Первые шаги

Первые шаги — важный этап в развитии каждого маленького человека и всей семьи. Поэтому большинство родителей задаются естественным вопросом: во сколько начинают ходить дети? Вынуждены вас разочаровать — точной цифры не существует.

Нормально развивающийся, доношенный ребёнок как правило начинает ходить без поддержки в возрасте от 9 до 12 месяцев. Бывают и исключения, связанные с особенностями развития конкретного малыша, но обычно они укладываются в промежуток между 7 и 14 месяцами.

Ползание

Стремление передвигаться в пространстве — естественное желание малыша. Однако оно опережает возможности ребёнка, и поэтому перед тем как кроха пойдёт самостоятельно, он проходит стадию ползания. По мнению известного американского врача Глена Домана ползать полезно и даже необходимо. Это занятие всесторонне развивает ребёнка, у него укрепляются мышцы рук, он тренируется и готовится к будущей ходьбе. Конечно, есть дети, которые начинают ходить сразу. Это считается допустимым, но и говорит о том, что, возможно, ребёнку не хватает физической нагрузки и активности.

Падение

Ни один человек, умеющий ходить, не научился этому без падений. Это доставляет много хлопот и переживаний некоторым родителям, которые волнуются при каждой потере равновесия своего чада. Поэтому, когда ребенок делает первые шаги и, естественно, падает, излишне мнительные родители начинают придерживать малыша за шарф на прогулке или даже надевать на него специальные «вожжи». Пользы ребёнку от этого мало, поскольку он теряет чувство реальности и не ощущает возможностей своего тела. Вместо того чтобы водить ребёнка «на поводке», лучше. научите его падать.

Это несложно. Достаточно всего лишь не мешать ребёнку. Отпустите его в свободное ползание, и он сам найдёт для себя опору, держась за которую обязательно попробует встать. Конечно, у него не сразу получится, и, конечно, он попробует снова. Ваша задача — обеспечить безопасность. Закройте все острые углы, уберите предметы, которые могут упасть на ребёнка, словом, подготовьте пространство. И не уходите далеко, чтобы в нужный момент утешить и успокоить маленького исследователя.

Первые шаги малыша

Как научить ребёнка ходить? Помогать ему в этом непростом деле. Падать мы уже научились, теперь переходим к более серьёзным занятиям. Есть неплохая методика, как научить ребенка ходить без поддержки. Всё начинается с того, что ребенок учится ходить, держась за ваши пальцы. Через какое-то время один из этих пальцев вдруг становиться ненадёжным, начинает двигаться, и малышу волей-неволей приходится сохранять равновесие, держась лишь за одну опору. Потом и с этой опорой происходит что-то непонятное, и приходится ходить самостоятельно. Кстати, будет лучше, если вы не будете держать маленькую ручку вашего карапуза. Пускай лучше он сам схватится за ваш палец. Это поможет ему параллельно развивать мышцы рук и мелкую моторику.

Помните: первые самостоятельные шаги ребенка — радость не только для родителей, но и для самого малыша. Так он начинает осознавать свои возможности, становится более уверенным и сильным. Не переживайте, если ваш ребёнок ещё не начал ходить, в то время как дети ваших знакомых уже вовсю топают чуть ли не с 7 месяцев. Малыш пойдет тогда, когда будет готов.

Почему ребенок не сидит?

Мамы и папы, бабушки и дедушки, родители часто спрашивают врача: « Почему ребенок не сидит ?» «Отчего ребенок сидит плохо?» «Во сколько дети сидят обычно в норме?» «Когда ребенок начинает сидеть?» «Во сколько ребенок начинает сидеть?» «Во сколько месяцев сидит ребенок?» «Как научить ребенка сидеть?» «В каком возрасте грудной ребенок сидит, не хочет сидеть, не сидит в 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, месяцев, в год?» «Когда должен ребенок сидеть?» «Как правильно сидеть ребенку, когда можно?» «Со скольки сидят дети, мальчик, девочка начинает ползать сидеть на горшке?» «Куда обращаться, как приучить, если мальчик стоит, но не сидит на месте самостоятельно сам на попе, но при этом раскачивается?» «Кто лечит девочку, если она раскачивается сидя?» «Как учить сидеть ребенка, как нельзя сидеть недоношенным детям?» Давайте поподробнее остановимся на ответах на эти вопросы.

Когда должен сидеть ребенок? Психическое и моторное развитие ребенка – важный показатель здоровья!

В 5 месяцев у мальчиков и девочек исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного. Дети ровно стоят при поддержке, отлично переворачиваются со спины на живот. В 6 месячном возрасте у ребенка отмечается оптическая реакция опоры на руки. В 6 месяцев ребенок учится сидеть. В 7 месяцев ребенок уже самостоятельно сидит, а также встает на четвереньки. Он рассматривает игрушки, перекладывает их в руках, стучит игрушками по кровати и полу, может бросать игрушками обеими руками. В 8 месяцев ребенок уверенно самостоятельно сидит, без помощи матери или отца сам встает на колени и ползает на четвереньках. Он самостоятельно встает, держится за опору, переступает ножками. В 9 месяцев ребенок хорошо ходит у любой опоры, переступает при поддержке за обе руки, берет мелкие предметы двумя пальчиками, уже начинает складывать пирамидки. По просьбе родителей что-то принести, выполняет просьбы, отыскивает знакомые предметы. В 10 месяцев ребенок очень хорошо стоит и ходит у опоры, держится за опору одной рукой, спускается и поднимается с невысокой лестнички с опорой. Мальчики и девочки повторяют за взрослыми новые слоги, произносит первые слова: папа, деда, мама, баба. В 11 месяцев ребенок уверенно отлично самостоятельно стоит, ходит, при этом слегка придерживается за опору, делает 3 – 6 шагов без опоры. В год дети делают первые самостоятельные шаги без поддержки и, конечно, могут спокойно сидеть. Таким образом, 7 месяцев ребенок в норме должен самостоятельно сидеть. 7-месяцный ребенок должен сидеть самостоятельно без поддержки один и должен сам садиться.

