенок вялый и апатичный, то налицо снижение иммунитета. Подросток, не обладающий хорошим аппетитом, требует более пристального внимания. В этом возрасте, кроме физиологических проблем, на стиль питания влияют психоэмоциональные причины, так как отказ от еды может быть проявлением начинающейся анорексии или приема наркотиков, а также принятого в кругу сверстников употребления энергетических или других тонизирующих напитков.
Как наладить питание
Выяснив причину плохого аппетита, нужно ее устранить. Сменить режим или рацион питания, наладить спокойную мирную обстановку в доме, попытаться сблизиться с ребенком. Если отказ от еды вызван серьезными причинами — наркотиками, сильным стрессом, комплексами по поводу веса, следует обратиться к психиатру; к сожалению, такие моменты могут иметь необратимое последствие.
Следующий шаг — нормализация распорядка питания и меню. Еда для ребенка не только источник энергии, но и основа растущего организма, поэтому она должна включать питательные вещества в оптимальном для каждого возраста сочетании. Даже если в семье принято обедать на работе, а не дома, для школьника следует готовить отдельно, не допуская, чтобы он вместо супа и каши съедал бутерброд и шоколадный батончик. Если ребенок не любит какие-то блюда, не заставляйте его их есть, несложно заменить манную кашу гречневой, а рис — макаронами. Со временем все нормализуется, и меню можно будет расширить.
Препараты для повышения аппетита у детей
Важно дополнить пищу полезными элементами — витаминами, минералами. Проблему сниженного иммунитета и чрезмерных нагрузок в школе можно решить с помощью “Элькара” — лекарственного средства для повышения аппетита у взрослых и детей от компании ПИК-ФАРМА. Препарат содержит в основе L-карнитин — аминокислоту, присутствующую практически во всех тканях организма. Он стабилизирует иммунную защиту, добавит ребенку энергии и выносливости, повысит потребность в пище. Препарат абсолютно безвреден, поэтому педиатры назначают его даже новорожденным
Производство препарата на основе L-карнитина Элькар
Копирование материала только с разрешения правообладателей.
Для родителей и ребенка 1 годик — важный рубеж в его развитии, особенно в изменении принципов кормления. Питание детей в год — это начало перехода к привычному для всех рациону. Поговорим о том, как составить меню ребенка в год.
Меню ребенка в год: правила
Кормление ребенка в год становится более хлопотным, потому что пришло время материнское вскармливание или молочные смеси не только дополнять, но и заменять другими продуктами.
Мамам важно заранее ознакомиться с основными принципами, как должно быть организовано питание ребенка в год. Вам предстоит руководствоваться такими правилами:
Помнить об особенностях пищеварительной системы малыша
Она еще не совершенна, продолжает формироваться. Печень и поджелудочная железа только настраиваются, чтобы производить ферменты для переработки других продуктов.
У малыша уже есть несколько зубов, поэтому важно, чтобы он учился жевать, иначе будет много проблем: мне приходилось сталкиваться с тем, что ребенок в 3 года давился даже манной кашей. К тому же процесс жевания развивает артикуляцию, ребенку это поможет с развитием речи.
Учитывать особенности пищеварения малыша важно, иначе можно нарушить метаболизм. Избыточное питание ребенка в год приведет к лишнему весу, а недостаточное — к истощению. Если вы заметили симптомы таких изменений, рекомендую обратиться к своему педиатру, чтобы вовремя скорректировать питание и не навредить здоровью малыша.
Приучать ребенка к правильному режиму питания
У ребенка в год уже есть 3 основных приема пищи и 2 промежуточных. Перерывы между основными приемами составляют 3,5–4,5 часа.
Нерегулярное питание нарушает процесс выработки желудочного сока, а позже приведет к заболеваниям ЖКТ. Поэтому важно приучать малыша есть в определенное время.
Но может еще быть и 1–2 грудных кормления, если у мамы сохранилась лактация. Можно дать грудь после ночного сна или вечером перед сном.
