Новорожденный долго не засыпает

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Сон имеет решающее значение для развития, здоровья и благополучия ребенка. Но, к сожалению, сон также может стать проблемой для семьи. Когда ребенок постоянно от-казывается ложиться спать, изо всех сил пытается заснуть или часто встает ночью, это может привести к стрессу и конфликту, которые в конечном итоге утомляют и ребенка, и родителей. Что делать? Разбираемся вместе

Почему ребенок не хочет спать? Разбираемся в причинах

Новорожденный долго не засыпает

Когда дети выходят из младенческого возраста, они все еще нуждаются в большом количе-стве сна, чтобы расти и поддерживать свое физическое и эмоциональное здоровье. По дан-ным Национального фонда сна, малышам обычно требуется от 11 до 14 часов сна. Дети в возрасте от 3 до 5 лет должны стремиться спать от 10 до 13 часов. Дети в возрасте от 6 до 13 лет должны спать от 9 до 11 часов, а подростки — от 8 до 10 часов.

Однако эти диапазоны являются лишь ориентировочными и могут не подходить для каждо-го ребенка. Если ребенок спит чуть больше или чуть меньше, это, скорее всего, не повод для беспокойства.

Но дети могут сопротивляться отходу ко сну по ряду причин, даже если они явно уста-ли. Некоторые дети, особенно с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), могут быть слишком возбуждены и им трудно успокоить свой разум и тело, чтобы подгото-виться ко сну. Другие дети могут отказываться от сна и капризничать, потому что это спо-соб привлечь внимание родителей (даже отрицательное). Дети могут беспокоиться о чем-то или грустить. Некоторые исследователи даже предполагают, что дети протестуют против отхода ко сну из-за эволюционного несоответствия, которое заставляет их подсознательно бояться одиночества в темноте.

Регулярный сон неизменно улучшает внимание и настроение, а также снижает импульсив-ность и гиперактивность. С другой стороны, дети и подростки, которые постоянно плохо спят, подвергаются большему риску депрессии, беспокойства, раздражительности и более низкой успеваемости.

Это важно!

В большинстве случаев проблемы со сном — это этап, из которого дети вырастают с под-держкой и пониманием. Однако, возможно, стоит обсудить с врачом постоянные проблемы.

Ситуации, когда не хотеть спать — нормально

  • Нарушен режим сна. Если ваш ребенок спит днем, поздно просыпается, и засыпает, вос-становление режима может занять определенное время. Это нормальная реакция организма, и все, что нужно — постепенно восстановить режим сна так, чтобы он соответствовал цир-кадным ритмам. Составьте график сна, введите ритуалы перед засыпанием и постепенно переводите время подъема на более раннее.
  • Ребенок вырос и уже не спит днем. Обычно ребенок в возрасте одного года спит днем не менее двух раз. В среднем с полутора лет начинается переход на новый режим с одним дневным сном продолжительностью около 2,5 — 3 часов. Такой режим, с постепенным со-кращением продолжительности сна, обычно сохраняется до 6−7 лет, когда ребенок, как правило, уже обходится без дневного отдыха. Иногда дети отказываются от сна днем раньше — в 3−4 года. И это абсолютно нормально, ведь, как мы сказали выше, по-требность в сне снижается с возрастом! Если ваш ребенок отказывается спать днем и чув-ствует себя хорошо, вам не стоит беспокоиться.

Как наладить сон ребенка? Советы психолога

Новорожденный долго не засыпает

Если ребенок гиперактивен по вечерам, расслабляющий и последовательный распорядок перед сном может помочь ему успокоиться и мысленно подготовиться ко сну.

Если дети отказываются от отхода ко сну, чтобы привлечь внимание, это сигнал для родите-лей проводить с малышом как можно больше времени как в период подготовки ко сну, так и в течение всего дня. Добавьте в свои повседневные ритуалы игры, совместное творчество, приготовление еды, а перед сном читайте малышу сказки, беседуйте о том, как прошел ваш и его день.

Если ребенок боится сна, помогите ему снизить тревогу. Ночные светильники, совместное проживание в комнате с братом или сестрой или обсуждение проблем с родителем могут помочь детям справиться с ночным беспокойством.

Причиной проблем с засыпанием могут стать смартфоны. И подростки могут быть особенно восприимчивыми, потому что их повышенное стремление к социальному одобрению и об-щению может побудить их неоднократно проверять сайты социальных сетей на наличие об-новлений или писать друзьям до поздней ночи.

