Новорожденный когда начинает видеть и слышать

Может ли новорожденный малыш видеть, слышать и чувствовать? Первый месяц жизни малыша

С давних времен считалось, что новорожденный ничего не чувствует, не видит и не слышит, несмотря на то, что ребенок имеет все органы чувств. В настоящее время эта гипотеза опровергнута в результате многочисленных научных исследований, которые доказали.

Вот какие способности имеет новорожденный:
1. Обоняние. Обоняние новорожденного ребенка функционирует на подсознательном уровне и при даче резких запахов, например, нашатырный спирт — он сразу даст адекватную реакцию.

2. Осязание. Новорожденный ребенок чувствует, как к нему обращаются, как родители разговаривают друг с другом. Если мама гладит его по головке, он успокаивается и засыпает. Но если родители ругаются, он напрягается и отказывается спать. Дети, чьи родители часто ругаются, более подвержены болезням. Исследования показали, что новорожденный больше реагирует на голос мамы, чем на голос отца. В первом случае, его сердцебиение замедлялось, а во втором — оставалось без изменений. Посредством осязания малыш может ощущать нежные прикосновения мамы, тепло, холод и боль. Поэтому новорожденному ребенку очень важно интенсивный телесный контакт с родителями, не бойтесь его брать на руки. Поглаживания, ношения на руках особенно важны в первое время, так как способствуют здоровому развитию ребенка. Исследования показали, что дети, которых родители постоянно брали на руки, интеллектуально более развитые и опережают своих сверстников в росте. Оказалось, что нежные прикосновения родителей способствуют образованию гормонов, которые влияют на рост и умственное развитие ребенка.

Новорожденный когда начинает видеть и слышать

3. Зрение. Малыш видит с самого рождения, просто его зрение в 20 раз хуже, чем у взрослых. Он видит только очертания предметов, находящихся на расстоянии от его глаз на 25-30 см. Ребенок четко реагирует на слишком яркий свет, испытывает при этом неудобство, моргает или закрывает глаза. Также он различает блестящие и красные предметы, может следить за движением красной погремушки. Результаты исследований показали, что малыша больше привлекают предметы с овальной формой, так как они наиболее соответствуют человеческому лицу. Однако новорожденный еще не узнает людей, окружающих его. Также ученые выяснили, что новорожденного больше интересуют сложные рисунки, чем простые. Для этого новорожденному ребенку показали два листа бумаги — один в черно-белую клетку, а другой — серый. Малыш смотрел на лист с черно-белым рисунком.

4. Слух. У ребенка слух развит больше, чем зрение. Уже в утробе матери малыш слышит и привыкает к шуму. Именно поэтому он не вздрагивает, когда раздается сильный шум или хлопает дверь. Он уже в утробе научился различать, откуда идет шум. Если шум близкий и тихий, то даже когда спит, он начинает ворочаться и моргать. Если же тихий разговор продолжается, то он просыпается. Новорожденный малыш узнает человеческую речь, он более чувствителен к более высоким звукам, поэтому слышит лучше голос мамы. Исследования ученых выявили интересную особенность, когда вокруг ребенка шумно, ребенок изолирует себя от окружающей среды, как будто «затыкает уши».

5. Вкус. Новорожденный ребенок различает сладкое, кислое, соленое и горькое. Сладкий вкус успокаивает его, а кислый и горький раздражает. Если капнуть новорожденному на губы сладкой воды, то малыш остается довольным и делает губами сосательные движения, а если намочить губы лимонным соком, то он делает гримасу. Кормящая мама должна учитывать вкусовые предпочтения малыша и стараться улучшить качество молока. Так если в пищу добавлять укроп, зеленый анис или тмин, то ребенок с удовольствием сосет такое молоко.

Не смотря на то, что у нее грудное молоко будет иметь привкус этих веществ, новорожденный ребенок будет с аппетитом потреблять то, к чему он привык в утробе мамы.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Как определить, слышит ребенок или нет? Как понять, что у малыша со слухом все в порядке?

Молодых родителей тревожит все, что вызывает сомнение в нормальном развитии малыша. Особенно сильно их настораживает, когда малышу уже 3-4 месяца, а он не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону, где работает телевизор и не просыпается, когда издается резкий звук после падения какого-то предмета на пол.

На самом деле ребенок видит и слышит уже с первых дней рождения. Он настолько восприимчив к внешним раздражителям, что в состоянии бодрствования вздрагивает от неожиданных звуков, а услышав голос мамы, радостно начинает перебирать ножками, сжав кулачки. Но спят новорожденные дети крепко, не реагируя на громкие звуки. При этом интересно то, что просыпаются они чаще от маминого шепота, чем от звука громкого голоса мамы.