Я не советую возводить режим приема пищи в культ. Если ребенок почему-то не хочет есть, когда время подошло, не уговаривайте и тем более не кормите насильно. Немного позже он сам попросит.
Формировать навыки культуры питания
Меню годовалого ребенка расширяется, он знакомится с новыми продуктами. Одновременно у него формируются пищевые привычки. Это важно, иначе позже ребенок будет упорно отказываться от полезных, но незнакомых ему овощей и продуктов. Наши зарубежные коллеги дают подсказки на ресурсе PubMed, как знакомить ребенка с новыми продуктами.
Может оказаться, что новый продукт вызовет у ребенка аллергическую реакцию. Тогда ни в коем случае не назначайте лечение самостоятельно — обратитесь в медицинское учреждение за профессиональной помощью.
Один годик — самое благоприятное время приучать ребенка пользоваться самостоятельно ложкой, чашкой. Если упустить этот момент, то позже он не захочет учиться, будет ждать, пока покормят.
Выбирать оптимальный рацион питания ребенка в год
Вам предстоит учитывать калорийность и объемы пищи для малыша. Питание призвано восполнять потери энергии в течение дня. Обычно в таком возрасте средняя потребность — 1200–1500 ккал в сутки, по общему объему пищи — 1000–1200 мл.
Но активность и подвижность детей уже в этом возрасте разная. Поэтому обращайте внимание на индивидуальные особенности организма малыша, а при затруднениях с определением его рациона обратитесь за консультацией к участковому педиатру.
Учитывать особенности приготовления блюд
Помните, что годовалому малышу еще нельзя давать жареную и жирную пищу. Меню ребенка в 1 год должно состоять из блюд, приготовленных на пару, способом варки, тушения, запекания в духовке или в мультиварке.
В блюда для малыша добавляйте минимум соли, полностью исключите острые приправы, соусы и кетчупы. Различные добавки для улучшения вкуса, запаха, цвета — табу в детском питании.
Но малышу в 1 год нельзя давать полуфабрикаты, консервированные продукты, любую колбасу. Осторожно относитесь даже к специальным детским сосискам — мне известен случай, когда и из-за них ребенок получил тяжелое желудочно-кишечное заболевание.
Рацион ребенка в год предполагает ограничения в сладостях: давайте такие продукты с 2–3 лет, а также лучше вместо коровьего молока давать детское молочко (смесь нового поколения, разработанная специально для деток этого возраста).
Детское меню: Pxhere
Меню ребенка в год: рецепты
Меню для годовалого ребенка становится богаче и разнообразнее. Кроме привычных каш, молока и молочных продуктов, оно состоит из овощей, фруктов, нежирного мяса, печени, речной и морской рыбы нежирных сортов, яиц. Чем кормить ребенка в этом возрасте, советуют коллеги на авторитетном сайте WebMD.
Суточное меню должно распределяться так: завтрак ребенка в год — 25%, обед — 35%, полдник — 15% и ужин —25%. Поначалу можете ориентироваться на готовое примерное меню, которое разработали наши коллеги.
Для детского стола рекомендую готовить блюда, следуя таким правилам:
Рисовая протертая каша
- Рис — 1 ст. л.
- Детское молочко (смесь нового поколения) — 0,5 ст.
- Сахар, сливочное масло — по 1 ч. л.
- Вода — 1 ст.
Проварите рис в воде 10 минут, добавьте молоко. Оставьте кашу под крышкой на маленьком огне для распаривания минут на 15. Протрите кашу или взбейте блендером, добавляя по 1 ч. л. сахара и сливочного масла.
Овощной суп-пюре: Pexels
Суп-пюре
- Картофель, морковь — по 1 шт.
- Кабачки (или тыква) — 50 г.
- Сливочное масло — 5 г.
- Бульон — 100 мл.
- Очищенная вода — 1 ст.
Картофель и морковь тщательно промойте, очистите. Все овощи нарежьте мелкими кубиками, опустите в кипящую воду и варите до готовности. Воду слейте, овощи протрите через сито, разбавьте бульоном. Доведите суп до кипения, в готовое блюдо добавьте сливочное масло.