В этом случае стоит ввести определенные правила — например, сделать спальню зоной, свободной от смартфона, и предложить подросту оставлять его в другой комнате, когда он собирается спать. Но делайте это ненасильственно: мягко объясните, почему это правило соответствуют его интересам. И главное: родителям также важно следовать тому же правилу запрета телефонов в спальне.

Новорожденный долго не засыпает

Чаще всего, когда мама жалуется на проблемы со сном у ребенка, от бабушек, да и врачей можно услышать такой ответ: «Не укладывай его, зачем ты что-то с этим делаешь? Захочет ребенок спать — ляжет и уснет». Или такой ответ: «Если ребенок бегает — пусть бегает!».

Но, к сожалению, у детей так не работает и тому есть несколько причин:

  1. Процессы возбуждения и торможения в нервной системе

В нервной системе есть два процесса: возбуждение и торможение. У детей первых лет жизни процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Если мама за сном не следит, то ребенок очень легко входит в состояние гипервозбуждения, и уложить такого малыша бывает очень сложно.

Перевозбужденный ребенок это тот, который:

  • долго укладывается;
  • вертится;
  • плачет;
  • дрыгается.

Он все моральные силы возьмет на себя, и родители эти укладывания будут вспоминать еще долго и долго.

  1. «Второе дыхание», как защита от переутомления.

Когда нервная система у ребенка начинает перевозбуждаться, он перегуливает, мама не соблюдает нормы сна по возрасту, у ребенка открывается «второе дыхание», как защита от переутомления.

Как это выражается?

Например, полуторагодовалый ребенок бегает и играет, мама посматривает на часы и думает, что пора ему отдыхать.

В это время приходит бабушка или родители начинают смотреть интересный фильм и кажется, что ничего плохого не происходит с ребенком, пусть себе играет.

Ребенок, тем временем, бодрствует 4, 5 часов, вот уже и 5,5 … За это время точно был такой период, когда малыш расслабился, играл и клевал носом, но вдруг

  • начал носиться;
  • смеяться;
  • кататься по полу;
  • лазать по головам у папы и мамы.

Это и есть так называемое, второе дыхание при перевозбуждении. При таком переутомлении долгое и сложное засыпание гарантировано.

  1. Ребенок всегда выберет игру, а не сон.

Если говорить о том, что его не укладывать, он пойдет и ляжет сам, так не получится.

Глядя на маленьких детей, можно сделать вывод: он не перестанет играть, чтобы пойти спать.

  1. За сном следит мама.

Нужно помнить, что за сном всегда следит мама. Мама, как взрослый человек, который понимает, что ребенку важен сон — всегда будет его укладывать.

Как быстро уложить ребенка спать?

Время после пробуждения и до следующего сна называется бодрствованием. Все его бодрствование можно разделить на два вида: активное и пассивное. Рассмотрим подробнее:

  • Во время активного бодрствования идет эмоциональная и физическая нагрузка.

Важно, чтобы ребенок в это время потратил много энергии, чтобы его батарейка сна хорошенько разрядилась.

Малыш достигнет нужного уровня усталости и спокойно сможет пойти в кровать, после расслабления и маминой помощи без проблем уснет. В этом случае ожидается спокойное засыпание без слез, без бегания и криков.

  • Пассивное: торможение нервной системы.

Пассивное бодрствование — это состояние, когда родители помогают перейти из активного состояния в спокойное и затем приступить к укладыванию ребенка спать.

  • Грамотное деление поможет настроиться на сон.

Именно грамотное деление этих процессов поможет настроиться ребенку на сон и заснуть быстрее.

Нужно провести анализ бодрствования малыша, маме выяснить следит ли она за этим, нагружает ли она его во время активной фазы, успокаивает ли во время пассивного бодрствования.

Чем заняться в активную часть бодрствования?

Предлагаю несколько вариантов:

  1. Прогулки/поездки.

В первую половину бодрствования малыша можно организовывать всевозможные поездки и прогулки.

  1. Отработка новых навыков.

Важно! Для ребенка, который еще не ходит можно предложить отработку новых навыков.

Например, малыш в 4,5 месяца научился переворачиваться, теперь его активное бодрствование — это перевернуться на живот и рассматривать всевозможные игрушки и предметы.