Исследования ученых показали, ребенок начинает отличать голос мамы и папы уже на последних месяцах беременности. Уже в утробе матери он способен различать музыку и сказки, которые чаще всего слушают и читают родители. Поэтому после рождения младенцы лучше всего засыпают под колыбельные песни, которые поют им родители, музыку и сказки, знакомые им до рождения.

В возрасте 3,5 — 4 месяца малыши должны начать поворачивать голову в ту сторону, откуда слышится шум. Если у ребенка такой реакции не отмечается, родители начинают тревожиться и пытаются самостоятельно определить, слышит их малыш или нет? Самая простая проверка слуха у ребенка, к которой обычно прибегают все родители — это реакция на их голос или на звучание музыкальной игрушки.

Новорожденный когда начинает видеть и слышать

Для проверки слуха чаще всего один из родителей берет ребенка на руки, а другой зовет его по имени с отдаленного на несколько метров расстояния. Или один родитель сидит с ребенком на руках, а другой незаметно подходит к нему сзади и заводит музыкальную игрушку.

В 4 месяца малыш реагирует на звучание игрушек, голос родителей и посторонние шумы одинаково как правым, так и левым ухом. При нормальном слухе у 4-х месячного ребенка должны отмечаться реакции на любой звуковой сигнал в виде поиска источника звука, поворачивания головы, замирания и моргания. Однако при повторных звучаниях одних и тех же звуков реакция малышей быстро угасает, поэтому родители не должны думать, что со слухом у ребенка что-то не в порядке, если он оставляет без внимания синхронно повторяющиеся звуки.

У молодых неопытных родителей вызывает страх, когда они с некоторого расстояния зовут малыша по имени, а он продолжает играть своими погремушками или разглядывать обои. На самом деле дети начинаются окликаться на свое имя только в возрасте 6-7 месяцев, а беспокоиться о том, что малыш не реагирует на свое имя стоит только тогда, если ему уже исполнился год, а он не поворачивает голову в вашу сторону, когда вы зовете его по имени.

Врачи пока не научились определять, слышит ли младенец в утробе матери, но в развитых зарубежных странах, например, в Скандинавии, обследуют органы слуха у всех новорожденных методом регистрации отаакустической эмиссии. Это метод помогает выявить тугоухость у детей с первых дней жизни, но в нашей стране еще не практикуют подобную методику. У нас родителям рекомендуется самим быть внимательным при уходе за новорожденным малышом и понаблюдать за его реакцией.

Новорожденный когда начинает видеть и слышать

Таблица Л.Н. Неймана для оценки слуха ребенка дошкольного возраста речью

Чем раньше родители выявят проблемы со слухом ребенка, тем больше шансов на то, что правильное лечение оградит его от потери слуха. Обязательно следует показать малыша ЛОР-врачу, если он:

— в возрасте 2-3 недели в состоянии бодрствования не вздрагивает от громких звуков и не «замирает», слыша знакомый голос мамы или папы;
— в возрасте 1-3 месяца не поворачивает голову на голос матери;
— в возрасте 4 месяца не реагирует на звучания музыкальной игрушки, не поворачивает голову в сторону звука и не лепечет;
— в 1,5 — 6 месяцев во время бодрствования не начинает громко плакать или не открывает широко глаза на резкий звук падающего предмета или другой грохот;
— в 2-4 месяца не гулит:

— в 4-5 месяцев не лепечет и радостно не реагирует на появление родителей;
— в 6 месяцев не издает никаких звуков, постоянно молчит;
— в 8-10 месяцев не пытается произносить отдельные звуки;
— в 1 год не выполняет просьбы родителей;
— в 2 года не произносит слов и фраз.

Проверить слух ребенка старше 1 года, который уже начал произносить слова, рекомендуется следующим способом: дайте ребенку мягкую игрушку и нормальным голосом попросите его показать, где у него ножки, ушки и глазки. Затем повторите эту просьбу шепотом, вначале около ребенка, а затем с расстояния 6 метров от него. Если ребенок выполняет просьбу только тогда, когда вы просите его что-то делать громко, а все сказанное шепотом игнорирует, то есть смысл проверить его слух у врача.

На втором году жизни малыши должны уже слышать отдельные слова, произнесенные шепотом с расстояния 6 метров, хотя причиной отсутствия реакции на шепот могут быть и такие факторы, как увлеченная игра с новой игрушкой, смена месторасположения, первые шаги, вкусная еда и т.д. Каждый ребенок растет и развивается по-разному, и от того, как заботятся о нем родители и сколько времени проводят с ним вместе, зависит то, как он будет реагировать на их шепот и окликаться на свое имя.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Бывает, что еще в роддоме или в первые недели после выписки мама замечает у новорожденного гнойные выделения из одного или обоих глаз: они скапливаются в уголке глаза и засыхают корочками, могут даже склеивать веки и реснички. Несмотря на пугающий молодых родителей вид, обычно это состояние не опасно для здоровья ребенка. Тем не менее, оставлять его без лечения нельзя, чтобы не развились тяжелые осложнения.

