Всем родителям еще со школьной скамьи знакома проверка техники чтения. Им хочется подготовить ребенка к начальной школе, ведь это сделает адаптацию малыша к новой обстановке проще. По этой причине многие задаются вопросом: сколько слов должен читать ребенок на пятерку в первом классе? Должен ли малыш уметь читать к школе?
Скорость чтения в первом классе
Несмотря на то, что официально ребенок при поступлении в 1 класс не обязан уметь читать, родители стремятся дать ему хорошую образовательную базу к школе. И это неудивительно, ведь читающий малыш легче адаптируется к учебной программе. У обученных чтению детей обычно не возникает проблем с такими предметами, как литература и русский язык.
Однако не стоит слепо следовать тенденциям. Слишком раннее начало обучения грамоте может навредить малышу. Психологи не рекомендуют начинать обучение чтению раньше пяти лет.
Также стоит учесть то, что скорость чтения – не самое главное. Важнее то, как хорошо ребенок может понимать текст, запоминать и пересказывать прочитанное. Без этих навыков быстрое чтение становится бесполезным, так как его невозможно применить на практике. Поэтому сначала необходимо научить детей вдумчиво знакомиться с текстом, а уже потом работать над скоростью. Учитывайте рекомендации специалистов перед тем, как приступать к занятиям, чтобы не допустить пробелов и ошибок в обучении.
Нормативы по технике чтения 1-4 классы
Не каждый текст подходит для проверки техники чтения. Он не должен иметь в своем составе много длинных или незнакомых для ребенка слов. Текст должен относиться к художественной литературе, быть максимально простым.
Для учеников начальной школы существуют следующие нормативы проверки техники чтения (все данные приведены на конец второго полугодия учебного года):
- 1 класс – 25-30 слов в минуту
- 2 класс – 40-50 слов в минуту
- 3 класс – 65-75 слов в минуту
- 4 класс – 85-95 слов в минуту.
Приведенные выше показатели соответствуют удовлетворительной оценке, иными словами результат хорошо подготовленного ученика может быть намного выше. Например, первоклассник, умеющий бегло читать к началу обучения, сможет читать текст со скоростью от 80 слов в минуту к концу второго полугодия.
Средняя скорость чтения взрослых – 150-200 слов за 60 секунд, а усердно занимающийся ученик может развить скорость ознакомления с текстом до 1000 слов в минуту. Ведь правильный подход к обучению позволяет достичь поразительных результатов.
На что обратить внимание при обучении детей
Конечно, развитие скорости чтения полезно, но для ребенка оно является не единственным показателем хорошей подготовки. Не менее важным считается умение читать текст осмысленно, запоминать прочитанное.
Целью многих педагогов и родителей является воспитание в ребенке любви к чтению, а это не возможно без умения хорошо читать и воспринимать смысл. Недостаточно хорошо развитый навык запоминания прочитанного приводит к тому, что у ребенка не получается заинтересоваться литературой, и он отдает предпочтение просмотру мультфильмов. Важно подобрать правильный подход к малышу.
Каждый ребенок индивидуален, но есть ряд общих рекомендаций, на которые нужно обратить внимание при обучении малыша чтению:
- Нужно учить постепенно. С самых ранних лет читайте малышу книги, прививайте ему интерес к литературе.
- Не используйте книги, как рычаг давления на ребенка – это может отбить у него интерес, чтение будет восприниматься им, как работа, а не как досуг.
- Учитывайте вкусы ребенка и его возраст. Это позволит подбирать такую литературу для ознакомления, которая будет нравиться малышу, будет ему понятна.
- Подавайте хороший пример. Ребенок, который с детства видит, что родители интересуются литературой, охотнее сам будет читать.
- Читайте вместе и обсуждайте прочитанное. Ребенок будет развивать усидчивость, концентрацию и память, интересно проводя время с родителями.
- Обучайте в форме игры. Так ребенок охотнее будет заниматься, не потеряет интерес в процессе.