Если ваш малыш еще не делает это, то читайте актуальную статью Как научить ребенка переворачиваться?>>>

  1. Громкие игрушки, пищалки, музыкальные.

Такие громкие игрушки заставляют все органы чувств работать. Смотреть на мигающую игрушку, слушать громкую музыку — это все активность, для которой потребуется максимум энергии.

  1. Эмоциональное общение.

Когда родители играют с ребенком в активные игры («Сорока-ворона», «Прятки», «Полетели — на головку сели»), ребенок также тратит много эмоциональных и физических сил.

  1. Активное купание в ванной.

Многие дети любят купание в ванной, это повод поплескаться, похохотать, поиграть с любимыми игрушками.

  1. Массаж/гимнастика.

При массаже и гимнастике тоже тратится очень много энергии.

Через такие способы возможно «выматывать» ребенка, чтобы подготовить его ко времени укладывания.

Если одно звено выпадает, система работает со сбоями

Возможно, такие рекомендации соблюдаются, а ребенок все равно засыпает долго, значит нужно работать со сном комплексно. Невозможно взять один пазл из всей картины и обозначить в нем причину нарушения благополучного засыпания.

Нужно выстроить крепкую базу сна. А для этого важно:

  • Анализировать время бодрствования.
  • Ритуалы (подробнее в статье Ритуалы перед сном>>>).
  • Условия сна.
  • Привычки сна.
  • Обязательно проставить границы.

Должны существовать как бы неписанные правила, что не нужно многократно вставать с кровати, чтобы выпить воды или сходить в туалет. Засыпание должно быть спокойным, этому процессу ничего не должно мешать.

Перед сном необходимо насытить ребенка вниманием, потому что долгое засыпание, особенно у детей старше года, связано с нехваткой внимания. Мама постоянно в течение дня чем-то занята, а с малышом проводится времени меньше, чем ему бы хотелось. Таким образом, ребенок долгим засыпанием удерживает маму рядом с собой.

Из всех этих перечислений, можно уже увидеть какое звено не дает ребенку благополучно уснуть, видя эту картину, уже можно работать над качественным засыпанием ребенка.

Хотите спать и высыпаться? Записывайтесь!

Если самостоятельно наладить сон не получается, то скорее всего вам нужен профессиональный взгляд со стороны.

Для этого вовсе не нужно куда-то ехать, достаточно записаться на интернет-курс по налаживанию сна Спокойный сон малыша от 0 до 6 месяцев>>>

Читайте также:

Прямо сейчас получите видеоуроки:
3 шага к засыпанию без груди и ночам без кормлений

Новорожденный не спит после кормления? Рассмотрим общие проблемы со сном в грудном возрасте, а также процедуры и способы, которые стоит испробовать, чтобы ребенок успокоился и заснул. Рассказывает и советует врач-педиатр Анастасия Анатольевна Никулина.

— Анастасия Анатольевна, почему маленьким детям полезно спать после кормления?

— Сразу после кормления спать неполезно. Но нормальный сон для грудничка является важным фактором. Во время сна малыши растут и хорошо набирают в весе. Сон восстанавливает физические силы, энергию. Мозг отдыхает, перевозбуждение уходит, малыш не капризничает и находится в хорошем настроении. Хорошо выспавшийся ребенок всесторонне развивается, активно проявляет интерес ко всему окружающему.

Без адекватного сна нет хорошего физического развития. Если грудничок не спит, он будет уставшим, капризным, перестанет играть. Его могут мучить частые проблемы с пищеварением и другие болезни.

— Почему новорожденный иногда не спит после кормления?

— Новорожденный в норме может не спать до 40 минут между снами. Если бодрствование продолжается дольше возрастной нормы, нужно исключить прежде всего голод. А если малыша беспокоит рефлюкс (срыгивания), он плохо набирает вес, стоит обратиться к доктору.