Какие причины, по которым ребенок не сидит?

Из-за чего пятимесячный, шестимесячный, восьмимесячный, девятимесячный, десятимесячный, одиннадцатимесячный, двенадцатимесячный, годовалый ребенок, мальчик, девочка, малыш не сидит? К сожалению, таких причин очень много. Основными причинами отставания в моторном и психомоторном развитии детей являются внутриутробная гипоксия плода, внутриутробная задержка развития плода, перинатальная энцефалопатия, кесарево сечение, родовая травма, вакцинация, осложнения прививок, повышение внутричерепного давления, ликвородинамические нарушения, внутриутробная инфекция, недоношенность или переношенность, угроза прерывания беременности, низкая оценка новорожденного по шкале Апгар, слабая родовая деятельность, анемия беременных женщин, быстрые или стремительные роды, токсикозы и гестозы беременных, гемолитическая болезнь новорожденных, преждевременные роды или преждевременное излитие околоплодных вод, соматические и эндокринные заболевания матери, маловодие, многоводие, многоплодная беременность, предлежащие плаценты, врожденные пороки развития и многое другое.

ЗМР, ЗПМР, задержка моторного, психомоторного развития у детей

Если в 7 месяцев ребенок не сидит, то этот признак свидетельствует о таком заболевании, как задержка моторного развития (ЗМР), или задержка двигательного развития. Задержка моторного развития часто сочетается с задержкой психического развития (ЗПР). В этом случае врачи ставят диагноз «задержка психомоторного развития», или коротко ЗПМР.

8 месяцев ребенок не сидит, что делать?

Если Ваш ребенок в 8 месяцев не сидит, а тем более если Ваш ребенок не сидит в 9 месяцев, в 10 мес, в 11 месяцев, в 12 месяцев, в год, то Сарклиник рекомендует обратиться к специалисту, так как чем ранее начато лечение, тем больше шансов, что у ребенка не будет детского церебрального паралича, задержки психоречевого и психомоторного развития, алалии, дислалии, синдрома тонусных расстройств. Не упускайте драгоценное время, так как если ребенок ребенок не сидит, поздно начинает сидеть, ребенок плохо сидит на месте самостоятельно, ребенок спит сидя, не сидит на горшке и пинается, не ест сидя, качается сидя, долго не сидит в автокресле, сидит, но не садится, не сидит, но встает в кругу, не сидит на уроках, сидит на коленках, неправильно сидит, скучно сидит, ерзает в позе лягушки, не уверенно сидит без поддержки, это свидетельствует о серьезных проблемах со здоровьем малыша.

Комплексная реабилитация детей в Саратове, в России в Сарклиник позволяет вылечить тяжелую патологию.

Лицензия ЛО-46-01-002092 выдана Комитетом здравоохранения Курской области 27.02.2019

Сведения об учреждении

  • Об организации
  • Пациентам
  • Специалистам
  • Медработники
  • Вакансии
  • Лекобеспечение
  • Надзорные органы
  • Документы
  • Отзывы
  • Контакты

Информация

  • Главная
  • Новости
  • Подразделения
  • Людям с ограниченными возможностями
  • Подать обращение
  • Профсоюз
  • Полезная информация
  • Диспансеризация
  • Противодействие коррупции

  • О нас
  • Статьи
  • История
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Госуслуги

Каждый малыш уникален и не похож на других, темп его развития тоже может отличаться. Какие-то навыки появляются раньше, а какие-то могут запаздывать. Часто молодым родителям бывает сложно понять — по возрасту ли развивается их ребенок.

«Не паникуй и не придумывай ребенку болезней!» – благодаря именно таким «успокаивающим» советам многие дети попадают на прием к специалисту намного позже, чем должны. Если и вы их слышите, но все равно чувствуете, что что-то не так – обратитесь к врачу! Ниже перечислены десять сигналов, свидетельствующих о том, что развитие вашего ребенка может протекать не так, как нужно. Если какие-то из них звучат знакомо, не слушайте «добрых советов» и примите меры.