Обучение чтению – рекомендации специалистов
Важно учитывать особенности детского интеллекта, чтобы понять, когда можно приступать к обучению чтению. Ограничивающим фактором является возраст – специалисты не рекомендуют начинать обучение детей, если ребенок младше 5 лет. Это обусловлено особенностями развития детской психики: она просто не готова для восприятия текстовой информации в более раннем возрасте. Помимо этого, стоит учесть лексические навыки, которыми должен обладать малыш для того, чтобы приступить к занятиям:
- уметь составлять предложения, рассказывать;
- обладать связанной и понятной речью без логопедических дефектов;
- сохранять концентрацию внимания (возможность определенное время заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь от него);
- уметь пересказывать увиденное, делиться впечатлениями.
Если развитие и возраст соответствуют рекомендациям, то можно приступать к занятиям. Важно выбрать правильную методику обучения, программа должна быть выстроена последовательно.
Первостепенно ребенок должен изучить буквы и соответствующие им звуки, затем начать изучать слоги. Освоив слоговое чтение, плавно перейти к чтению слов целиком, фраз, а затем уже и предложений. Если уделить недостаточное внимание любому из этих периодов, то впоследствии это может привести к трудностям, например, упустив звуковой этап, у малыша не будет получаться делать фонетический разбор слова. Также неправильный подход к обучению влечет за собой трудный переход к беглому чтению.
Изучать грамоту можно и дома, но лучше доверить обучение ребенка чтению центрам дополнительного образования. Это позволит получить комплексный подход к занятиям под руководством профессионалов, подготовит к обучению в начальной школе.
Помните, что навыки чтения можно развить и улучшить. Интерес к литературе привить гораздо сложнее, но усилия родителей и педагогов стоят того, чтобы ребенок полюбил книги.
Ирина Гопанкова
Ориентировочные нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС
Техника чтения в 1 классе
1 полугодие Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения — 25-30 слов в минуту.
2 полугодие Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.
Темп чтения — 30- 40 слов в минуту.
Техника чтения во 2 классе
1 полугодие Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение. Темп чтения — 40-50 слов в минуту.
2 полугодие Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений.
Темп чтения — 50-60 слов в минуту.
Техника чтения в 3 классе
1 полугодие Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста. Темп чтения — 60-70 слов в минуту.
2 полугодие Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.
Темп чтения — 70-80 слов в минуту.
Техника чтения в 4 классе
1 полугодие Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста. Темп чтения — 60-70 слов в минуту.
2 полугодие Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.
Темп чтения — 70-80 слов в минуту.
Прикреплённые файлы:
normy-tehniki-chtenija-v-nachalnyh-klasah-po-fgos_m6csp.pptx | 233,19 Кб |
Анализ проведения декады естественных наук в начальных классах В начальных классах завершилась предметная декада естественных наук, которая проходила с 12 по 22 февраля 2018 г. Среди целей этой декады.
Анализ проведения декады по математике в начальных классах Анализ проведения декады по математике в начальных классах МБОУ «Бродовская ООШ» 2017-2018 учебный год С 4 по 13 декабря 2017г. в школе.
Консультация для родителей «Нормы развития речи и моторики у детей от 0 до 3 лет» Как помочь ребенку заговорить? Когда же дети начинают говорить? С одной стороны, ответ на этот вопрос очень прост — уже давно установлено,.
Консультация для родителей «Возрастные нормы развития детей 4–5 лет» Дети 4–5 лет социальные нормы и правила поведения все еще не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о.
Нормы речевого развития детей дошкольного возраста Речевые трудности у детей 1. Ребёнок не говорит совсем. ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ В ТРИ ГОДА – НЕ ПРОСТО ЗАПАЗДЫВАНИЕ – ЭТО СИГНАЛ О РЕЧЕВОМ НАРУШЕНИИ.
Педагогические условия обучения решению текстовых задач на уроках математики в начальных классах Ибатулина Е. А. Педагогические условия обучения решению текстовых задач на уроках математики в начальных классах Начальный курс математики.
Праздник в начальных классах «Художница Осень» Цели: Создать условия для развития коммуникативных способностей школьников; способствовать формированию положительной эмоциональной сферы.
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС «С. Есенин «Лебёдушка» Дата 14марта 2016г. Урок литературного чтения в 4классе Учитель Субарь В. Ф. Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка» Цель урока: раскрыть в детях.
Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной.
Возрастные нормы речевого развития детей Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет Нормы развития речи детей 3-4 лет предполагают появление новых артикуляционных навыков. Ребенок.