Причины, по которым новорожденный не спит после кормления и плачет

  • выспался перед кормлением
  • не успел пободрствовать и устать, чтобы уснуть
  • не настаивать на сне
  • дать малышу возможность поактивничать, чтобы потратить энергию
  • продолжительное время бодрствования
  • прогулки в шумных местах
  • активные игры перед сном
  • продолжительные звуковые и зрительные раздражители (музыка, телевизор)
  • не превышать допустимое время бодрствования
  • не перевозбуждать ребенка и не доставлять ему нежелательных эмоциональных переживаний
  • недоедание
  • переедание
  • на грудном вскармливании кормить по требованию, давать возможность самостоятельно отпускать грудь после кормления
  • соблюдать возрастную норму смеси и интервалы между кормлениями
  • предложить пустышку, особенно на искусственном вскармливании, так как сосательные движения расслабляют
  • жарко или холодно
  • тяжелая неудобная одежда
  • в комнате должно быть темно, тихо, хорошо проветрено, влажность примерно 60%, температура воздуха до +22 °C
  • одевать ребенка удобно и адекватно сезону
  • своевременно менять подгузник
  • заглатывание лишнего воздуха при сосании (газики)
  • лактазная недостаточность
  • помогать избавляться от лишнего воздуха: малыша нужно поносить столбиком две-три минуты после кормления грудным молоком и/или смесью
  • заложен нос
  • мучает кашель
  • повышена температура тела
  • снизить температуру, если ребенок горячий
  • облегчить дыхание аспиратором
  • обратиться к доктору

— Можно ли насильно укладывать ребенка, если он не спит после еды? Как заставить новорожденного спать?

— Насильное укладывание выматывает и родителей, и ребенка. Все заснут, как только устанут. Тревожные родители мешают своему малышу спать, поскольку ему передается тревога, к тому же волнение уменьшает выработку молока у мамы, поэтому нужно успокоиться.

Как помочь малышу уснуть

  • Укачивание и спокойная песня: младенцы любят быть на ручках и слушать тихий голос мамы. Стоит избегать интенсивных укачиваний: нельзя трясти ребенка, это может ему навредить.
  • «Белый шум»: монотонные звуки на одной волне, которые воспроизводят специальные устройства, расслабляют. Но если таким устройством мама не располагает, можно зайти с ребенком в ванную комнату, включить кран и не включать свет — звук воды и темнота помогут его успокоить.
  • Тугое пеленание: имитирует условия, когда ребенок был у мамы в животе. Помогает снизить рефлекс Моро (защитный рефлекс) и облегчить засыпание.
  • Купание: после купания в теплой водичке дети легче засыпают спокойным сном. Поры кожи очищаются и открываются, кожа начинает дышать.
  • Общий легкий массаж, игра, ползание утомляют, и после них малыш благополучно уснет.

— Как правильно подготовить ребенка ко сну?

— Все дети разные. Важно наблюдать за малышом, отмечать время, когда он спит и ест, постепенно формировать режим его сна и питания.

Новорожденный долго не засыпает

Признаки того, что ребенок хочет спать:

  • начинает зевать;
  • трет глазки;
  • ищет грудь или бутылочку.

Если пропустить эти признаки, малыш начинает плакать и может даже отказаться от груди или бутылки, поскольку устал, и уснуть голодным.

Подготовка ко сну:

  • старайтесь укладывать ребенка в одно и то же время;
  • за пару часов до сна поиграйте в спокойные игры, почитайте книгу;
  • желательна прогулка на свежем воздухе и водные процедуры, которые расслабляют и повышают аппетит;
  • после прогулки — вечернее кормление и спокойный благополучный сон.

Режим сна и кормления облегчит ритм жизни, поможет сориентироваться, понять, от чего ребенок еще может испытывать дискомфорт: например, из-за мокрого подгузника. Малыш не должен переедать или недоедать — все это мешает сну. Мама должна быть рядом со своим малышом во время засыпания.

Родители должны понять, почему именно ребенок не хочет спать после кормления, и исключить причину его беспокойства — голод, плохое самочувствие, нехватку внимания и заботы или что-то другое, а если малыш болен, не откладывать визит к врачу. Чтобы установить хороший сон у ребенка, важен также режим дня и питания. Выкупанный, накормленный, сухой малыш уснет без стресса для себя и родителей.

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО ® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Появление малыша многие связывают с бессонными ночами. Основная ассоциация у молодых родителей с периодичностью кормлений, которые нельзя пропускать и в темное время суток, а также со сменой испачканного подгузника. Однако ребенок может не спать ночью еще по множеству причин. Кстати, это касается не только новорожденных, но и уже подросших малышей.