Мясное суфле
- Нежирное отварное мясо — 100 г.
- Яйцо — 1 шт.
- Бульон — 4 ст. л.
Мясо дважды прокрутите через мясорубку с мелкой решеткой. Желток яйца соедините с мясом, перемешайте. Белок взбейте в пену, смешайте с мясом. Полученную смесь раскладывайте в силиконовые формы, готовьте на пару 20–25 минут.
Вот таким разнообразным можно сделать меню для ребенка 1 год. Не забывайте, что от полноценного питания зависит успешное физическое и психическое развитие вашего малыша.
Внимание! Материал носит ознакомительный характер. Не следует прибегать к описанным в нем методам без предварительной консультации с врачом.
Автор: кандидат медицинских наук Анна Ивановна Тихомирова
Рецензент: кандидат медицинских наук, профессор Иван Георгиевич Максаков
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Вы обнаружили, что у вас ребенок леворукий, и сразу же призадумались, а не переучить ли его? Многие специалисты едины в своем мнении, что переучивать ребенка не только не стоит, но даже опасно, так как это может повлиять на его психическое развитие.
Ребенок-левша не просто кушает левой рукой, он ведет себя несколько иначе, так как его восприятие мира другое, чем у праворуких детей. Леворукий ребенок обычно более эмоционален, чем праворукий, он легче возбуждается и значительно активнее других детей. Кроме этого, мышление у такого малыша образное и дает возможность более чутко воспринимать все, что происходит вокруг. Как утверждают ученые, основываясь на результатах многолетних исследований, непереученные взрослые левши значительно успешнее и талантливее праворуких.
Причиной того, что ребенок рождается левшой, является доминирование правого полушария мозга, тогда как у правшей доминирует левое полушарие. Из этого следует, что, переучивая ребенка писать, кушать рисовать правой рукой, родители пытаются исправить заложенную природой активность правого полушария. Вследствие такого переучивания могут произойти психологические нарушения, которые способны затормозить нормальное развитие ребенка, привести к заиканию, нервному тику, отставанию в учебе.
Когда становится понятным, что ребенок левша?
Делать выводы, что ваш ребенок левша, слишком рано не стоит. Очень часто маленькие дети в шесть-семь месяцев начинают брать игрушки левой рукой, однако это не является признаком леворукости. Мнение специалистов таково: раньше, чем ребенку не исполнится три года, говорить о том, что он левша, нельзя. Помимо того, что есть леворукие и праворукие люди, существует некоторый процент людей, отлично владеющих обеими руками, их называют амбидекстрами. Таких детей рекомендуют ориентировать на использование правой руки, но обучать следует мягко и осторожно.
Для того чтобы определить, праворук или леворук ребенок, достаточно просто понаблюдать:
- какой рукой он больше жестикулирует;
- попросить расчесаться;
- какой рукой машет на прощанье;
- поднимает предмет с пола;
- наливает воду в чашку;
- какой рукой чистит зубы;
Чтобы определить ведущую ногу — можно попросить попрыгать на одной ноге. Если предложить малышу посмотреть в подзорную трубу (свёрнутый в трубочку лист бумаги), то он посмотрит ведущим глазом, а если малышу дать послушать тиканье часов, лежащих перед ним на столе — слушать будет ведущим ухом (при этом часы со стола брать нельзя). Если же ребенок уже достиг трех лет, и стало понятно, что он левша, необходимо принять это и отнестись так же, как и к обычному праворукому ребенку. Просто знайте, что для маленьких леворуких деток существуют специальные ножницы, ложки и другие приспособления.
Думаю, что родителей леворуких детей успокоят известные факты о том, что левшами были римский император Юлий Цезарь, художники Леонардо да Винчи и Микеланджело, Чарли Чаплин, ученый-физиолог И.П. Павлов. Этот список известных леворуких личностей можно было бы продолжить, но и так достаточно ясно, что леворукость никак нельзя называть болезнью или рассматривать как серьезный порок.
Подготовил учитель – логопед Ольга Владимировна Семашко