Сколько слов в минуту должен читать первоклассник по ФГОС, нормативы с 2018 года
Техника чтения в 1-ых классах по ФГОС, количество слов в минуту
Количество слов в минуту, которые должен читать ребенок в первом классе зависит от полугодия.
В первом полугодии нормой считается 25 — 30 слов в минуту.
Во втором полугодии — 30 — 40 слов в минуту.
При этом слова должны читаться ребенком правильно, четко, с проговариванием слогов.
Как известно, в первом классе оценки не ставят, поэтому проверяя технику чтения, результат вывешивается в классе для ознакомления родителями или самими детьми. И это очень правильно. Этот список на мой взгляд как бы своеобразный стимул для детей, которые не совсем бегло читают (ведь каждый отстающий в чтении хочет догнать одноклассника, который в начале списка).
Мы не стали ребенка учить читать до школы, пошел в первый класс, не умея читать. Проблем с чтением не было, кроме смешных случаев, когда ребенок не правильно ставил ударения, но это помешало сдать технику чтения на 5 в конце года. По ФГОС в конце первого класса ребенок должен бегло и с пониманием читать 40 слов в минуту, это оценка 5.
В 1-ом классе в первой четверти минимальное количество слов в 1 минуту в конце 1-о четверти 10 слов. Если читаем меньше 10 слов, проблему нужно срочно решать. Медленное чтение мешает понимать прочитанное и ребенок теряет время на осмысление текста, нужно дополнительно позаниматься на летних каникулах
Хотя при поступлении в школу умение читать не входит в список требований и поэтому не оценивается, многие родители готовят ребенка самостоятельно или пользуются услугами репетитора. Это облегчит ребенку усвоение школьной программы. Актуальный вопрос — сколько слов в минуту должен читать первоклассник.
Качество чтения
В течение первого года обучения основное внимание учитель уделяет технике чтения, ведь от этого напрямую зависит успеваемость по всем предметам. Ребенок должен понимать, о чем он читает, осмысливать информацию и применять ее на практике. Образовательный стандарт в России не содержит утвержденных норм скорости чтения первоклассников, уделяя большее внимание его качеству. К концу первого класса оцениваются такие показатели, как:
- чтение по слогам или полное произношение слов (слоговое допускается при чтении многосложных слов);
- четкость и правильность произношения звуков;
- выразительность чтения — паузы в нужном месте, интонация, смысловые ударения;
- понимание прочитанного.
Показатели скорости чтения
В каждой школе свои нормы оценки скорости чтения первоклассника. В среднем в конце первого полугодия ребенок должен за минуту прочитать 20-30 слов, при этом техника чтения в этот период не оценивается. К концу года этот показатель возрастает до 40 слов. В большинстве школ оценка первоклассникам не ставится, результат может быть или положительным, или отрицательным.
Как проверяют скорость чтения
Для оценки скорости чтения важно правильно подобрать текст. Прежде всего он должен быть незнакомым для ребенка. Среди остальных критериев проверки:
- сложность текста зависит от этапа — на начальном, в первом полугодии, предложения должны быть простыми и состоять из двусложных слов; во втором полугодии допускается чередование простых и многосложных слов; в конце первого класса ребенок должен уметь читать стихотворения;
- картинки отвлекают внимание, поэтому в контрольном тексте их быть не должно;
- во время чтения ребенку лучше использовать палец, чтобы не потерять нужное место, а учителю нельзя его прерывать даже в случае допущенной ошибки;
- после окончания текста нужно задать вопросы по его содержанию, чтобы определить, понял ли первоклассник прочитанное.
Пример текста для проверки в конце 1 класса
Ребята пришли в лес. Там интересно. Птица сидит в гнезде. Пчела собирает мед с цветов. По камням бежит ручей. Муравьи строят дом. Они несут травинки. В кустах спрятался заяц. Дети играли в мяч. Было весело.
Как увеличить скорость чтения
Большинство детей с удовольствием читают яркие интересные книжки с картинками. Чем больше ребенок читает, тем скорее он будет делать это бегло. Развить любовь к чтению должны помочь родители, выполняя рекомендации специалистов:
- нельзя заставлять читать, за книгу ребенок должен браться с удовольствием;
- лучший выбор для первоклассника — ярко иллюстрированные издания, понятные и простые, на интересующую ребенка тему;
- чтение по очереди — прекрасный стимул читать так же быстро и хорошо, как мама.