Возможные причины беспокойного сна

Если говорить о новорожденных, то периодический ночной плач (но не постоянный) сигнализирует о голоде. Также младенец может испытывать дискомфорт и страх, если спит в отдельной кроватке и не чувствует маму. Малышей до 4 месяцев часто беспокоят проблемы с животиком. А примерно с полугода дети начинают плохо спать из-за болезненного прорезывания зубов. Стоит ли говорить о полноценном сне, если ребенку холодно или жарко, неудобно в подгузнике или он переел. Зачастую родители замечают, что перед тем, как заболеть, ребенок перестал спать ночью. Это первый симптом простуды, когда остальные еще незаметны. Иногда дети «путают» время суток, у них сбивается нормальный ритм, поэтому днем они спят больше, а ночью призывают родителей к играм. Важно отметить: если нарушения сна носят постоянный характер, малыш все время плачет и его сложно успокоить, то нужно обратиться за помощью к специалисту и пройти обследование. Иногда такая проблема является признаком заболеваний неврологического характера, рахита и др.

Нормы детского сна

Нельзя разделять детский сон и сон всей семьи. Эти понятия взаимосвязаны. Если малыш хорошо спит, то и родители высыпаются, а значит, днем есть силы на повседневные дела и развивающие игры, нет нервного напряжения. Педиатры называют примерную потребность во сне для детей разного возраста:

Почему малыш плохо засыпает и не спит ночью? Приучаем ребенка режиму сна

Новорожденный малыш спит большую часть суток и может заснуть как в кроватке, так и на руках матери. Но схема «поспал, поел, покакал, подмыли, одели и уснул», действует только до определенного времени. Как правило, дети с четырехмесячного возраста переходят на новый режим дня, который характеризуется уменьшением продолжительности дневных снов.

Некоторые детки именно с этого возраста начинают путать день с ночью, что естественно вызывает беспокойство родителей. Если в первые месяцы жизни малыша мама встает ночью для его кормления без особых трудностей, то со временем каждодневное недосыпание дает о себе знать и вставать ночью ей становится все труднее. Только некоторые женщины, которые владеют сильной волей и умеют спокойно преодолевать временные трудности, проявляют себя в этот период достойно. Они переполнены родительским счастьем. Наслаждаясь от близости со своим маленьким сыном или дочкой, они забывают про собственную усталость.

Основная часть молодых мам, которые впервые сталкиваются с такими трудностями, очень эмоционально реагируют на изменение режима сна ребенка. Они нервничают сами, сильно укачивают ребенка и даже оставляют его плакать, полагая, что он сам уснет, когда устанет «реветь». Обеспокоенные тем, что малыш плохо спит и плачет во время сна, некоторые родители спешат в аптеку, где покупают различные успокоительные таблетки для ребенка.

Поступать так без консультации врача не следует, это может нанести серьезный вред здоровью ребенка. Поймите, ребенок не может себя вести как заводной робот. Чтобы он нормально спал ночью и не беспокоил родителей повышенной нервной возбудимостью, его надо окружить внешними стимулами для ориентировки на правильный режим сна. К таким внешним стимулам относятся предметы, которые видит и чувствует малыш каждый раз, когда его укладывают спать. Это соска, игрушки, микроклимат в комнате, одежда малыша и постельные принадлежности.
Ребенок не будет спокойно засыпать, если его не будут окружать предметы, которые ассоциируют ему сон.

Новорожденный долго не засыпает

Повторяемость предметов, глядя на которые у ребенка вырабатывается привычка засыпать, обеспечивает спокойствие ребенка и ускоряет время его отхода ко сну. Чтобы успокоить малыша перед сном разговаривайте с ним, поиграйте подальше от места, где он спит, а затем в строго определенное время, например, в десять часов вечера, идите к его кроватке. Уложите его в кроватку, поцелуйте и пожелайте спокойной ночи. Но не надейтесь, что малыш с первого раза останется один в кровати, и спокойно уснет. Пока вы не перевоспитаете малыша, и у него не выработается привычка засыпать каждый день в своей кроватке в строго определенное время, он будет капризничать и плакать, требуя присутствия кого-то из взрослых рядом с ним, чтобы чувствовать себя в безопасности.

Не старайтесь заставить ребенка лежать в кроватке силой, возьмите его на руки и успокойте. Главное — не раздражайтесь и говорите спокойным голосом. Скорее всего, малыш и дальше будет продолжать плакать, надеясь, что мама будет ее укачивать на руках, как раньше или положит рядом с собой в кровать. Продолжайте разговаривать с ним и не теряйте спокойствия, помните, что, приучив его спать правильно сегодня, вы обеспечите себе и ему здоровый сон в будущем. Ведь маленькие дети не спят ночью по двум причинам:

1. Мама приучила его засыпать рядом с собой, прикладывая его к груди. Как только малыш чувствует, что у него во рту нет соски, а мама уже не «храпит» рядом, он сразу же просыпается;
2. Мама с рождения баюкала ребенка, даже ночью качая его на руках, в результате чего малыш просыпается сразу же, как только перестают его качать.