Почему гноится глаз у новорожденного?

Новорожденный когда начинает видеть и слышать

Основных причин, почему у новорожденного может начать гноиться глаз, две: конъюнктивит и дакриоцистит.
Конъюнктивитом называется воспаление слизистой глаза, вызванное вирусами, бактериями или аллергией. Дакриоцистит – это воспаление слезного мешка, оно может быть врожденным. Пока ребенок находится в мамином животе, его слезные каналы перекрыты тонкими пленочками и заполнены желатинообразной массой (слизью), чтобы внутрь не попали околоплодные воды. К моменту рождения пленочка обычно рассасывается, а во время первого крика слизь выходит наружу, освобождая слезные протоки. Если по каким-то причинам этого не происходит, путь слезам остается перекрыт. Жидкость застаивается в слезном мешке, может начаться воспаление.

Дакриоцистит у новорожденных бывает чаще, чем конъюнктивит. Обычно он поражает один глаз, а при конъюнктивите страдают оба. Также дакриоцистит можно заподозрить, если при нажатии из слезного канала выделяется слизь или гной. Но так как появления болезней схожи, а лечение будет разным, окончательный диагноз должен поставить врач при осмотре.

Чем лечить до обращения к врачу

До обращения к врачу новорожденному категорически нельзя закапывать в глаз капли или закладывать мазь. Назначить медикаментозное лечение может только врач. Также не стоит начинать делать массаж слезного канала, руководствуясь роликами или статьями из интернета. Если диагноз дакриоцистит подтвердится, то доктор покажет, как и в каком направлении массировать. Неправильными действиями можно только усугубить болезнь.

Это важно!

До назначения лечения вы можете лишь проводить туалет глаза, то есть своевременно убирать гнойный налет и промывать глазки.

Чем промывать глаз новорожденному?

Новорожденный когда начинает видеть и слышать

Промывать гноящиеся глаза младенцу можно раствором фурацилина: он продается уже готовым или в таблетках. В последнем случае таблетку нужно развести в стакане теплой кипяченой воды. Если фурацилина под рукой нет, можно использовать физраствор, настой аптечной ромашки или просто кипяченую воду.

Нельзя промывать глаза ребенку раствором перекиси водорода, марганцовкой – пропорции раствора этих препаратов легко нарушить, и тогда можно серьёзно повредить глаз малышу. Если доктор посчитает, что фурацилин в вашем случае слишком слабое или неэффективное средство, он, назначая лечение, подробно распишет, как и чем промывать глаза новорожденному.

Прежде чем приступить к промыванию, обязательно вымойте руки с мылом. Для промывания каждого глаза используйте только чистый ватный диск или кусочек бинта, иначе можно из больного глаза занести инфекцию в здоровый.

Это важно!

Промывать глаза нужно по направлению от виска к носу и ни в коем случае не наоборот, чтобы собранный гной точно был выведен за пределы глаза, а не остался за веком.

Какие методы лечения применяются, если консервативное лечение не подошло

Новорожденный когда начинает видеть и слышать

Чем раньше вы начнете лечить гноящегося глаза, тем выше шансы обойтись только консервативным лечением, то есть промыванием, массажем и антибактериальными каплями.

Так, массаж помогает вылечить дакриоцистит у трети малышей в возрасте до двух месяцев и у пятой части – до четырех месяцев. Если же улучшения не наступает или состояние глаза ухудшилось, нужно обратиться к офтальмологу, чтобы скорректировать лечение. Следующий шаг в лечение дакриоцистита – это зондирование слезно-носового канала. Обычно его проводят малышам старше месяца, в стационаре. Эффект этой манипуляции очень высок: более 99% малышей в возрасте до трех месяцев излечиваются полностью после однократной процедуры.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Новорожденный когда начинает видеть и слышать

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Новорожденный когда начинает видеть и слышать

На какой неделе после рождения ребенок различает звуки?

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Новорожденный ребёнок — это хрупкое и очень интересное создание.

Забрав его из роддома, родители не перестают смотреть на его стремительное развитие и адаптацию во внешнем мире.

Но, так как дети такого возраста ещё не могут объясняться самостоятельно, возникает вопрос — во сколько месяцев слышит малыш?

На какой неделе после рождения ребенок различает звуки?

Слух новорожденного ребёнка формируется довольно быстро. Еще до появления на свет дети способны различать звуки в животе у матери. Именно поэтому врачи часто рекомендуют больше общаться со своими малышами в период внутриутробного развития. Это помогает ребёнку в дальнейшем быстрее отличать голос матери от других звуков, окружающих его.

После рождения уши малыша около трёх дней наполнены специальной жидкостью, из-за которой слух не может быть чётким. Именно из-за этого дети поначалу реагируют только на громкие звуки или вибрацию. Уже через 3-4 недели после рождения ребёнок способен узнавать привычные звуки и шумы. Реакция выражается в:

  • способности останавливать взгляд на определенных, понравившихся, предметах;
  • во внимательном изучении человеческих лиц;
  • в небольшом косоглазии;
  • в более внимательном рассматривании черно-белых картинок, чем цветных.

Важно! Если женщина во время беременности курит, принимает большое количество лекарственных препаратов, употребляет спиртные напитки или переносит такие заболевание, как корь или краснуха, то стоит обратить особое внимание на развитие слуха у малыша.

Как слышит грудничок?

В течение первого месяца развития дети способны слышать только громкие звуки, но после этого периода времени, они начинают различать и реагировать на различные голоса и другие посторонние звуки. Чтобы понять, что ребенок начинает хорошо слышать, стоит обратить внимание на такие признаки:

  1. В зависимости от скорости речи ребёнок может вести себя активно или спокойно;
  2. Интонация — сердитый голос может расстроить малыша, а ласковый, наоборот, будет успокаивать и радовать;
  3. Происходит разделение на звуки, которые нравятся, и которые не нравятся.

Часто новорождённые дети могут увлечься каким-то одним предметом, издающим приятный для них звук, например, погремушкой. Тогда они могут на какое-то время перестать обращать внимание на другие шумы, но это вполне естественно и быстро проходит.

Что слышит малыш?

На первой неделе жизни ребёнок слышит только близкие и громкие звуки.

Он не воспринимает их как чёткие, поскольку ухо ещё недостаточно развито.

Постепенно малыш начинает активнее реагировать на голоса, особенно материнский, поскольку он способен успокоить и помочь почувствовать безопасность.

К основным реакциям на правильно развитие слуха у новорождённого можно отнести:

  • поворот головы по направлению шума.
  • поиск глазами источника звука.
  • плач, как сильный, так и всхлипывания.
  • интенсивные движения руками и ногами.
  • замирание и прислушивание.

Внимание! Специалисты не рекомендуют включать детям громкую музыку, повышать на них голос или посещать с ними места, где может быть очень шумно. Это может значительно повлиять на формирование слуха.

Как проверить детский слух?

Уже через 2-3 дня после рождения, еще находясь в роддоме, врачи делают первую проверку слуха с помощью специальной аппаратной аудиограммы.

На этом этапе можно определить отклонения и патологии. В дальнейшем детский слух нужно проверять на медицинских комиссиях.

Для того, чтобы проверить слух новорожденного дома, существует несколько методов:

  1. Хлопки в ладоши. Для этого надо сделать несколько хлопков вне зоны видимости малыша. Если нет никаких патологий или затруднений в развитии, то ребёнок вздрогнет или посмотрит в сторону звука;
  2. С помощью любой крупы. В три разные ёмкости, желательно пластиковые, нужно насыпать сушеный горох, гречку и манку. Все эти крупы создают колебания разной интенсивности. В первые несколько недель ребёнок будет реагировать на звук гороха, так как он издает низкие тональности.

Стоит помнить, что объективно оценить слух новорождённого ребенка без специальной аппаратуры не получится, так как уши и слуховые каналы только формируются.

Какие факторы могут привести к нарушению слуха

Существует две основные классификации нарушения слуха у детей: тугоухость и глухота. По своей природе они бывают наследственные, природные или приобретённые. Причин для развития этих патологий несколько:

  • вирусные заболевания или инфекции.
  • тяжелый период беременности у матери.
  • применение вредных или токсичных веществ во время вынашивания плода.
  • наследственность.
  • различные генетические мутации.
  • болезни лор-органов, например, аденоиды.

Опасность возникновения нарушений органов слуха состоит в первую очередь в том, что может произойти задержка в психологическом или же интеллектуальном развитии ребёнка, из-за чего малыш не сможет жить полноценной жизнью.

Как развивать слух?

Помимо обычных звуков и маминого голоса, которые окружают новорождённого, нужны дополнительные средства для правильного формирования слуха.

На помощь могут прийти различные музыкальные инструменты и игрушки. К примеру, это могут быть погремушки и колокольчики.

Суть метода развития слуха заключается в привлечении внимания ребёнка звуком.

Важно, чтобы эти звуки не были слишком громкие или неприятные, так как они могут напугать или расстроить малыша.

Также можно петь детские песни и колыбельные, главное — следить за голосом, он должен быть спокойным и ласковым. Не стоит забывать, что хорошо развитый слух помогает ребёнку быстрее адаптироваться во внешнем мире и быстрее начать понимать человеческую речь и разговаривать.

Совет! Малыш будет быстрее развиваться, если подвесить над кроваткой музыкальные игрушки — мобиле. Помимо слуха, будет также формироваться зрение. Ребёнок не будет скучать и сможет быстрее засыпать.

Вопрос: «Когда новорожденный начинает видеть и воспринимать на слух окружающий мир?» когда-то породил немало противоречивых гипотез. Поэтому, имеет смысл разобраться в нем досконально.

Когда ребенок начинает видеть?

Гипотеза о том, что ребенок начинает видеть еще во время беременности мамы, подтверждена и, согласно данным, ощущение света появляется на 25-й неделе.

Конечно, условия для полноценного развития зрения в материнской утробе практически отсутствуют. Тем не менее, еще не рожденный малыш различает солнечный свет, а именно – видит его в бледно-оранжевых оттенках.

Уже в момент появления на свет малыш способен различить как свет, так и его отсутствие, а также реагировать на данные условия. Крупные и яркие предметы для него не более чем нечеткие тени без намека на грани. На них его взгляд не задерживается более 3-4 секунд, так как не фокусируется.

А вот достигнув полгода, ребенок хорошо различает небольшие предметы и на уровне своего младенческого ума осознает, кто и кем ему приходится.

И, конечно же, в этой маленькой детской головке формируется понимание, что мама для него является самым близким человеком, который всегда рядом.

Совет для мамы

Для эффективного достижения зрительного контакта между мамой и ребенком, рекомендуется как можно чаще приближать к нему лицо и предоставлять возможность сфокусироваться на нем. Оптимальное расстояние – 20-25 см.

Не помешает взять ребенка на руки – существует информация, что фокусировать взгляд малышу удобнее в вертикальном положении.

Когда ребенок начинает слышать?

Слух также формируется на стадии эмбрионального развития, и на 16-17-й неделе беременности плод обладает слухом. Он слышит биение маминого сердца, ее желудочно-кишечную деятельность, а также ее дыхание. И, конечно, голос.

А на 7-м месяце пребывания в утробе малыш не только слышит сердцебиение матери, но и различает его ритм. По тому же принципу плод различает и ритм дыхания мамы, а также тембр ее голоса. Таким образом, неудивительно, что голос матери – это первое, что родившийся ребенок распознает наверняка.

В первые, после появления на свет, дни ребенок никак не реагирует на тихую музыку, работающий телевизор или разговор вполголоса. Отсутствие реакций на все это не говорит об отсутствии слуха.

Понять, что ребенок слышит, просто. Услышав звук, ребенок инстинктивно ищет его источник, а повернувшись к нему и безошибочно распознав его, реагирует соответственно: улыбается, плачет, замирает и т.д.

  • Спокойствие, только спокойствие!

Интонации, присутствующие в разговорах родителей – немаловажный момент для формирования психики ребенка. И если они разговаривают друг с другом спокойно, их спокойствие передается и малышу – он чувствует себя защищенным, и ничто не предвещает осложнений в его развитии.

А раздраженные интонации, скандалы, беспокойное состояние одного или обоих родителей, на психике и развитии ребенка сказывается крайне отрицательно.

Развитие подрастающего человечка полностью в руках родителей с первых дней его жизни, и об этом следует помнить.

С пасибо, что рядом, если понравилась статья ставьте палец вверх, оставляйте свои комментарии. Подписаться можно здесь!

Сделав первый свой вдох, новорожденный малыш сразу же начинает использовать свои органы чувств, чтобы познать мир, в который он пришел. Кроха использует не только навыки, которые он получил в утробе матери, но и за удивительно короткий промежуток время он быстро постигает все новое. У него имеется огромный потенциал возможности многое усваивать. Когда же новорожденные начинают видеть и слышать?

Развитие новорожденного в первый месяц жизни

В первые дни и недели своей новой жизни, ребенок еще беспорядочно двигает ручками и ножками, но поза, в которой он находился в утробе матери – до сих пор его любимая. Ножки, согнутые в коленях, прижаты к животу, ручки, согнутые в локтях, прижаты к груди. Пальчики на ручке плотно сжаты в кулачок. Ребенок может неосознанно захватить и довольно крепко держать протянутый ему палец.

Ближе к месяцу, движения ребенка становятся спокойнее, он способен взглядом следить за двигающимися предметами. Предмет, который расположен на расстоянии 12-30 см, он рассматривает, сосредоточившись, с интересом. Если ему что-то нравится – начинает «гукать». Через некоторое время он отводит взгляд – такой процесс называется ознакомлением.

Любые звуки для месячного ребенка интересны, как и зрительные образы. Некоторым звукам он рад, пытается улыбаться, а другие – наоборот, вызывают у ребенка слезы и плач. Он начинает отличать разговорную речь от других звуков, отдавая предпочтение человеческому голосу. Незнакомые звуки он воспринимает настороженно, как бы прислушиваясь. Ребенок реагирует на знакомые звуки, разводя ручки в стороны, а затем – прижимая их к себе. Привыкая к звуку, он перестает обращать на него внимание.

Новые погремушки вызывают у него интерес, со временем к их звуку малыш привыкает. Меняя игрушку – меняется звук, который вновь вызывает интерес малыша. Он пытается хватать предметы, его внимание привлекают яркие краски.

В сознании ребенка, в этот период, укрепляется связь между услышанным и увиденным. Спокойная музыка успокаивает ребенка, свист и вой – вызывают интерес, а громкий крик – способен напугать.

В первый месяц своей жизни малыш начинает видеть мир и слышать, у него появляются врожденные рефлексы: глотательный, хватательный. Он не может пока изменить положение своего тела, но активно поворачивает головой, хотя не может еще ее удерживать.

От месяца да полтора – ребенок узнает и пытается реагировать на мать. Движения ручками и ножками ускоряются, появляется улыбка. Такое состояние ребенка врачи охарактеризовали как «комплекс оживления».

Ребенок реагирует на звуки, при этом разводит ручки в стороны, а потом прижимает их к себе. Он пробует хватать предметы, очень внимательно следит за яркими предметами.

Ребенок начинает видеть и слышать, еще находясь в утробе матери, однако его зрение и обоняние сильно отличаются от взрослых. Кроме того, каждый младенец уникален, поэтому временные промежутки, в которые стандартно входят те или иные реакции, могут разниться. Как понять, что зрение и слух ребенка формируются нормально? Расскажем в этой статье.

Новорожденный когда начинает видеть и слышать

Факторы внутриутробного развития

Давно доказано, что прямое влияние на плод оказывает состояние здоровья матери. Есть еще ряд факторов, способных повлиять на зрение и слух ребенка:

  • Огромное влияние оказывают преждевременные роды и другие патологии беременности*
  • Отклонениям могут способствовать различные инфекционные заболевания матери в период беременности.
  • Генетическая обусловленность — один из основных факторов формирования зрения и слуха младенца

Для развития зрительной системы выделяется два критических периода: 6–12-я неделя и 6–9-й месяцы беременности. Что касается проблем со слухом, то они развиваются на фоне наследственности (при тугоухости у одного из родителей — в 50 % случаев патология проявится у ребенка)** или инфекционных заболеваниях матери во время беременности.

Формирование полноценного зрения

Когда новорожденный начинает слышать и видеть так, как это делают взрослые? Известно, что с рождения у человека имеется ряд безусловных рефлексов, включая реакцию на свет, защитные реакции и даже генерализованный ответ на яркое освещение. Многих родителей при этом интересует, что именно видит ребенок, осознанно ли он реагирует на окружающих, способен ли узнать маму, папу и других ближайших родственников. Ответ: нет, до месяца ребенок не может узнавать лиц, так как его зрение способно распознать только силуэт. Осознанные реакции на движения появляются только в возрасте 1 месяца. В этот период детское зрение развивается до следующего уровня:

  • Малыш способен фиксировать взгляд на предмете, находящемся на расстоянии до 30 см
  • Большой интерес вызывают контрастные черно-белые картинки
  • Ребенок начинает различать и рассматривать человеческие лица

Что видит малыш

С какого месяца формируется «взрослое» зрение? Примерно в три месяца малыш уже способен полноценно отличать лица, узнавать родителей, интересоваться яркими игрушками и изображениями. Если же говорить о зрении новорожденного, несколько дней назад появившегося на свет, то у него оно проявляется со своими особенностями:

  • В первые недели грудничок не способен фокусировать взгляд на предметах более пяти секунд
  • Ребенок только учится пользоваться двумя глазами одновременно, поэтому иногда глазки «разъезжаются»
  • Сетчатка глаз постоянно тренируется и развивается, по мере взросления ребенка его глаза начинают различать все более сложные узоры, цвета и оттенки

Стоит сразу сказать, что ни один врач не даст точного ответа, во сколько дней после рождения у ребенка гарантированно должны происходить определенные изменения: все зависит от индивидуальных особенностей детского организма.

Что слышит новорожденный?

Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.

Новорожденный когда начинает видеть и слышать

Какова нормальная реакция

Обычные реакции — это:

  • Движение ручками и ножками
  • Повороты головы
  • Поиск источника голоса глазами
  • Замирание или вздрагивание
  • Плач
  • Прислушивание

Если эти реакции отсутствуют в первый месяц жизни ребенка при фоновых звуках, не стоит нервничать, это совершенно нормально. А вот если малыш не реагирует даже на громкие и продолжительные звуковые раздражители, это повод показаться специалисту. К счастью, нарушения слуха имеются только у 1–2 % из 1000 новорожденных**.

Упражнения для развития зрения

Чтобы глазки ребенка видели лучше и он быстрее обучался различать предметы, создано несколько методик. Родителям предлагают проделывать с малышом следующие упражнения.

Упражнение I. Поворачивать его голову в разные стороны, при этом разговаривая с ребенком и улыбаясь. В процессе можно демонстрировать ребенку игрушку красного или оранжевого цвета. Благодаря этому нехитрому упражнению ребенок учится фокусировать взгляд на одном предмете

Упражнение II. До месячного возраста ребенку легче воспринимать посторонние предметы, находясь в вертикальном положении. Родителям рекомендуют носить малыша «столбиком», чтобы он постепенно привыкал к окружающей обстановке. Торопиться при этом не стоит: ребенку нужно время, чтобы разглядеть мир вокруг

Упражнение III. Постепенно подключать игрушки других цветов. До определенного возраста малыш не сможет различать их оттенки, но очень скоро станет реагировать на новые цвета по-другому. Демонстрировать новые цвета лучше через день, а начинать с красных и желтых оттенков, потому что их дети видят лучше всего

Упражнение IV. К концу первого месяца ребенок может видеть предметы на расстоянии до метра: самое время вешать модуль с каруселью над кроваткой. До этого времени в игрушках не будет никакого смысла

Когда родителям стоит обратиться за помощью специалиста? На какой день становится понятным наличие проблем со слухом или зрением? На самом деле, каждый ребенок — это индивидуальность. И если у одного малыша все должные реакции начали проявляться точно в срок, задержка в несколько дней и даже недель у другого ребенка не повод для паники. Возможно, малыш просто еще не дорос.

Причины для тревоги

Есть несколько признаков, которые должны вызывать у родителей тревогу. В этом случае с визитом к врачу медлить не стоит:

  • у шестимесячного ребенка слишком часто косят глазки
  • в три месяца ребенок никак не реагирует на предметы, не смотрит на лица
  • на третьем месяце жизни малыш не проявляет никаких реакций при звуках голоса матери или других членов семьи

Именно эти признаки могут стать свидетельством нарушений работы зрения или слуха. К счастью, большинство из них современная медицина решить в состоянии: главное — своевременно обратиться за помощью. Кстати, если хочется убедиться в том, что с ребенком все хорошо, можно посетить детского офтальмолога. Проверку зрения рекомендуется проходить хотя бы раз в год, и это касается не только новорожденных малышей, но и детей дошкольного и школьного возраста.

* В.Ф. Базарный. Зрение у новорожденных

** Шилова Н. А., Харламова Н. В., Чаша Т. В., Куликова Н. Ю., Толкачева Е. В. Исследования слуха у новорожденных детей

Режим дня месячного ребенка – понятие сильно преувеличенное. Как такового порядка в смене периодов сна и бодрствования у новорожденного еще нет. Не стоит ожидать, что он будет засыпать и просыпаться по часам, испытывать голод через равные промежутки времени, выдерживать отведенные для прогулки часы. Конечно, отдельные элементы режима вы установите сразу: обязательный утренний туалет, вечернее купание, – но в целом до настоящего распорядка дня еще далеко.

Режим сна ребенка

Новорожденный когда начинает видеть и слышать

Большую часть суток ребенок первого месяца жизни спит. В среднем норма сна для новорожденного составляет 16-19 часов в сутки, для ребенка в месяц – 15-17 часов. Как правило, это порядка 6 дневных снов продолжительностью 2-2,5 часа и около 6 часов ночного сна с перерывами на кормления.
Однако все дети индивидуальны, и нормы для каждого конкретного ребенка будут свои. Один малыш, действительно, будет образцово спать день и ночь, просыпаясь каждые три часа для кормления. Другой – беспокоиться каждый час.

Это важно!

Проконсультируйтесь у врача, если ребенок в месяц спит меньше 11 и больше 19 часов в сутки.

Режим кормлений на ГВ

Новорожденный когда начинает видеть и слышать

В первый месяц жизни младенца грудное вскармливание только устанавливается: малыш учится питаться самостоятельно, вне материнского организма, а тот, в свою очередь, настраивается работать в новом режиме.

Очень многое в этот период зависит от психологического состояния мамы – всё же человек не машина и не может подключить особую функцию нажатием кнопки. В течение первого месяца у женщины происходит становление лактации. Именно поэтому в первый месяц так важен режим питания ребенка по требованию. Что это значит? Это значит, что мама даёт ребенку грудь не через равные промежутки времени, а тогда, когда ребенок забеспокоится, будет проявлять признаки голода: плакать, искать ртом источник еды. Конечно, перед тем как дать малышу грудь, стоит убедиться, что его беспокойство не связано с другими причинами: проверить, не нужно ли сменить ему подгузник, удобно ли он лежит, не давит ли одежда. Кроха может просто соскучиться и испугаться без мамы, тогда он успокоится на руках. Но если плач не стихает, а с прошлого кормления уже прошло около часа, можно снова предложить ребенку поесть.

И маме, и малышу нужно привыкнуть друг к другу, а для этого проводить как можно больше времени в тактильном контакте. Кормление грудью в этом отношении – прекрасная возможность. Число кормлений в сутки может варьировать от 6-8 до 10-15 Оно может быть разным в разные дни. Иногда будет казаться, что ребенок буквально сутками висит на груди. Это нормально, через такие дни проходят почти все мамы на ГВ.

Постепенно организм научится вырабатывать именно столько молока, сколько нужно вашему малышу. Промежутки между кормлениями станут больше, ведь желудок ребенка растет и сможет вмещать больший объем пищи. К концу первого месяца жизни вы начнете замечать, как режим кормления постепенно перестает быть хаотичным, в нем наметится система и периодичность.

Режим кормлений на ИВ

Новорожденный когда начинает видеть и слышать

Режимы вскармливания детей на грудном и на искусственном вскармливании отличаются.
На ИВ следует придерживаться определенного режима, потому что на усвоение смеси малышу нужно больше времени и энергии.

На грудном вскармливании ребенок сам регулирует объем питания. Подсчитать, сколько именно молока ему досталось за кормление, маме практически невозможно. Малышу же на искусственном вскармливании суточный объем смеси рассчитывается в соответствии с возрастом и весом, под контролем педиатра. Если этот объем произвольно увеличивать или уменьшать, не выдерживать промежутки между кормлениями, у ребенка могут возникнуть расстройства пищеварения, дефицит или избыток массы тела.

Примерный режим кормлений месячного ребенка на искусственном вскармливании

06:00 – 1-ое кормление;

09:00 – 2-ое кормление;

12:00 – 3-е кормление;

15:00 – 4-ое кормление;

18:00 – 5-ое кормление;

21:00 – 6-ое кормление;

24.00 – 7-ое кормление;

03:00 – 8-ое, ночное, кормление – при необходимости.

Чем младше ребенок, тем меньше будут разовые дозы смеси и меньше промежутки между кормлениями, а сами кормления чаще. По мере взросления малыш станет есть реже, но большими порциями. Станет длительнее ночной сон, уже без перерыва на кормление.

Режим прогулок

Новорожденный когда начинает видеть и слышать

Режим грудного ребенка обязательно должен предусматривать прогулки, однако в месяц их длительность и частота во многом зависит от погоды. Не стоит любой ценой организовывать выход на улицу, если там холод, ветер, осадки или зной. Можно организовать малышу дневной сон на балконе, а если и для этого слишком морозно – проветрить комнату в течение 8-15 минут.

Также не стоит выходить на прогулку с ребенком первого месяца жизни в разгар дневной жары: между 11.00 и 16.00 часами. В этот период высока солнечная активность, что вредно и для мамы, и для малыша. Пусть кроха прикрыт от прямых солнечных лучей капюшоном коляски, он может легко перегреться и даже получить тепловой удар.

В благоприятную же погоду можно гулять в холодное время года в первой половине дня от 30 минут до часу-полутора, чтобы малыш не успел проголодаться и не стал плакать на улице.

Летом можно выйти на прогулку дважды: утром и после обеда – и гулять полтора-два часа или дольше. Если уходите достаточно далеко от дома, предусмотрите возможность покормить малыша. Узнайте, есть ли по пути кафе или торговые центры с комнатой матери и ребенка, захватите объемный платок или шарф, если вам комфортно покормить малыша, прикрыв его от посторонних глаз. Если ребенок на ИВ, возьмите бутылочку с нужным объемом сухой смеси и термос с теплой водой, чтобы быстро приготовить ему питание.

Ссылка на основную публикацию