Не стоит расстраиваться, если поначалу скорость чтения будет небольшой. Важнее в этой ситуации привить любовь к книге. С каждой новой ребенок будет читать быстрее и увереннее, понимая прочитанное и переживая за героев.
Какой текст выбрать?
При выборе текста для проверки скорости советую в первую очередь учитывать степень соответствия этого текста уровню подготовки проверяемого.
Представьте, что будет, если мы заставим первоклассника читать на скорость Большую Советскую энциклопедию или фрагмент «Анны Карениной» Толстого? Взрыв мозга обеспечен.
Текст не должен слишком примитивным, если мы проверяем старшеклассника, и не должен быть сложным при проверке техники чтения у самых маленьких.
Критерии выбора текста для учащихся 1-2 классов:
В первую очередь, содержание должно быть новым, незнакомым;
Разборчивый шрифт, достаточно крупный;
Простые короткие предложения, отсутствие деепричастных оборотов;
Отсутствие диалогов;
Избегать длинных прилагательных и редко употребляемых слов;
Без рисунков;
Содержание должно быть понятно ребенку.
Если нет желания экспериментировать с подбором текстов, для начальной школы можно взять пособие Ольги Александровой , которое содержит контрольные тексты, вопросы на понимание и тест для оценки скорости чтения.
Подготовьте секундомер или песочные часы!
Звучит команда «Начали!» Ребенок собирается с мыслями и начинает читать (кто-то быстрее включается, кто-то медленнее). Засекаем время, как только услышим первое слово. Ошибся – вслух не говорим, а записываем. Потом подсчитаем количество неверно прочитанных слов. Если ваш ребенок – ученик младших классов, для него будет полезным следить по тексту, водя пальчиком или указкой.
Закончили читать. Теперь пусть проверяемый ответит на несколько вопросов по тексту типа «Как?», «Зачем?» и «Почему?». Наша цель – выяснить, понял ли он прочитанное.
Оперативно подсчитаем количество прочитанных слов, принимая во внимание следующее:
Предлоги и союзы также подсчитываем;
Слова, которые были перенесены считаем за 2 слова;
Слова с дефисом – тоже принимаем за 2 слова.
Из полученного числа вычитаем количество ошибочно прочитанных слов.
Не надо впадать в панику, если сегодня скорость чтения 50 слов, а завтра только 20. Нормальное явление. На этот показатель может влиять как плохое настроение ребенка, усталость, так и качество текста. Проверьте ребенка еще раз, дав ему отдохнуть хотя бы сутки.
Нормы техники чтения в начальных классах
Читаем по слогам
В начале года
Правильно ставим ударения.
По слогам читаем только большие слова
К концу года:
Читаем целыми словами, соблюдаем ударения и паузы.
В начале года:
Осознанное чтение.
Ударения, интонации.
Чтение с выражением.
Пересказ содержания.
В начале года:
Осмысление прочитанного.
Своя точка зрения.
К концу года :
Чтение с выражением.
Анализ и свое личное отношение к прочитанному.
Не воспринимайте данные цифры слишком буквально – каждый развивается в своем темпе. Фанатизм здесь излишен.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) на сегодняшний день особое внимание уделяет сформированности у выпускников начальной школы навыка быстро и осознанно читать.
Однако, ФГОС не дает четких нормативов. Следовательно, каждое образовательное учреждение в праве установить локальным актом свои требования к технике чтения учеников начальных классов.
Техника чтения состоит из следующих компонентов:
- темп чтения (скорость – количество слов, прочитанных за минуту);
- способ чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами);
- правильность (безошибочность, т.е. без повторов, замен букв, пропуска и др);
- выразительность (интонационные паузы, постановка ударений и др.);
- осознанность (понимание прочитанного).
Ориентировочный темп чтения дан ФГОС на конец 4 класса: «Выпускник начальной школы на базовом уровне должен читать текст про себя со скоростью 100-120 слов в минуту» [Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Часть 3 / М.: Просвещение, 2012]
Перед учителями встает вопрос каким образом проверять технику чтения и какие тексты подбирать?
Требования к текстам для оценки скорости чтения:
- Иметь воспитательную/образовательную ценность;
- Учитывать интересы и возрастные особенности младших школьников;
- Соответствовать определенному объему;
- Иметь ярко выраженный сюжет;
- Быть незнаком учащимся (не использовался ранее);
- Расположен на одной странице;
- Не содержать иллюстрации.