Новорожденный долго не засыпает

Очень важно, приучать ребенка спать таким образом, чтобы открыв глаза ночью, он находил такую же обстановку и поняв, что ничего за время его сна не изменилось, заснул опять крепким сном. Если же малыш, который заснул в коляске, проснувшись, видит, что его переложили в кровать, то в том, что он пугается и плачет ночью, ничего необъяснимого нет. Ребенок не может повторно заснуть, если не видит повторения той ситуации, в котором он недавно уснул. Вот почему надо с рождения приучать детей спать в своей кровати, в окружении предметов, которые напоминают ему о сне.

Многие мамы радуются, если малыш спит полдня и удивляются тому, что он плохо спит ночью. Очень важно каждый день укладывать ребенка спать днем строго по расписанию, если же он спит более трех часов подряд, то надо разбудить его, чтобы выработать привычку спать ночью, а днем бодрствовать. Ребенок с четырехмесячного возраста начинает спать три часа днем и двенадцать часов ночью, к такому режиму сна и надо стремиться его приучать. В этом возрасте малыши спят обычно днем два раза: около полтора часа до обеда и столько же после полудня.

Спокойствие родителей, их терпение, желание научить ребенка правильному сну очень важно для организации здорового сна ребенка. Состояние мамы, особенно кормящей, полностью передается ребенку. Малыш еще до рождения хорошо понимает, что ее мама обеспокоена чем-то и нервничает. Эта связь сохраняется после рождения и передается ребенку вместе с молоком матери. Если мама спокойная и уверена в своих силах, то малыш редко плачет, хорошо спит и радуется жизни. Поэтому, укладывая ребенка спать, постарайтесь быть спокойными и демонстрируйте своим поведением, что вы любите своего ребенка в любое время, в том числе и тогда, когда он спит.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Продолжительность сна ребенка от 0-3 месяцев. Почему малыш плохо спит ночью?

Одним из самых волнующих тем многих молодых родителей является вопрос: «Сколько должен спать малыш?». Одним родителям кажется, что их ребенок спит слишком много, а другим — совсем мало, а третьи — не знают как заставить ребенка спать ночью. Продолжительность сна ребенка зависит от многих факторов, например, от его эмоционального состояния, от самочувствия, от продолжительности его бодрствования днем. В основном все новорожденные дети спят очень много. Нормой считается, если малыш спит:
— от 1 до 3 недель до 18 часов в сутки;
— от 3 до12 недель до 15 часов в сутки;

В первые три недели малыш просыпается лишь для того, чтобы поесть и не делает больших различий между днем и ночью. Режим дня новорожденного состоит из бодрствования, еды и сна. Когда малыш просыпается, мама переодевает его, если малыш испачкался, меняет подгузник и устраивает ему воздушную ванну. Все это занимает 15-20 минут. Затем мама кормит грудью и если малыш не заснул во время кормления, то можно немного держать его в вертикальном положении. Спит малыш после кормления 3-4 часа подряд, причем продолжительность ночного и дневного сна не отличаются. Поэтому то, что малыш 2-3 раза просыпается ночью, для новорожденного малыша вполне нормальное явление.

В основном новорожденные дети не спят больше 3-4 часов подряд ни днем, ни ночью. Поэтому не стоит стараться приучать новорожденного малыша спать всю ночь подряд. Конечно, такие дети имеются, но это исключение, а не норма. Большинство малышей начинают спать непрерывно всю ночь, только начиная с 6-ти месячного возраста, а некоторые не спят, ни разу не просыпаясь по ночам, до годовалого возраста. Нельзя доводить ребенка до истерики с целью отучить от плохой привычки есть по ночам.

Новорожденный долго не засыпает

Ребенок требует мамину грудь ночью не из-за вредности, он просто хочет удовлетворить свою физиологическую потребность. Врачи рекомендуют кормить новорожденных малышей по первому требованию, такое кормление приносит пользу, как самой маме, так и малышу. Во время кормления ночью гормональный фон у кормящей женщины выравнивается, благодаря выработке особых гормонов, которые успокаивающе действуют на малыша и на маму. Благодаря чему, после кормления они оба засыпают крепким сном. Проблема ночного кормления уйдет в прошлое вместе с тем, как малыш начнет больше бодрствовать.