  1. Ребенок не набирает вес. Младенцы на разных стадиях своего развития могут набирать вес быстрее или медленнее. Иногда на это влияют дополнительные факторы, например, простуда или воспаление мочевыводящих путей, которые могут привести к тому, что малыш немного отстает в весе. Однако резкое и длительное торможение прироста веса является уже чем-то другим. Особого наблюдения требует внезапная потеря уже набранного веса. Такие ситуации требуют более широкой диагностики и исключения серьезных нарушений
  2. Ребенок постоянно кричит. Может случиться, что абсолютно нормально развивающийся ребенок реагирует плачем на дискомфорт. Тем не менее, каждый здоровый ребенок имеет также очень длительные периоды спокойного бодрствования и сна, и они должны быть значительно длиннее, чем время плача. Если у вас есть впечатление, что ваш ребенок плачет почти без перерыва, не обманывайте себя. Есть вероятность, что ребенок страдает от боли, например из-за инфекции или воспаления. Необходима немедленная консультация с врачом.
  3. Ребенок не интересуется окружающей средой. Такое поведение часто воспринимается проявлением воспитанности и спокойного характера. К сожалению, такой подход часто задерживает диагностику и лечение. Ребенок может быть от природы спокойным, но он все равно должен интересоваться окружающей средой. Если у вас есть впечатление, что контакт с ребенком затруднен, что он не интересуется вами, братьями и сестрами, игрушками – обратитесь к специалисту. Причиной может быть аутизм, глухота и много других нарушений.
  4. Спустя несколько месяцев после рождения ребенок не фокусирует зрение на вашем лице и игрушках. Конечно, развитие вашего ребенка не обязано быть «хрестоматийным». Некоторые дети фокусируют взгляд на лицах и предметах в три месяца, другие только в четыре или пять. Однако, если ситуация не меняется после первого полугодия жизни малыша, уже нельзя говорить об индивидуальном темпе развития, это симптом нарушения связаны с дефектами зрения.
  5. Ребенок очень часто срыгивает. Есть дети, которые не срыгивают вообще, а есть такие, которые срыгивают довольно много. И те, и другие могут быть вполне здоровыми. Тем не менее, если малыш сразу после еды срыгивает несколько раз – доверьтесь специалистам.
  6. Ребенок ходит на цыпочках. Ходить на цыпочках для недавно начавшего ходить ребенка вполне нормально. Но если по истечении нескольких месяцев ничего не меняется, это может быть сигналом нарушения Ахиллова сухожилия или тканей. Стоит проконсультироваться с неврологом.
  7. В полтора года ребенок не реагирует на имя. Уже годовалый ребенок должен автоматически поворачивать голову после того, как кто-то произносит его имя. Если он этого не делает – это всегда повод для беспокойства. Наиболее распространенные причины такой аномалии – это проблемы со слухом или аутизм.
  8. Ребенок не говорит. Двухлетний ребенок должен говорить, и не обманывайте себя историями в стиле «двоюродный брат племянницы начал говорить в возрасте 4 лет, и вообще, мальчики начинают говорить позже». Другое дело – количество слов в лексиконе ребенка. Есть двухлетние дети, которые говорят лишь несколько слов, но кроме них также используют много жестов. Такой ребенок в ближайшие месяцы быстро наверстает упущенное. Другое дело, когда ребенок вообще не говорит и не владеет даже жестами
  9. Трехлетний ребенок имеет плохую координацию движений. О некоторых детях говорят, что они «неуклюжие», если они в моторном развитии заметно отличаются от сверстников. Не позволяйте, чтобы к вашему ребенку прицепился этот ярлык. Отставание в этой сфере требуют реабилитации. Если ваш трехлетний ребенок все еще спотыкается, имеет трудности с хождением по лестнице, все еще пускает слюни и невнятно говорит, сходите к неврологу и офтальмологу. Эти симптомы могут указывать на проблемы со зрением или на проблемы с мышечным тонусом.
  10. Трехлетний ребенок имеет проблемы с познавательной сферой. Правильно развивающиеся трехлетние дети любят играть в группе, рисовать, играть с игрушками, уже умеют сосредоточиться на одной операции в течение нескольких минут. Если вы видите, что у вашего ребенка когнитивное развитие проходит по-другому – реагируйте. Тревожные симптомы: нежелание рисовать, отсутствие интереса к игрушкам, играм и трудности концентрации. Причиной может быть гипоксия при родах или расстройства нервной системы. Обратитесь к педиатру! Реакция на ранние сигналы нарушений – это не «излишняя паника» и «придумывание ребенку болезней». Это проявление зрелости и ответственности – только вы, родители, отвечаете за то, что ваш ребенок получит помощь вовремя.

Эта тема действительно заботит родителей. К тому же бабушки с дедушками при каждом удобном случае подливают масла в огонь: «Ему уже год, а он до сих пор не ходит! И даже на ножках не стоит!». А дальше — череда советов о том, «как исправить эту страшную ситуацию».

Тяжелее всех женщинам-первородкам: у них пока ещё нет собственного опыта. Приходится либо довериться чужому, либо обращаться к специалистам. Я всегда рекомендую последнее, ведь здоровье малыша — главная забота ответственной матери.

Во сколько месяцев учить ребенка ходить: мифы и реальность

Итак, вашему ребёнку скоро годик. Все ждут, когда малыш пойдёт: родные, близкие, соседи, друзья… И все у вас спрашивают: «Уже пошёл?». А иные добавляют: «Мой Ванечка в годик уже бегал».

И все как заклинание повторяют устоявшийся стереотип: в полгода малыш должен сидеть, а в год — ходить.

Этот социальный миф лишает сна молодых мам. А я их всегда успокаиваю и провожу данные из своего опыта работы со здоровыми доношенными малышами, которых я постоянно наблюдаю в последние 20 лет:

  • 30% детей начинают ходить в 8–11 месяцев. Как правило, это худенькие вертлявые поджарые детки, такие «шила».
  • 50% делают первые шаги в год. Плюс-минус 1 месяц.
  • 20% уверенно ходят, начиная с 14–18 месяцев.

Как видите, возраст, в котором дети начинают самостоятельно ходить, сильно варьируется у разных детей. И в 10 месяцев — норма, и в 16–18 месяцев тоже допустимо. Более того, до полутора лет ребёнок имеет полное право не ходить. Это не только мой вывод. Со мной согласны многочисленные педиатры, например, известный детский врач Евгений Олегович Комаровский.

Итак, вашему ребёнку скоро годик. Все ждут, когда малыш пойдёт: родные, близкие, соседи, друзья… И все у вас спрашивают: «Уже пошёл?». А иные добавляют: «Мой Ванечка в годик уже бегал».

И все как заклинание повторяют устоявшийся стереотип: в полгода малыш должен сидеть, а в год — ходить.

Этот социальный миф лишает сна молодых мам. А я их всегда успокаиваю и провожу данные из своего опыта работы со здоровыми доношенными малышами, которых я постоянно наблюдаю в последние 20 лет:

  • 30% детей начинают ходить в 8–11 месяцев. Как правило, это худенькие вертлявые поджарые детки, такие «шила».
  • 50% делают первые шаги в год. Плюс-минус 1 месяц.
  • 20% уверенно ходят, начиная с 14–18 месяцев.

Как видите, возраст, в котором дети начинают самостоятельно ходить, сильно варьируется у разных детей. И в 10 месяцев — норма, и в 16–18 месяцев тоже допустимо. Более того, до полутора лет ребёнок имеет полное право не ходить. Это не только мой вывод. Со мной согласны многочисленные педиатры, например, известный детский врач Евгений Олегович Комаровский.

Первые шаги

Размышляя о том, когда можно учить ребенка ходить, не ставьте себя и малыша в какие-то рамки, ориентируясь на опыт родных, друзей и знакомых. Год или полтора — не имеет значения. Как показывает моя практика, важнее как минимум два месяца отпóлзать до начала ходьбы, чем пойти к году. И однозначно лучше начать ходить в 14–16 месяцев, чем в 8–9 месяцев.

Когда моя дочь Ника пошла в 13,5 месяцев, её общий стаж ползания на четвереньках составлял около полугода. И сейчас она бегает не хуже сверстников, которые пошли раньше или позже неё. Так что о ходьбе не волнуйтесь, сосредоточьтесь на ползании.

Учить ли ребёнка ходить в первые 12 месяцев жизни?

В общественном сознании ходьба — это некий рубеж. Пошёл ваш карапуз — всё, считай, что программа минимум по взращиванию ребёнка выполнена: теперь только школа и вуз. А с какой гордостью встречают некоторые родители первые шаги своего чада чуть ли не в 6–7 месяцев!

Да, такие ранние случаи ходьбы бывают, но не массово, и равняться на них не стоит. Неизвестно, насколько готова опорно-двигательная система вашего ребёнка к ранней вертикализации, не будет ли в дальнейшем у него проблем с суставами. Пусть лучше ваш малыш подольше ползает на четвереньках. Если у него нет явных проблем с двигательной активностью, он всё равно рано или поздно пойдёт, потому что все вокруг ходят.

Не будьте обеспокоенными родителями, которые с 6–7 месяцев задают мне один и тот же вопрос: «Надо ли уже учить ребенка ходить?». Будто боятся куда-то опоздать. А спешить некуда: всему своё время.

Первые шаги

Первые шаги

На специализированных сайтах и форумах, в различных блогах приводятся упражнения для выработки навыка сидеть и ходить без помощи родителей. Ещё больше видео о том, как отец или мать учит ребёнка делать первые шаги. Некоторые невозможно смотреть без содрогания!

Мамы выхватывают эти материалы из общего контекста, бессистемно выполняют те или иные упражнения, но успеха не достигают. А всё зависит от общей физической подготовки ребёнка, и если её нет на должном уровне, то нужен именно комплекс упражнений. Причём разный для каждого отрезка первого года жизни. Именно поэтому мои курсы разделены на 4 условных периода:

  • 0–3 месяцев
  • 3–6 месяцев
  • 6–9 месяцев
  • 9–12 месяцев

Если вы спросите, с какого возраста можно учить ребёнка ходить, я скажу одно: до 16 месяцев не трогайте малыша: он всё сделает без вашей помощи. Научился вставать, держась за опору — отлично. Дайте ему возможность походить вдоль неё без вашего участия. И не надо водить его за руки: механика хождения вперёд отличается от ходьбы вбок, которую малыш должен хорошо освоить на этом этапе развития.

Можно ли учить ребёнка ходить, держа его за ручки?

Как научить ребёнка ходить: правила

Но если вы уже начали водить малыша, хотя бы делайте это по правилам.

    Держите его за корпус. Придерживайте его за корпус сзади, а не за кисти. Иначе, если малыш вдруг споткнётся или начнёт падать, его неокрепшие суставы могут вывихнуться.

Не задирайте малышу ручки вверх. Это очень неустойчивое положение. Так ребёнок виснет на ваших руках и не может самостоятельно держать равновесие.

Не держите за одну руку. Пока малыш не пойдёт сам, не водите его, держа за одну руку. Так ребёнок задирает ручку и нарушается вся «геометрия» ходьбы, навык которой только начинает формироваться.

Ручки вперёд. Позвольте малышу вытянуть ручки вперёд, чтобы ловил равновесие, и аккуратно придерживайте его сзади, подстраховывая на случай падения. Это самый правильный способ ведения ребёнка.

И ещё один совет. Ни в коем случае не водите малыша дольше 15–30 минут в день (в общей сложности). Даже если он будет требовать вашу руку.

Надеюсь, что мне удалось хоть чуть-чуть успокоить переживающих мамочек. А если вы действительно хотите помочь своему ребёнку — укрепить ножки и спину, научить ловить и удерживать равновесие, положить конец его психологической зависимости от опоры, — этим мы занимаемся на моём онлайн-курсе.

Вот малыш уже умеет сидеть самостоятельно, но кормит его еще мама. Тут соседка или бабушка могут предложить неопытной маме не «баловать» ребенка и дать ему ложку, чтобы он начинал кушать самостоятельно. Нельзя прислушиваться к советам других людей, каждый ребенок имеет свои особенности развития и то, что у кого-то ребенок рано начал кушать, еще не повод для того, что все дети должны уметь держать ложку с раннего возраста.

Не стоит торопиться приучать ребенка к самостоятельному кормлению сразу, как он начинает сидеть на стульчике. В результате такого рвения родителей у ребенка появляется страх перед столовыми приборами и приемом пищи. Чаще всего из такого раннего обучения ничего не получается, малышу не удается набрать пищу в ложку или донести его до рта. В результате он вместо похвалы за свои старания видит, как расстроилась мама. Далее очень трудно заставить его взять в руку ложку для того, чтобы еще раз повторить такую неприятную процедуру.

Начиная с возраста семь месяцев, многие дети начинают проявлять интерес к ложке. Если уже ребенок освоил свой стульчик для кормления и не боится сидеть там, то дайте ему сначала просто ложку. Пусть он пока учиться попадать ею в рот без еды, положите перед ним кусочек твердой пищи, например, печенья. Малыш пусть пробует брать его рукой и отправлять в рот. Не препятствуйте, если ребенок кладет при кормлении свою ладошку на вашу руку, инициируя «самостоятельное» кормление. Это очень хорошо, что он уже желает сам подносить ложку ко рту, поддержите его начинания. Но начинать самостоятельно кушать, надо учить малыша только с возраста 8-9 месяцев.

Первые шаги

Сначала в ненавязчивой форме предложите ребенку специальную детскую ложку. Положите ее на его столик рядом с тарелкой с той стороны, какой рукой малыш обычно любит держать предметы. Если ребенок не проявляет никакой инициативы и не желает брать в руку ложку, попробуйте пробудить в нем интерес к самостоятельному кормлению. Для этого положите перед малышом тарелку с вкусной едой, а рядом — его ложку. Сами займитесь в это время чем-то другим, увидев, что вы не торопитесь его кормить, ребенок будет вынужден попытаться поднести еду ко рту самостоятельно.

Все дети учатся кушать самостоятельно на примере взрослых, поэтому налейте себе в тарелку еду и продемонстрируйте ребенку, как вы едите сами. Большинство детей тянутся ручками к маме, стараясь схватить ее ложку. В этом случае лучше отдайте ему его ложку и тарелку с едой, пусть он попробует подражать вам. В первое время, желая самостоятельно кушать, малыш сильно пачкается, даже может опрокинуть еду с тарелкой. Поэтому обязательно не забудьте повязать перед кормлением на его шею слюнявчик.

Не надейтесь, что ребенок научиться кушать сам с первого раза, необходимо минимум недели времени, чтобы он научился захватывать кусочек пищи с тарелки и еще неделя, чтобы он начал доносить ложку до рта. Все это время малыш будет вести себя не очень примерно. Например, он будет запускать руку в тарелку, сжимать содержимое ложки ладонями или превращать процесс еды в игру. Для ребенка сам процесс обучения довольно трудный и вполне понятно, что очень скоро ему надоедает есть самому. В первое время родителям надо запастись терпением и докормить малыша второй ложкой.

Первые шаги

Нельзя ругать ребенка за его неумение кушать, за его неопрятный вид или поднимать на смех то, как он выглядит. Если малыш перестал самостоятельно кушать и не желает больше брать ложку в руку, спокойно сами докормите его. Потом уберите его стол и смените его одежду, не заостряя внимания на то, как он все испачкал. Если вы будете смеяться и говорить ему: «Какой же ты у меня грязнуля», то малыш быстро поймет, что такой он маме нравится больше, и в следующий раз будет стараться насмешить вас еще больше.

Во время обучения самостоятельному кормлению смотрите, как малыш держит ложку. В первые дни сами правильно расположите его пальчики на ложке, помогите ему сами набрать кашу в ложку. Если он неплохо держит ложку, погладьте его по головке и улыбнитесь. Не ругайте, если малыш упорно берет ложку в кулак, пусть первое время он есть так, как у него получается. Всему свое время, со временем он освоит держать ложку пальцами. А держать ложку как взрослые дети начинают не раньше 1,5-2 лет, соответственно и надо начинать их приучать с этого возраста правильно держать ложку. Не давайте ребенку вилку и другие острые столовые предметы раньше 3-х лет, чтобы избежать опасности уколоться острым предметом.

А с 3-х лет дайте ему маленькую детскую вилку и покажите, как ей пользоваться. Если на тарелке лежит пища, которую надо накалывать на вилку, то удобно есть из вилки зубьями книзу. Кушать рассыпчатую пищу с помощью вилки, например, гречневую кашу, нужно держа вилку изгибом кверху. Так намного удобнее подгребать кашу и другую еду. Начиная с 2-3-х летнего возраста, начинайте сажать ребенка за общий стол. Отведите ему определенное место за общим столом и не меняйте его.

Не приучайте ребенка кушать по уговору: «Ложку за маму, ложку за папу». Чем больше вы будете уговаривать ребенка съесть приготовленную для него пищу, тем больше он будет отказываться. В итоге малыш перестанет совсем кушать, пока родители не будут отвлекать его внимание игрушками или прибаутками. Также не стоит давать оценку ребенку: «Вот какой ты молодец, съел сегодня все, что лежало в тарелке». Так малыш будет стараться съедать все каждый раз, а это может способствовать его ожирению. Поощрять за съеденную еду нельзя, процесс еды должен быть естественным. Родителям не стоит дарить подарки или ругать, желая научить ребенка съесть пищу. Хвалить ребенка надо за хорошее поведение, а ругать — за плохое, но не за то, сколько он съел каши.

— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»

Первые шаги

Какой возраст матери идеален для рождения первого ребенка? Решая вопрос, когда же обзавестись потомством, люди думают о разном. Одни опираются на наличие квартиры, другие — на перспективы и карьеру. Врачи же нередко советуют смотреть и на такой параметр, сколько лет потенциальной матери. В связи с этим нередко возникает вопрос: в каком возрасте лучше рожать первого ребенка?

Отвечает врач-педиатр Татьяна Буцкая:

— Оптимальное время для рождения первого ребенка — 18-25 лет. Оно продиктовано физиологическими особенностями женщины. Через 5-8 лет после начала после первой менструации репродуктивная система девушки достигает зрелости, а потом начинает стареть. Говоря проще, если у девочки начались месячные в 13 лет, в 18-21 год она готова родить.

Однако в наше время мало кто планирует рождение в этом возрасте. В современном мире большое значение имеют социальные нормы: нужно получить высшее образование, устроиться на работу, получить несколько лет трудового стажа и только потом рожать детей. Все чаще в цивилизованном мире женщины рожают после 30 лет. Так, например, в Испании средний возраст мам при рождении первенца — 32 года, а в Болгарии — 26. В нашей стране, по данным Росстата, этот параметр — 27 лет. Если в Москве девушки впервые становятся мамами в возрасте около 29-30 лет, то в других регионах стараются родить первенца на несколько лет раньше. И это правильно. Откладывать рождение детей до критических цифр не стоит.

Затягивать с планированием детей не надо. Это снизит вероятность осложнений во время беременности и родов, повысит шансы на рождение ребенка с высоким показателем по шкале Апгар и даже скажется на здоровье матери в будущем. По статистике, у женщин, родивших первенца до 30 лет, меньше вероятность развития рака молочных желез и матки.

Первые шаги

Как планировать беременность?

Возраст рожениц сместился в большую сторону. Медицина же достигла того уровня развития, когда большинство неприятностей, которые сулит возраст, можно миновать. Однако при этом важно активное участие женщины и забота о собственном здоровье.

К примеру, вы решили «пожить для себя». Посмотрели статистику, увидели, что в 25-29 лет легко беременеет 91% женщин, в 30-34 — 85%, в 35-39 лет — 70%. Поняли, что шансы на благополучное зачатие на четвертом десятке лет достаточно высокие, и запланировали рождение детей после 30 лет. Дождались этого возраста, перестали предохраняться, но зачать ребенка не получается. И тут возникает вопрос — почему?

Проблемы могут быть связаны с истощением яичников. Чем старше женщина, тем меньше у нее яйцеклеток. Они закладываются еще во время внутриутробного развития, и с каждым годом их запас сокращается. При рождении в яичниках девочки находится около 1-2 миллионов яйцеклеток, а к моменту первой менструации — 300 тысяч. Сколько их останется в 30 годам — неизвестно. Их может оказаться так мало, что женщина и вовсе не сможет забеременеть.

Именно поэтому и необходимо следить за своим репродуктивным здоровьем. Чтобы истощение запаса яичников не привело к ЭКО с донорским материалом, можно сдать анализ на АМГ (Антимюллеров гормон). Он помогает определить резерв яйцеклеток. Вкупе с АМГ, УЗИ и, возможно, другими исследованиями врач оценит репродуктивный потенциал и подскажет, как действовать. Если все не так хорошо, как хотелось бы, будет предложено сразу же приступить к планированию ребенка или заморозить яйцеклетки на будущее.

Первые шаги

Впрочем, 30 лет не смертельный приговор женской фертильности. У женщин, перешагнувших этот рубеж, чаще рождаются двойни и тройни. Однако чаще возникают и патологии развития плода.

Кроме овариального резерва, для успешного зачатия и рождения ребенка значение имеет и состояние здоровья будущей мамы. После 30 против женщины будут работать и «женские» заболевания, и болезни, которыми она обзавелась по мере взросления (заболевания почек, сердца, печени, суставов). Наступление желанной беременности на ранних сроках могут омрачать риск выкидыша, тяжелый токсикоз, патологии прикрепления плаценты.

На поздних сроках беременности могут создавать проблемы многоводие и маловодие, артериальная гипертензия и сахарный диабет. Может возникнуть фетоплацентарная недостаточность (нарушения в системе «мать-плацента-плод») и кислородное голодание плода. Младенцы, рожденные от возрастных мам, чаще появляются на свет с дефицитом веса.

После 37 лет уровень фертильности резко снижается. Это, конечно, не означает, что женщина обречена на бездетность. В 40-44 успешно беременеет каждая третья женщина. Однако в этом возрасте зачатие, беременность, роды и восстановление после них могут даться тяжелее. Кроме того, в этом возрасте и само материнство может оказаться более сложным. Многие жалуются, что сил и энергии не столько, как в 25. Недосып, уход за ребенком 24/7, домашние дела провоцируют усталость и эмоциональное выгорание. Отдельно стоит остановиться на том, что позднее материнство иногда лишает возможности родить столько детей, сколько хотелось бы. Много времени может быть растрачено на лечение и попытки зачать, поэтому рождение троих погодков может стать невыполнимой задачей.

Конечно, я за рождение первенца до 30 лет, но не всегда жизнь позволяет нам реализовать свои планы в желаемое время. Если вам не удалось родить до 30 или 40, не отчаивайтесь. Сейчас женщины рожают и в 50, и в 60 (в этом возрасте в 2019 году своих первенцев родили 5 россиянок). Главное — как следует подготовиться к зачатию ребенка и родам. На вашей стороне современное оборудование, диагностические тесты, лекарственные препараты. Готовиться к беременности и родам стоит со специалистами, чтобы исключить проблемы со здоровьем у себя и ребенка.

Консультация для родителей
«Когда ребенок начинает говорить…»

Первые шаги

Подготовила: учитель–логопед Авдеева Е.В.

Речь — одно из главных отличий человека от представителей животного мира. Речь — это способ общения, без которого затруднена интеграция в общество. Родители с нетерпением ждут первых слов своего младенца и хотят, чтобы его речь развивалась правильно и в нужные сроки. Именно поэтому вопрос «со скольки дети начинают говорить?» становится одним из самых актуальных в первые годы жизни малыша.

Речь, мышление и психика развиваются одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка, но не стоит излишне паниковать и ориентироваться на рассказы о соседских детях, которые уже к году рассказывают наизусть стихи. Конечно, существуют сроки, когда ребенок должен начать говорить определенные звуки или слова, но они являются примерными. Реально ребенок может заговорить раньше или позже, и это будет считаться индивидуальной нормой.

Во сколько ребенок начал говорить — важно! Но не для того, чтобы порадовать родственников и похвастаться перед соседями. По развитию речи можно судить, гармонично ли развиваются психика и мышление ребенка.

Во сколько дети начинают говорить

и как интенсивно развивается их речь?

Речь ребенка до года

Времени, когда ребенок начинает говорить «агу», с благоговением ждут все родители. Гулить, агукать и произносить замысловатые рулады из гласных ребенок начинает уже к двум-четырем месяцам. Примерно с семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги.

Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые одно— и двухсложные слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например «ту-ту», «ко-ко», «мяу». Таких слов в лексиконе ребенка должно быть пять-десять.

Речь ребенка до двух лет

Период с года до двух — время, когда ребенок начинает говорить слова в большом количестве. В речи ребенка этого возраста преобладают существительные и глаголы. Ближе к двум годам дети уже изъясняются простыми предложениями, могут обобщать предметы по определенному признаку, воспринимают несложные рассказы на слух, без картинок.

Речь ребенка до трех лет

Период с двух до трех лет — время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов. К трем годам в речи ребенка уже появляются вопросительные слова и новые части речи: прилагательные, наречия. Он может рассказывать несложные истории, заучивать наизусть простые стишки.

Как помочь ребенку начать говорить?

  • Постоянно беседуйте с малышом

Рассказывайте ребенку, что вы сейчас делаете, что видите вокруг. Ваш монолог будет складываться по принципу «что вижу, о том говорю». Малыш должен слышать вокруг себя живую речь, ведь, начиная говорить слова, он подражает взрослым. Не пытайтесь заменить живое общение телевизором или аудиозаписями — должного эффекта не будет.

  • Развивайте мелкую моторику

Совершенствование движений пальцев и рук косвенно способствует развитию области мозга, которая отвечает за речевую активность. Чтобы ребенок рано начал говорить, необходимо делать ему массаж ладошек, играть в пальчиковые игры, рисовать пальчиковыми красками, перебирать крупу, нанизывать бусины на шнурок.

  • Выполняйте упражнения, чтобы ребенок начал говорить

Читайте ребенку стишки, которые нужно закончить «в рифму», побуждайте его называть предметы, которые он видит на картинках и вокруг себя, выполняйте артикуляционные упражнения, направленные на разучивание произношения определенных звуков.

  • Не игнорируйте признаки задержки речевого развития:

— к году у ребенка не появилось в речи и пары слов, хотя бы звукоподражательных;

— к полутора-двум годам ребенок не запоминает названия предметов, не выполняет просьбы и не реагирует на свое имя;

— к 2 годам ребенок произносит только отдельные слова и не может составить даже простое предложение из двух слов, а также не повторяет слова за взрослым;

— к трем годам ребенок не говорит предложениями из трех-четырех слов, не понимает смысл простых рассказов.

Насторожить родителей также должны странные гортанные звуки вместо обычных слов, невнятная речь, в которой ничего нельзя разобрать, гиперактивное поведение, а также некоторые странные особенности ребенка: если он не умеет жевать пищу, держит открытым рот, не смотрит в глаза. Такие особенности также могут указывать на проблемы в развитии.

Если вы заметили, что речь ребенка не соответствует возрастным нормам, обратитесь за консультацией к специалистам (неврологу, логопеду, психологу, дефектологу). Возможно, ему потребуются занятия с логопедом или другая терапия. Не ждите, когда ребенок заговорит сам, надеясь на услышанные где-то истории про «молчал до пяти лет, а потом резко заговорил предложениями». Задайте специалистам вопрос: почему ребенок не начинает говорить? Чем раньше вы заметите задержку речевого развития и начнете занятия со специалистами, тем лучших результатов достигнет ребенок, и к школе его речь не будет отличаться от речи сверстников.

В России действует комендантский час для детей. Правда, знают о нём далеко не все родители и тем более подростки. За нарушение ребёнка могут забрать в полицию. Вместе с «ОВД-Инфо» рассказываем, какие правила должны соблюдать дети, чтобы им не пришлось звонить родителям среди ночи из полицейского участка.

Что такое комендантский час и зачем он нужен?

Комендантский час — это ночное время, когда ребёнок до 18 лет не может находиться на улице без родителей или законных представителей. Старшие братья и сёстры или бабушки и дедушки не подходят, если они не являются официальными опекунами ребёнка.

Каждый регион устанавливает свой комендантский час, а регулируется он законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

По статистике, больше всего правонарушений происходит ночью, поэтому комендантский час ввели в 2009 году как раз для того, чтобы обезопасить детей (и снизить уровень преступности среди несовершеннолетних).

Первые шаги

Так, и во сколько ребёнок должен быть дома?

По закону, ночным временем считается промежуток с 22.00 до 6.00. Причём каждый регион имеет право устанавливать свои временные рамки, а ночное время менять в зависимости от сезона года — зимой с 22.00, а летом с 23.00.

Кроме того, регионы могут «снижать возраст, до достижения которого не допускается нахождение детей в ночное время в установленных местах», но не больше чем на два года.

В Москве, например, комендантский час для детей до 16 лет длится с 22.00 до 6.00, а для 16-18-летних с 23.00. С осени 2017 года в комендантский час регулярно проводятся полицейские рейды.

Первые шаги

Находиться нельзя только на улице?

Не совсем. Дети не могут находиться ночью одни в общественных местах, которыми считаются:

  • улицы, парки, скверы, пляжи, кладбища;
  • детские и спортивные площадки, стадионы;
  • дворы, подъезды;
  • вокзалы, остановки, аэропорты, общественный транспорт;
  • бары, рестораны, кафе и другие места, где продают алкоголь.

Первые шаги

Что будет, если нарушить комендантский час?

Полицейские задерживают ребёнка, устанавливают его личность, место жительства и данные его родителей, сообщают им и вызывают в участок. Если сотрудники полиции не могут найти родителей, то ребёнка доставляют в специализированное учреждение.

В участке составляется административный протокол на родителей, в Москве его рассматривают в административных комиссиях префектур и управ, где принимают решение о размере штрафа. Как правило, штраф (в соответствии с КоАП Москвы) — от 2500 до 5000 рублей.

Первое нарушение комендантского часа часто ограничивается разъяснительной беседой с родителями и ребёнком. То есть полицейские могут не составлять протокол о правонарушении, а отдать ребёнка после беседы родителям.

Если правонарушение повторится, за это возьмутся органы опеки (куда полицейские или административные комиссии могут направить «представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения») и возможно даже ограничат родительские права. Но на практике бывает очень редко.

О том, как всё это происходит в реальной жизни, нам рассказала Мария Королева, чью дочь задержали из-за комендантского часа. И обязательно прочитайте инструкцию, что делать, если ребёнок попал в полицию. Всегда пригодится.

Иллюстрации: Shutterstock (HelloRF Zcool)

Уже несколько раз на своих консультациях и много раз на различных форумах я сталкивался с таким вопросом – во сколько лет нужно уходить из дому, от своих родителей в свободную жизнь. Тут есть несколько моментов. Уход можно разделить на две составляющие. Уход физический от родительской семьи и уход душевный (психологический). В идеале эти два ухода должны совпасть и наступить так называемая сепарация от своих родителей, образно говоря разрыв пуповины и переход в свою собственную взрослую жизнь. Однако зачастую это происходи далеко не всегда. Давайте поговорим на эту тему.

И так, начну с того, что родители жизненно необходимы для ребенка. Во-первых, он без них не появится, а во-вторых, появившись, не выживет. И фактически основная база, с которой ребенок впоследствии будет жить, формируется в родительской семье. И от того, что и как родители дадут своему ребенку, во многом в будущем зависит его жизнь. На мой взгляд, лучшее, что мы можем дать своему ребенку, это пример своего счастья. Так что в этом родителям нужно постараться, развиваясь самостоятельно.

Далее, в норме связь между ребенком и родителями (особенно мамой) вначале отношений должна быть как можно более тесной. И постепенно она должна становиться все свободнее и свободнее. Как это реализуется на практике, постепенно с взрослением ребенка родители все больше и больше отдают своему ребенку ответственность за его жизнь. Ребенок все больше и больше делает сам, пока не почувствует что крепко самостоятельно стоит на своих ногах. И по закону нашей страны молодые люди, достигшие 18 лет, считаются совершеннолетними и начинают самостоятельно полностью отвечать за свою жизнь, за свои поступки. Можно ли считать этот возраст оптимальным для самостоятельного движения ребенка по жизни? Не простой вопрос, однако на что-то точно нужно опираться. В 18 многие парни и девушки уже вполне себе самостоятельные и могут строить свою собственную жизнь. Как правило, у них в этот момент сформированы свои, не всегда адекватные представления о жизни, но в большинстве своем с этими представлениями вполне можно жить. И вот тут хотелось бы изложить свое мнение. Священный долг родителей дать ребенку жизнь и поделиться всем лучшим, что у них есть, научить его жить в этом мире, а затем уж опять вплотную заняться собой. То есть я вижу это так – выросший ребенок по достижению 18 лет уходит из семьи в свободное плавание, а родители начинают жить своей собственной жизнью, и начинают в полной мере реализовывать свои желания. Это не значит, что пока ребенок не повзрослеет, они о себе не думают и ничего не делают. Делают, но после совершеннолетия детей у них еще больше появляется свободного времени и возможностей для этого. Причем не обязательно в этот миг забывать о детях, помнить можно. Но приоритетным становится их собственная жизнь. Поскольку все, что они могли они дали своему ребенку. Теперь есть возможность оценить, что и как научили они свое чадо, наблюдая за его самостоятельной жизнью.

А дети начинают жить отдельно, реализуют свои желания и строят свою собственную жизнь. Конечно, они могут приезжать к родителям, просить у них денег и чего-нибудь еще, однако родители могут им в этом отказать (или помочь), поскольку заняты теперь своим делом. Так сказать, свой долг перед обществом и детьми выполнен, можно теперь и свободно пожить. Это конечно в идеале. В реальности может быть по-разному.

Как же обстояли дела у автора, могут спросить пытливые читатели. Я уехал из дома в 16 лет и начал жить самостоятельно. Много чего взял из родительской семьи, думаю что-то впоследствии сформировал самостоятельно, опираясь уже на свой самостоятельный жизненный опыт.

И так, подытоживая написанное, хочется написать следующее. Мое мнение – дети по достижению 18 лет должны покидать свою родительскую семью и самостоятельно начинать строить свою собственную жизнь. Думаю, на некоторое время они всегда могут вернуться к родителям, и это знание может поддержать выросших детей в их собственной, не всегда простой жизни.

В данной статье я не описал процесс психологической сепарации от родительской семьи. Думаю можно остаться вечным ребенком даже покинув родительский дом, однако можно быть самостоятельным живя рядом (правда, таких я пока не встречал). Но по внешним признакам (покидание родительского дома) я свое мнение изложил.

Уважаемые читатели, мне очень интересно ваше мнение по данному вопросу. Во сколько лет дети должны уходить из дому в самостоятельную жизнь, и должны ли они вообще это делать? И все ли родители хотят после ухода детей жить своей полной жизнью? С нетерпением жду отзывов.

Ссылка на основную публикацию