Что учитывается при проверке техники чтения по классам
В 1 классе отметки не ставятся, но контроль будет проводиться, чтобы увидеть динамику развития читательского навыка. Делается это в начале (сентябрь), в середине (декабрь) и в конце учебного года (май).
Способ чтения в 1 классе – слоговой, в последующих – словами.
При подсчете слов (темпа чтения) учитываются все самостоятельные и несамостоятельные части речи (предлоги, союзы)
Во 2-4 классах контроль проводится 5 раз в год: начало года, по четвертям. Важно учитывать не только темп чтения, но и другие показатели: осознанность, правильность, способ чтения.
К концу 4 класса ученик должен читать со скоростью, доступной для понимания смысла текста, движений речевого аппарата ученика. Без этого навыка учиться в 5 классе будет сложно.
Автор: Юрий Окунев
Школа Юрия Окунева
Привет, друзья! С вами снова я, Юрий Окунев.
Сегодня мы разберем подробно, как считать слова при проверке техники чтения. Это важно для тех, кто хочет проверить технику чтения ребенка или развить собственную способность к чтению. Зная скорость чтения, мы можем судить о степени эффективности тренировок.
Какой текст выбрать?
При выборе текста для проверки скорости советую в первую очередь учитывать степень соответствия этого текста уровню подготовки проверяемого.
Представьте, что будет, если мы заставим первоклассника читать на скорость Большую Советскую энциклопедию или фрагмент «Анны Карениной» Толстого? Взрыв мозга обеспечен.
Текст не должен слишком примитивным, если мы проверяем старшеклассника, и не должен быть сложным при проверке техники чтения у самых маленьких.
Критерии выбора текста для учащихся 1-2 классов:
- В первую очередь, содержание должно быть новым, незнакомым;
- Разборчивый шрифт, достаточно крупный;
- Простые короткие предложения, отсутствие деепричастных оборотов;
- Отсутствие диалогов;
- Избегать длинных прилагательных и редко употребляемых слов;
- Без рисунков;
- Содержание должно быть понятно ребенку.
Если нет желания экспериментировать с подбором текстов, для начальной школы можно взять пособие Ольги Александровой , которое содержит контрольные тексты, вопросы на понимание и тест для оценки скорости чтения.
Подготовьте секундомер или песочные часы.
Далее расскажу, как проверить технику чтения.
Сеанс проверки техники чтения
Ну, вот. Школьника мы усадили, текст в руки дали. Кратко поясняем, что читать нужно быстро.
Звучит команда «Начали!» Ребенок собирается с мыслями и начинает читать (кто-то быстрее включается, кто-то медленнее). Засекаем время, как только услышим первое слово. Ошибся – вслух не говорим, а записываем. Потом подсчитаем количество неверно прочитанных слов. Если ваш ребенок – ученик младших классов, для него будет полезным следить по тексту, водя пальчиком или указкой.
Закончили читать. Теперь пусть проверяемый ответит на несколько вопросов по тексту типа «Как?», «Зачем?» и «Почему?». Наша цель – выяснить, понял ли он прочитанное.
Считаем слова
Оперативно подсчитаем количество прочитанных слов, принимая во внимание следующее:
- Предлоги и союзы также подсчитываем;
- Слова, которые были перенесены считаем за 2 слова;
- Слова с дефисом – тоже принимаем за 2 слова.
Из полученного числа вычитаем количество ошибочно прочитанных слов.
Не надо впадать в панику, если сегодня скорость чтения 50 слов, а завтра только 20. Нормальное явление. На этот показатель может влиять как плохое настроение ребенка, усталость, так и качество текста. Проверьте ребенка еще раз, дав ему отдохнуть хотя бы сутки.
Нормы техники чтения в начальных классах
В первую очередь, родителей интересует, а соответствует ли техника чтения их малыша общепринятым стандартам. Для ответа на вопрос привожу таблицу.
Правильно ставим ударения.
Чтение с выражением.
Чтение с выражением.
Не воспринимайте данные цифры слишком буквально – каждый развивается в своем темпе. Фанатизм здесь излишен.
Пожалуй, это все. В заключение добавлю, что обучать ребенка грамоте лучше с помощью Букваря Надежды Жуковой , а также методики Ольги и Сергея Фединых «Как научить ребенка читать» . Ребенок будет изучать все с удовольствием, а вы сэкономите время.
Ставьте лайки, приглашайте друзей, подписывайтесь на новости блога.
Аннотация: На днях российская начальная школа была признана лучшей в мире по исследованиям PIRLS
Статья:
На днях российская начальная школа была признана лучшей в мире по исследованиям PIRLS. В том числе ребята оказались лучшими по читательской грамотности. Какие же на сегодняшний день есть нормативы техники чтения в начальной школе? И на что еще, кроме скорости, обращает внимание учитель, проверяя технику чтения?
Нормы скорости чтения для начальной школы (1-4 класс)
Класс
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
1 кл.
«2» — меньше 10 слов
«5» — больше 25 слов
«2» — меньше 20 слов
«5» — больше 40 слов
«2» — меньше 25 слов
«5» — больше 45 слов
2 кл.
«2» — меньше 25 слов
«3» — 25 – 34 слова
«5» — больше 45 слов
«2» — меньше 25 слов
«5» — больше 55 слов
«2» — меньше 35 слов
«5» — больше 65 слов
«2» — меньше 40 слов
«5» — больше 70 слов
3 кл.
«2» — меньше 40 слов
«5» — больше 70 слов
«2» — меньше 45 слов
«5» — больше 75 слов
«2» — меньше 55 слов
«5» — больше 85 слов
«2» — меньше 60 слов
«5» — больше 90 слов
4 кл.
«2» — меньше 65 слов
«5» — больше 90 слов
«2» — меньше 70 слов
«5» — больше 100 слов
«2» — меньше 80 слов
«5» — больше 110 слов
«2» — меньше 90 слов
«5» — больше 120 слов
В первом классе в первом полугодии обычно техника чтения не проводится. Оценки в первом классе не выставляются, в таблице они даны для ориентира.
Параметры техники чтения для начальной школы (1-4 класс)
1 класс: техника чтения
На конец второго полугодия чтение должно быть осознанное, правильное, простые слова читаются словом. Слова со сложной слоговой структурой допустимо прочитывать по слогам.
2 класс: техника чтения
- на конец 1 полугодия
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. Соблюдение логических ударений. Слова сложной слоговой структуры допустимо прочитывать по слогам.
- на конец 2 полугодия
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдение логических ударений, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно.
3 класс: техника чтения
- на конец 1 полугодия
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.
- на конец 2 полугодия
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.
4 класс: техника чтения
- на конец 1 полугодия
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.
- на конец 2 полугодия
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.
Что нужно знать о технике чтения
- Как проверить осознанность чтения?
Проверяется простым вопросом: о чем ты сейчас прочитал? Ребенок должен ответить в двух словах. И вы поймете, насколько он осознал смысл прочитанного.
- Что такое проверка «способа чтения»?
Проверяется, как читает ребенок: читает по слогам или целиком слово, гладко или запинается.
- Что такое выразительность чтения?
Проверяется интонация ребенка, осознает ли он то, что читает.
- Как улучшить технику чтения ребенку?
Просите его читать вслух каждый день по 10-30 минут (в зависимости от класса) и обязательно просите пересказать прочитанное.
Залогом успешного обучения ребенка является умение читать, которое формируется фактически всю начальную школу, а у многих этот навык развивается и далее. Некоторые продолжают его тренировать и в зрелом возрасте, что позволяет им быстрее прочитать материал одинаковой сложности и объема на разных этапах собственной жизни.
Техника чтения не синонимична скорости восприятия текста, так как выражается еще и в степени его осмысления. Особо важна она для развития такой характеристики, как техника чтения, 1 класс. Нормативы устанавливаются достаточно щадящие, так как любые сложные навыки развиваются в течение долгого времени.
Что такое техника чтения
1 класс (нормативы будут приведены в таблице) является очень ответственным периодом в жизни ребенка. Ведь если не научиться в этом возрасте читать, далее это сделать будет значительно труднее. Многие дети уже идут в школу, умея читать, что позволяет им с отличием проходить все проверки. Те же, кто не умеет читать до первого класса, как правило, получают оценку ниже, так что настоятельно рекомендуется обучать ребенка восприятию несложных текстов с самого раннего возраста.
Техника чтения (1 класс): нормативы, которые были установлены государством, не включают в себя только скорость чтения. Важно понимать, что хоть в таблице приводится только этот показатель, надо учитывать и другие критерии.
Осознанность чтения
Данный параметр определяет, как ребенок воспринимает и запоминает прочитанное. Осознаность чтения зависит не только от способностей ребенка, но и содержания отрывка. Желательно для проверки этой составляющей техники чтения использовать несложные тексты, в которых мало длинных предложений. А оценка пусть выставляется на фоне остальных.
Скорость чтения
Это важный параметр, поэтому он и обозначен в качестве основного. Чем быстрее человек прочитывает материал, тем больше у него будет свободного времени после учебы и выполнения необходимого домашнего задания в дальнейшем. Следовательно, ему будет легче заставить себя работать, так как ему не составит особого труда выучить параграф. Фактически одно свойство дополняет другое, поэтому для эффективного запоминания материала нужно как уметь быстро воспринимать текст, так и понимать его смысл.
Способ чтения
Для взрослых людей данный показатель не входит в технику чтения, но вот для детей он очень важен. То, читает ребенок по слогам материал или способен видеть целое слово или часть фразы, показывает степень усвоения навыка. Конечно, взрослые люди воспринимают несколько слов одновременно с помощью периферического зрения, но данное умение уже непосредственно влияет на предыдущий показатель. Следовательно, он характеризует не умение читать, а только количество затрачиваемого на это времени.
Выразительность чтения
Техника чтения 1 класс (нормативы по ФГОС) предусматривают и следующий критерий техники чтения. Выражается он в таких показателях:
- Использование пауз, которые помогают переварить слушающему человеку и самому читающему все то, что было сказано ранее. Когда ребенок учится читать про себя, паузы никуда не деваются, интонационно выделяя значимые фрагменты текста, что настраивает мозг на их улучшенное восприятие.
- Нахождение нужной интонации. Эта задача непроста по той причине, что ребенку нужно одновременно охватить куски текста глазами, проанализировать их эмоциональную насыщенность и подумать, какая интонация лучше всего подходит для них.
- Верная постановка ударения. Очень часто из-за отсутствия этого умения слушать текст становится невозможно, или же он начинает неправильно восприниматься. То же самое, между прочим, касается и пауз. Та известная фраза «казнить нельзя помиловать» меняет свой смысл не только от местонахождения запятой, но и от правильной паузы.
Как видим, существует очень много факторов, влияющих на такой параметр, как техника чтения.
1 класс: нормативы по Занкову
В начале первого класса оценки за учебу не выставляются. Следовательно, если есть проверка техники чтения учащегося, она производится только для анализа прогресса. Во второй половине учебного года ребенок должен мастерски читать по слогам небольшие предложения, а также уметь слушать. Еще он должен демонстрировать осмысление текста: отвечать на вопросы, заданные преподавателями, и вкратце пересказывать прочитанное.
Но последнее действие не всегда характеризует технику чтения ребенка, так как способность к ораторскому мастерству может быть хорошей, а мысли маленькие дети не умеют формулировать так, как это делает даже плохо говорящий взрослый. Поэтому умение пересказать текст должно быть только дополнительной характеристикой, связанной с таким понятием, как техника чтения (1 класс, нормативы).
2014 год (программа) и новые редакции нормативов: таблица
Рассмотрим, какие нормы скорости чтения должны соблюдаться для выставления определенной оценки.
10-15 слов в минуту
Как улучшить технику чтения у ребенка
Техника чтения, 1 класс — нормативы и правила — это хорошо, но как же достичь высоких результатов? Для ребенка, который только научился читать, стать отличником в этом аспекте достаточно затруднительно. Для развития техники нужно ребенку выполнять такие упражнения:
- Ежедневное чтение вслух дома текстов разной сложности. Это могут быть и знакомые стихи, и интересные новые книги. Школьных уроков чтения для повышения скорости явно недостаточно.
- Чтение наоборот. Это очень полезное упражнение, которое учит ребенка объединять буквы в слова и читать даже такие термины, о которых он никогда не слышал и понятия не имеет, как должны они выглядеть в тексте.
Также для повышения эффективности чтения можно пробовать воспринимать материал, перевернув книгу вверх ногами.