Уже к возрасту 8 недель у малыша время бодрствования увеличивается, а сна — сокращается. В этом возрасте малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру: внимательно рассматривает лица, свою кроватку, обои, погремушки и т.д. От большого количества информации малыш быстро устает и засыпает. К двухмесячному возрасту дети начинают спать по ночам 5-6 часов не просыпаясь, при условии, если мама спокойна сама и приучила ребенка к режиму сна. Чтобы приучить ребенка правильному режиму сна, соблюдайте следующие правила:

1. Старайтесь не пропускать время, когда малыш должен спать. Обычно дети 6-8 недель не могут бодрствовать более двух часов. Если он не спит больше этого времени, то он переутомляется и уже спит затем неспокойно. Научитесь замечать признаки, которые свидетельствуют о том, что малыш уже желает спать.

2. Старайтесь приучать ребенка начинать понимать разницу между днем и ночью. Днем, когда он бодрствует, не следует ограждать его от шумов и от света. При кормлении разговаривайте с ним, включайте музыку. А ночью во время кормления не включайте яркий свет, соблюдайте тишину и не разговаривайте с малышом. Ребенок должен научиться понимать, что ночью надо соблюдать тишину и спать.

Новорожденный долго не засыпает

3. Приучайте малыша засыпать самостоятельно. Если вы будете каждый раз оставаться рядом с ним до тех пор, пока он не уснет, то вам и ночью придется ждать его засыпания. Поэтому после кормления положите малыша в кроватку и отойдите сами, пусть он засыпает сам.

4. Не надо приучать укачивать малыша перед сном. Если до 8 недель вы регулярно укачиваете малыша, то он не уснет без укачивания и ночью. Если малыш трудно засыпает один в кроватке, а мамин сон крепкий, то лучше положить его рядом с собой в кровать. Совместный сон с родителями очень часто приводит к увеличению продолжительности ночного сна малыша.

5. Соблюдайте ритуал вечернего отхождения ко сну. Приучайте малыша засыпать каждый день после принятия ванны вечером. Это поможет увеличить энергозатраты и нагулять аппетит. Перед сном обязательно проветривайте комнату, где спит малыш. Не оставляйте включенной ночью лампу.

6. Устраните все возможные неприятные для малыша моменты, связанные с неправильным уходом. Например, если малыша беспокоят кишечные колики, то носите его в вертикальном положении и помассируйте животик. Так он освобождается от газов и легче засыпает. Если у малыша опрелости, то лучше не надевайте ему подгузник на ночь. В случае проблем неврологического характера малыш может не спать ночью и постоянно плакать. Такое состояние ребенка требует лечения, в этом случае надо обратиться за помощью к детскому педиатру.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Споры вокруг методов самостоятельного засыпания ребенка всегда раззгораются нешуточные. А почему, собственно? Потому что мамы дают оценку методу лечения нарушения сна не по эффективности, а по принципу «жалко/не жалко», «гуманно/негуманно», «работает/не работает». Кто-то вообще написал, что плохо, когда врачи лезут не в свое дело, т.е. в педагогику.

Так вот. Прежде чем я напишу о принципах обучения детей самостоятельному засыпанию, хочу уточнить одну важную вещь. Обучение ребенка самостоятельному засыпанию относится к методам поведенческой терапии. Терапия = лечение. Более того, я специально попросила нашего уважаемого психиатра, Сергея Владимировича написать пост о том, что такое поведенческая терапия (подробности и ссылки на исследования ищите в оригинале материала). На минуточку, когнитивно-поведенческая терапия — это единственная научно доказанная методика, которая входит в американские гайдлайны работы с поведенческими нарушениями и психическими расстройствами! Эффективность остальных методик, которые так любят психиатры (НЛП, гипноз и пр.), в крупных исследованиях не доказана и до сих пор остается под вопросом.

Ведь мало кто рассуждает, гуманно или не гуманно отрезать человеку целый орган (миндалины или желчный пузырь, например) в случае, если для этого имеются медицинские показания. Можно же довести ситуацию вообще до абсурда: природа лишнего не придумала, раз есть аппендикс, значит, он не лишний. Плюс его удаляют в операционной, под наркозом, а наркоз — это вредно, разлука с мамой в операционной — вредно, отходить от наркоза — слезно, пребывать в стационаре — стресс. Давайте не будем удалять воспаленный аппендикс.

Но все-таки мы понимаем, что есть соотношение польза — риск (которое врач оценивает каждый раз, прежде чем предложить тот или иной метод лечения), и польза от аппендэктомии или удаления желчного пузыря с камнями явно превышает риск от бездействия или осложнений, которые могут возникнуть в ходе операции, или стресса, который неминуемо испытает и взрослый, и ребенок.

Так почему же родители не дают свою личную оценку оперативным или консервативным видам лечения, но бурно обсуждают поведенческую терапию? На мой взгляд, дело в ответственности и вовлеченности родителей в процесс. При проведении операции или назначении медикаментозного лечения ответственность в большей степени ложится на врача. Роль родителей минимальна. А вот в поведенческой терапии ответственность за результаты лечения ложится в равной степени на врача и родителей. Врачу важно грамотно объяснить принципы лечения, грамотно подобрать методику обучения, а родителям важно не делать ошибок и четко следовать инструкции специалиста. Ну а если говорить о вовлеченности в процесс, то тут вся работа в принципе ложится на плечи родителей. Поэтому мамы, будучи потенциально активными участниками процесса, оценивают его, примеряя на себя, и дают личную оценку методу. Наверное, это не плохо.

Вопрос только в том, что публичное высказывание личной позиции (а в большинстве случаев это делают те мамы, у которых в принципе дети спят хорошо, и они просто примеряют на себя приемлемость методики) может травмировать мам, которые эти методики уже применяли или только собираются применять. Я знаю много историй, когда и мама, и ребенок страдали от нарушений сна, но не решались на коррекцию, потому что у них из головы не выходили слова женщин, которые не применяли эти методы, не собирались их применять, у которых вообще дети отлично спят, но они публично оценивали эти методы: «гестапо», «бесчеловечно», «это ж как надо не любить своего ребенка».

Есть даже целые исследовательские работы, которые рассматривают причины, по которым родители предпочитают страдать от нарушений сна ребенка и его последствий (плохое настроение, истерики, снижение внимания и памяти), чем обучать ребенка самостоятельному засыпанию.

Поэтому я хочу еще раз напомнить мамам: при условии правильной работы поведенческая терапия доказанно эффективна и безопасна. И других методов коррекции еще не придумали.

условия и правила засыпания, тем активнее ребенок выражает протест этим изменениям.

Отсюда следуют два вывода:

  1. Самое важное в обучении самостоятельному засыпанию — это подготовка ребенка к новым правилам и условиям для того, чтобы с началом работы по методике изменения были минимальны, а значит, минимальным был и протест малыша. Наша задача до начала обучения — обеспечить ребенку комфортные условия сна, выстроить режим сна и бодрствования согласно возрастным особенностям ребенка (чтобы при попадании ребенка в кроватку он хотел спать), ввести ритуалы засыпания (тем самым действиями показать малышу, что скоро придет время сна). И эта подготовка занимает 90% всей работы над сном малыша.
  2. Чем проще правила, тем они понятнее ребенку (а значит, ребенок примет их в самые короткие сроки), но чем радикальнее изменения условий засыпания, тем ярче протест малыша.

Говоря простым языком, самые быстрые и эффективные методики требуют минимального участия в них родителей (потому что конечной целью является засыпание ребенка без участия взрослых), но сопровождаются бурным протестом малыша. Чем методика мягче (т.е. изменение условий засыпания постепенное), тем более активное участие родителей в процессе требуется, тем менее понятные для ребенка правила засыпания, тем дольше времени ребенку надо, чтобы эти правила усвоить, а значит, эффект от обучения мы увидим позже. Но зато протест малыша будет не таким ярким, как в быстрых методиках.

Нельзя сказать, какая из этих методик лучше, а какая — хуже. Все они работают, у всех есть свои плюсы и минусы. Важно подобрать ту методику, которая будет соответствовать философии воспитания в семье, подходить ребенку по темпераменту и возрасту, а также соответствовать возможностям родителей следовать методике.

Можно не ограничиваться какой-то одной методикой, а комбинировать техники, переходя от мягких к более радикальным.

Спасибо за внимание! С пожеланием сладких снов, детский невролог Островерхова Анна Максимовна

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector