Нормы чтения в 1 классе

🎒 При обучении чтению до школы ( в рамках курса “Подготовка к школе”) мы с вами обязательно смотрим вперед, в тот самый первый класс, к которому и идет подготовка. И нам важно понимать, к чему стремиться.

В первом классе не ставят оценок, это верно. Но тем не менее нормы скорости чтения есть и выглядят они (по ФГОС) так, как указано на картинке.

То есть в первом полугодии на “Просто чудо!” нам надо читать более 20 слов в минуту, а во втором уже более 40.

Прошу понять, что нормы не берутся с потолка, их появление обусловлено тем, что ребенку надо за определенное время на “прочитать, понять и выполнить” домашнее задание. Во втором классе объемы печатного текста вырастут, в третьем тоже. Поэтому скорость чтения должна расти обязательно.📈 Если ребенок читает медленно-надо с этим что-то делать.

Если у вас есть вопросы по скорости чтения вашего ребенка-запишитесь на бесплатную консультацию и я подскажу способы и методы решения проблемы. Запись через личные сообщения в Контакте и Инстаграмм или тут: https://chudo-chado.net/kurs/konsultaciya-po-razvitiyu-rebenka/

Ваша Светлана Кононова

Зачем готовить руку к письму? Ну прежде всего затем, чтобы ребенок не испытывал трудностей при обучении. Это важно при подготовке к школе. Письмо-это сложный навык, который требует напряжения мелких мышц кисти. А если они нетренированные,…

Мamepиaлы: — Кoнсmpукmop — Скomч — Нoжницы — Нaпeчamaнныe слoвa и буквы Хoд paбomы: Измepяeм длину и шиpину кoнсmpукmopныx блoкoв Дeлaeм нa кoмпьюmepe кapmoчки с буквaми и слoвaми Рaспeчamывaeм и выpeзaeм иx Кpeпим нa кoнсmpукmopныe…

Вот такие стихи вы можете использовать в своих занятиях с ребенком, знакомя его с буквами. БУКВА «А» Всем известна буква «А» — Буква очень славная. Да к тому же буква «А» В алфавите главная. ***…

Нормы чтения в 1 классеСейчас многие дети идут в школу, уже умея читать. И только некоторые учатся этому в 1 классе. Тем не менее, в первом полугодии первого учебного года проходит начальная проверка техники чтения. Давайте сначала разберемся с этим понятием. Под техникой чтения родители чаще всего понимают количество слов, которое читает (произносит) ребенок за 1 минуту. Но это только одна составляющая. Учитель еще обращает внимание на правильность чтения слов, выразительность (соблюдение знаков препинания), степень понимания прочитанного текста. С течением учебного года дети учатся читать лучше, соответственно должна постепенно повышаться техника чтения каждого ребенка

Есть определенные, утвержденные нормы техники чтения в 1 классе.

Нормативы техники чтения в 1 классе:

  • первое полугодие – 25-30 слов в минуту;
  • второе полугодие – 30-40 слов в минуту.

Подчеркнем, что это ориентировочные нормы техники чтения по ФГОС.

В первом классе оценки не ставят. Но если вам интересно оценить результат вашего ребенка, то можно сделать это следующим образом:

  • оценка «5» — более 40 слов в минуту;
  • оценка «4» — от 31 до 40 слов в минуту;
  • оценка «3» — от 25 до 30 слов в минуту;
  • оценка «2» — менее 25 слов.

Еще раз напомним, что количество прочитанных слов – не единственный показатель техники чтения. Учитель также обратит внимание на правильность произношения слов/ошибки, читает ученик простые слова целиком или по слогам, делает ли паузы в конце предложения, выделяет ли интонацией знаки препинания.

Проверка техники чтения дома

Если вы хотите проверять соответствие техники чтения вашего ребенка нормам в течение всех следующих классов начальной школы в домашних условиях, выбирайте тексты, подходящие возрасту. Для первоклассника это должны быть простые тексты с коротким предложениями, короткими словами. После прочтения текста, попросите рассказать ребенка о том, что он прочитал. По необходимости задайте наводящие вопросы.

Родители, которые заботятся об успехах своих детей в учебе, задумываются о том, как помочь ребенку читать в соответствии с нормой техники чтения в первом классе.

Необходимо понять, что скорость – это только один из параметров, которыми характеризуется чтение. Не менее важны: способность понимать прочитанное, умение выразительно читать вслух, умение читать про себя. Поэтому нужно развивать всё в совокупности.

Для того, чтобы научиться хорошо читать, нужно, чтобы ребенок полюбил чтение и книги. Вот несколько подсказок, как можно способствовать этому:

  1. Читать детям вслух. С детками постарше весело и полезно читать по ролям, особенно если книга захватывающая.
  2. Покупать качественные книги, соответственно возрасту. Задача родителя обращать внимание не только на содержание (хотя это тоже, без сомнения, важно), но и на оформление. Чем младше ребенок, тем больше должно быть иллюстраций, крупнее буквы.
  3. Предлагайте книги, в соответствии с интересами ребенка. Если соседка рассказала, что ее сыну очень понравилось читать Карлсона, а вашему ребенку не интересно и больше хочется читать про машины, уступите. Нормы чтения в 1 классеПусть читает то, что ему интересно. Вы же хотите, чтобы он полюбил чтение, а не наоборот? Также обратите внимание на то, что в то время, когда ребенок еще только учится читать, большие тексты ему осилить трудно. Поэтому нужны интересные книги, где много картинок, меньше текста. Например, комиксы. Или детские энциклопедии — основной текст энциклопедии читать еще трудно, но ребенок может рассматривать картинки, читая подписи к ним.

Дети многому учатся у своих родителей. Если в семье читающие взрослые, то дети тоже привыкают к тому, что книги – друзья человека. Читайте сами!

Количество прочитанных слов – один из показателей, по которым определяют уровень развития маленького ребенка. Вы можете помочь своему малышу развить скорость чтения.

Сколько слов в минуту должен читать первоклассник

К приходу в школу бывшей детсадовец должен уметь считать до 20, определять геометрические фигуры и знать растения, которые растут в его местности. А вот требований к чтению для будущего школьника нет.

Такие требования возникают только во время учебы. Впервые скорость чтения проверяют через полгода после начала обучения. В советские времена к концу первого класса ребенок должен был читать не менее 47 слов в минуту, чтобы получить «отлично», сейчас этот показатель снизили до 40 слов.

Какая норма чтения в начальной школе

В Европе оценивают не скорость чтения, а другие показатели. Российское образование также постепенно к этому движется. Сейчас учителя учитывают следующие показатели:

  • выразительность чтения и умение расставлять логические паузы;
  • осознание сути прочитанного;
  • умение соединять логические части прочитанного;
  • способность анализировать текст;
  • воспроизведение целостных слов, а не букв или слогов;
  • четкость произношения звуков.

Впрочем, скорость чтения пока все равно измеряют и ставят за нее оценки. Ко второй четверти первоклашка должен читать более 20 слов в минуту на оценку «5», к третьей – более 36 слов, к четвертой – более 40 слов. Для оценки «4» достаточно 16, 26 и 31 слова соответственно.

Как научить ребенка читать к 1 классу

Если вы хотите, чтобы ребенок быстро и хорошо читал в начальной школе, начинайте обучать его этому заранее. Вот несколько упражнений для дошколят, которые повысят скорость чтения:

  • Соревнование. Предложите малышу посоревноваться, кто сможет прочитать текст быстрее. Засеките время и по очереди прочитайте текст на скорость. После этого вместе проанализируйте, кто из вас какие ошибки допустил.
  • Изменение темпа чтения. Учите малыша читать в разном темпе. Сначала пусть прочитает текст очень быстро, затем медленно и выразительно.
  • Чтение с помехами. Соорудите из бумаги своего рода маятник и водите им по странице перед читающим ребенком. Это поможет ему воспринимать весь текст целиком, а не отдельные его части. Также такое упражнение тренирует фантазию, ведь ребенку нужно додумывать те части текста, которые он не видит.

Главное, не заставляйте ребенка читать через силу. Так вы только отобьете у него желание заниматься.

Не волнуйтесь, если ваш малыш читает медленнее, чем нужно. Прививайте ему любовь к литературе, и тогда он обязательно научится читать быстро, выразительно и осознанно.

  • норма
  • количество

Сегодня читают

Комментарии

  • О проекте
  • Реклама
  • Медиакит
  • Пользовательское соглашение
  • Условия проведения конкурсов
  • Карта сайта

«Сетевое издание «Woman’sDay.ru (ВумансДей.ру)» Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-67790, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 декабря 2016 г. 16+.

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Дудина Виктория Жоржевна

Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.

Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

Нормы чтения в 1 классе

Сегодня наши дети уже практически с пеленок обучаются английскому языку, с годовалого возраста они уже становятся пользователями ноутбуков и компьютеров на пару с мамой или папой, а в 3 года уже знают практически все буквы и еще за несколько лет до школы могут читать по слогам. Все эти навыки и умения, конечно же, очень индивидуальны, но любящие родители не только прилагают все усилия для развития своего малыша, но и время, финансы и даже здоровье.

Как научить ребенка читать?

Сегодня существует огромное количество школ раннего развития, в которые детей начинают водить уже после достижения года-полтора. Правда, психологи и педагоги не очень приветствуют такой темп в получении малышом такого объема знаний в столь раннем возрасте.

Придет время и ребенок всему этому научится в детском саду и школе. Недаром ведь педагоги и методисты обдумывают и составляют программы для дошкольного и школьного обучения.

Чтобы сдать технику чтения, которая необходима для поступления в школу, необходимо научить ребенка читать. Но как это сделать? Давайте попробуем разобраться.

Изучаем гласные

Итак, для начала выучите с ребенком только гласные буквы. Для этого можете воспользоваться табличками, которые будут содержать гласный звук и рисунок, обозначение которого начинается на него (например: «Айболит», «улитка», «обезьяна», «ишак», «ёжик», «енот», «юла», «яблоко», «эскимо»). Табличку с буквой «ы» стоит оставить без рисунка. Это поможет освоить ребенку первое правило: «Слов, начинающихся на «Ы» не существует!»

Стоит произносить и пропевать эти звуки регулярно вместе с ребенком, а потом просить его сделать это самостоятельно. Когда он выучит все гласные и будет без проблем их произносить, попросите малыша произнести два гласных вместе. Например: «у-а», «а-о», «а-у», «и-е».

Читаем слогами

После того как ребенок изучил все гласные буквы, необходимо переходить на чтение слогов и маленьких слов. Можно учить ребенка читать по букварю, но это не является лучшим вариантом. Подберите небольшие слова из 3 букв, или слова, имеющие одинаковые слога (например: «мама», «папа») и произносите их вместе с ребенком до тех пор, пока он не будет это делать самостоятельно.

Стоит изучать согласные буквы по очереди. Сначала изучаем одну согласную букву, читаем с ней слова до того момента, пока вы не увидите, что ребенок хорошо ее запомнил. После этого переходим на изучение следующего.

Читаем большие слова, словосочетания, предложения

После изучения всех букв алфавита переходите на чтение более сложных слов, словосочетаний, предложений. Читать с ребенком необходимо ежедневно в течении 10-15 минут. Эта процедура будет постоянно улучшать его знания умения и навыки в чтении.

Нормы чтения в 1 классе

Нормативы техники чтения

Одними из важных норм определения степени развития ребенка являются нормативы техники чтения. Скорее всего и мамы и папы помнят те заветные 47 слов в минуту, которые мы должны были прочитать под стекающее время в песочных часах в первом классе. В принципе, сегодня нормативы техники чтения в 1 классе не очень изменились.

Для того чтобы определить технику чтения, ребенку дается текст и одна минута на его прочтение, а затем подсчитывается количество прочитанных слов. По истечении первого полугодия обучения в школе ребенок уже должен прочитывать не менее 20-25 слов в минуту с четким проговариванием слогов и слов.

Во втором полугодии этот норматив повышается до 35-40 слов в минуту, при этом чтение должно быть полностью осознанным, а в тексте допускается присутствие слов сложной слоговой структуры, которые разрешается еще прочитывать по слогам.

Поэтому не мучайте своего малыша чтением еще в детском саду, позвольте побыть ему как можно больше ребенком, а вундеркиндом он себя проявит и в школе.

Нормы чтения в 1 классе

Развивающие игры для детей

Для того чтобы ребенок быстрее учился читать, ему необходимо параллельно развивать память, логику, мышление. Именно для этого и созданы развивающие игры, которые делятся на группы.

Виды развивающих игр:

  • познавательные игры
  • игры на развитие внимания
  • игры на развитие мышления
  • игры на развитие памяти
  • игры на развитие логики

С помощью развивающих игр ребенок будет познавать мир, пополняя свой словарный запас. К наиболее известным познавательным играм относятся: «Продуктовый магазин», «Школьный портфель», «Веселые вопросы. Зверята», «Насекомые», «Чьи следы», «Профессии» и др.

Развивающие игры помогают ребенку усовершенствовать его внимание и память. Эти игры помогают быстрее выучить буквы и научится читать. К самым распространенным относятся: «Найди отличия», «Собери зверюшку», «Бабочки», «Лабиринт», «Кошки-мышки» и т.д.

С помощью игр на логику ребенок учится сопоставлять, анализировать, сравнивать полученную информацию. К наиболее распространенным относятся: «Дополни рисунок», «Судоку», «Мозаика», «Асоциации», «Веселая карусель» и т.д.

Чтобы ребенок научился хорошо читать, необходимо с ним интенсивно заниматься. Во-первых, необходимо изучать буквы и читать. Во-вторых, нужно развивать логику, мышление, память, внимание, познание. Именно это поможет вашему ребенку сдать технику чтения в школе на оценку отлично.

Нормы чтения в 1 классеСейчас многие дети идут в школу, уже умея читать. И только некоторые учатся этому в 1 классе. Тем не менее, в первом полугодии первого учебного года проходит начальная проверка техники чтения. Давайте сначала разберемся с этим понятием. Под техникой чтения родители чаще всего понимают количество слов, которое читает (произносит) ребенок за 1 минуту. Но это только одна составляющая. Учитель еще обращает внимание на правильность чтения слов, выразительность (соблюдение знаков препинания), степень понимания прочитанного текста. С течением учебного года дети учатся читать лучше, соответственно должна постепенно повышаться техника чтения каждого ребенка

Есть определенные, утвержденные нормы техники чтения в 1 классе.

Нормативы техники чтения в 1 классе:

  • первое полугодие – 25-30 слов в минуту;
  • второе полугодие – 30-40 слов в минуту.

Подчеркнем, что это ориентировочные нормы техники чтения по ФГОС.

В первом классе оценки не ставят. Но если вам интересно оценить результат вашего ребенка, то можно сделать это следующим образом:

  • оценка «5» — более 40 слов в минуту;
  • оценка «4» — от 31 до 40 слов в минуту;
  • оценка «3» — от 25 до 30 слов в минуту;
  • оценка «2» — менее 25 слов.

Еще раз напомним, что количество прочитанных слов – не единственный показатель техники чтения. Учитель также обратит внимание на правильность произношения слов/ошибки, читает ученик простые слова целиком или по слогам, делает ли паузы в конце предложения, выделяет ли интонацией знаки препинания.

Проверка техники чтения дома

Если вы хотите проверять соответствие техники чтения вашего ребенка нормам в течение всех следующих классов начальной школы в домашних условиях, выбирайте тексты, подходящие возрасту. Для первоклассника это должны быть простые тексты с коротким предложениями, короткими словами. После прочтения текста, попросите рассказать ребенка о том, что он прочитал. По необходимости задайте наводящие вопросы.

Родители, которые заботятся об успехах своих детей в учебе, задумываются о том, как помочь ребенку читать в соответствии с нормой техники чтения в первом классе.

Необходимо понять, что скорость – это только один из параметров, которыми характеризуется чтение. Не менее важны: способность понимать прочитанное, умение выразительно читать вслух, умение читать про себя. Поэтому нужно развивать всё в совокупности.

Для того, чтобы научиться хорошо читать, нужно, чтобы ребенок полюбил чтение и книги. Вот несколько подсказок, как можно способствовать этому:

1. Читать детям вслух.С детками постарше весело и полезно читать по ролям, особенно если книга захватывающая.

2. Покупать качественные книги, соответственно возрасту. Задача родителя обращать внимание не только на содержание (хотя это тоже, без сомнения, важно), но и на оформление. Чем младше ребенок, тем больше должно быть иллюстраций, крупнее буквы.

3. Предлагайте книги, в соответствии с интересами ребенка.Если соседка рассказала, что ее сыну очень понравилось читать Карлсона, а вашему ребенку не интересно и больше хочется читать про машины, уступите. Нормы чтения в 1 классеПусть читает то, что ему интересно. Вы же хотите, чтобы он полюбил чтение, а не наоборот? Также обратите внимание на то, что в то время, когда ребенок еще только учится читать, большие тексты ему осилить трудно. Поэтому нужны интересные книги, где много картинок, меньше текста. Например, комиксы. Или детские энциклопедии — основной текст энциклопедии читать еще трудно, но ребенок может рассматривать картинки, читая подписи к ним.

Дети многому учатся у своих родителей. Если в семье читающие взрослые, то дети тоже привыкают к тому, что книги – друзья человека. Читайте сами!

Нормы чтения в 1 классе

Всем большой привет! Как вы думаете, откуда учителя берут цифры для того, чтобы оценивать технику чтения школьников? Может быть, они придумывают эти цифры сами? Или это идея директора учебного заведения? Или все зависит от настроения педагога? Вряд ли.

Я тут поузнавала. Оказывается, проверяется техника чтения в начальной школе по ФГОС. Это он все придумал, и прописал все нормативы, и указал учителям, кому двойки ставить, а кому пятерки.

Мы конечно не учителя (в большинстве своем) и в дневники ничего ставить не должны. Но знать о результатах, которых ожидают от наших детей, обязаны.

Показатели техники чтения

Итак, государственный стандарт устанавливает для учеников различные нормативы по чтению. Они зависят от того, в каком классе учится школьник.

Нормы чтения в 1 классе

Хочу отметить, что технику чтения проверять – это вам не просто скорость подсчитывать. Нужно учесть и такие параметры как:

  • способ (читает ученик по слогам или целыми словами);
  • осознанность (ученик понимает или не понимает, то что он прочитал);
  • выразительность (правильно ли школьник ставит ударения, соблюдает ли интонационные паузы);
  • правильность (с ошибками читает или без).

Для первоклашек

Нормы чтения в 1 классе

В 1 классе оценки за контрольное чтение не ставят. Им вообще их не ставят, так как считается, что эти цифры травмируют детскую психику. Но это не значит, что таких проверок не будет. Будут! И не раз!

В начале учебного года, в конце первого полугодия (декабрь) и в конце второго (май). Делается это для того, чтобы в динамике увидеть развитие читательского навыка, без которого в школе никуда.

Оценить первоклашку учитель может, нормативы для первых классов имеются. Педагог чисто для себя оценку ставит и для нас, чтобы все были в курсе событий.

Итак, разрешите вам представить нормативы для самых маленьких школьников.

Начнем со скорости чтения и оценок (циферки, которые вы видите в табличках — это количество слов):

Нормы чтения в 1 классе

Давайте узнаем, как должен читать второклассник, чтобы в дневнике поселилась пятерка?

Нормативы скорости чтения:

Нормы чтения в 1 классе

Нормы чтения в 1 классе

В 4 классе вообще все серьезно!

Как быть, если маленькому школьнику никак не удается достичь верхнего значения норматива? Для начала нужно понять, что чтение – это не то, что дано нам свыше, как талант, например. Это навык. А навыки имеют обыкновение развиваться с помощью упорных тренировок.

Нормы чтения в 1 классе

Так что ж, теперь придется без конца сидеть за столом в обнимку с книжкой и читать? Нет. Существует масса упражнений для улучшения показателей по всем фронтам. Здесь главное не лениться. И, конечно же, здесь многое зависит от нас с вами, от родителей.

А родителям иногда тоже нужна мотивация, для того, чтобы в свою очередь замотивировать ребенка на занятия.

Для меня такой мотивацией является знание о том, что чем быстрее читает человек, тем более умным, сообразительным, интересным и ярким он становится. И я от души желаю этого своим детям. И вашим ребятишкам тоже.

Друзья, хочу порекомендовать вам интересный тренинг, созданный специально для родителей младших школьников «Все секреты быстрого чтения» . Для того, чтобы догнать и даже перегнать установленные нормативы не нужно совершать подвигов. Достаточно всего 30 минут в день.

А еще желаю вам не останавливаться на достигнутом. 120 слов за 60 секунд – не предел! Можно читать и 300, и даже 400 слов в минуту. Но это уже скорочтение получается! Очень интересная штука. Я им занималась и мне есть, что рассказать. Торжественно обещаю посвятить скорочтению отдельную статью на блоге!

Но вот такие результаты мне и не снились! Я и не подозревала, что так вообще бывает. В общем, друзья, нам есть куда стремиться! Смотрите видео и удивляйтесь!

Жду ваших комментариев по этой важной теме. Давайте делиться опытом!

Прощаюсь до новых встреч на страницах блога «ШколаЛа»!

Нормы чтения в 1 классе

Современные первоклассники приходят в школу достаточно подготовленными: они умеют считать, читать по слогам, а некоторые даже писать. При этом данные навыки не являются обязательными для приёма в школу. Но после первого года обучения знания, умения и навыки учащегося должны соответствовать ряду требований, главным из которых является способность малыша читать на скорость.

Содержание Свернуть

Показатель скорости чтения в первом классе

Отечественные школы, принимая ребёнка в школу, предъявляют к бывшему детсадовцу следующие требования:

  • умение прямого и обратного счёта от 1 до 20;
  • знание элементарных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);
  • различать листья и плоды деревьев и кустарников, характерных для данной местности.

Умение читать приветствуется, но не требуется. При этом уже после первого полугодия оценка скорости чтения становится основным показателем успеваемости малыша. В советское время этот показатель носил название «песочные часы»: за одну минуту, которая необходима, чтобы пересыпался песок, ребёнок должен был прочитать минимум 47 слов. Сейчас этот показатель уменьшился до 40. По скорости и качеству чтения можно судить о том, насколько хорошо первоклассник усваивает информацию, умеет выстраивать логические цепочки в прочитанных предложениях, анализирует смысл прочитанного.

Требования к качеству текстов

Выдающийся поэт А.С. Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение!»

Для того чтобы объективно оценить скорость чтения первоклассника и его способность осмыслить прочитанное, к текстам предъявляется ряд требований:

  • постепенное усложнение смысловой стороны;
  • первые образцы для чтения должны состоять из простых двусложных слов с повторяющимися гласными (ка-ша, ма-ма);
  • усложнение материала начинается с появления многосложных слов;
  • к середине третьей четверти добавляются слова с шипящими;
  • в конце года дети должны читать стихотворные тексты.

Нормы

Определение норм в освоении тех или иных навыков – это особенность советской и постсоветской педагогической системы. В западной и американской педагогике не существует конкретных цифр, определяющих уровень развития малыша. Их образовательные схемы строятся на определении качества материала, предложенного для обучения. Российский образовательный стандарт (ФГОС) в последней редакции также не даёт конкретных цифр скорости чтения. Он предъявляет только требования к качеству:

  • выразительность (умение ставить смысловое ударение, делать необходимые паузы);
  • осознанность (понимание сути прочитанного и соответственное изменение интонации, смысловых акцентов текста или предложений);
  • умение логически соединять прочитанные слова и предложения;
  • способность анализировать прочитанное (на уровне оценки действий или поступков, о которых идёт речь);
  • воспроизведение слов, а не букв или слогов в процессе чтения;
  • чёткое произнесение всех звуков в словах.

При этом программы, по которым идёт обучение в школах, дают цифровые нормы скорости чтения в первом классе, начиная с конца первого полугодия.

Таблица норм скорости текста для первоклассника

Как помочь ребёнку научиться читать быстро

Отклонение от нормы в 5-6 слов не считается серьёзным. Показатель на конец года составляет больше 40 слов за 60 секунд, но при этом нужно понимать, что такое количество слов даёт лишь понимание фактической стороны текста, осознание смысла приходит, когда скорость достигает 60 и более слов. Скорость чтения свыше 90 слов позволяет глубоко анализировать прочитанное.

Нормы чтения в 1 классе Родители обязательно должны читать вместе с ребёнком

Скорость чтения зависит не только от того, насколько хорошо малыш усваивает учебный материал и вникает в его суть. Немаловажную роль играет темперамент ребёнка, то, как быстро он включается в ту или иную деятельность. Если ваш малыш не особенно быстро читает, не стоит расстраиваться по этому поводу. Гораздо важнее, насколько хорошо он понимает смысл того, о чём читает. Однако для того, чтобы успеваемость не снижалась из-за плохих оценок, регулярно тренируйте с ребёнком скорость чтения. Для этого:

  1. Устраивайте соревнования «кто быстрее» (засеките время и предложите ребёнку прочитать текст, потом прочтите его сами, обсудите, у кого какие недостатки и достоинства были в чтении);
  2. Учите своего первоклассника читать в разном темпе (это, к тому же, отлично тренирует выразительность);
  3. Читайте с помехами (заведите метроном или сделайте из бумаги «пилу» — такие нехитрые приёмы научат мозг ребёнка не только видеть текст целиком, но и додумывать по смыслу ту информацию, которая находится в поле помех).

Чтение на скорость остаётся основным показателем успеваемости школьника младших классов. Психологи рекомендуют регулярно тренировать навыки чтения, добиваясь качества усвоения прочитанного материала, не акцентируя внимание на скорости. Постепенно, когда малыш научится воспринимать слова целиком, а не по буквам или слогам, придёт и наращивание темпа.

Нормы техники чтения

Нормы чтения в 1 классе
Что понимают под техникой чтения?

Чтение — это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:

1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста;
2) техническую (подчиненную смысловой, обслуживающей ее) — скорость (темп), правильность и выразительность чтения.

Осмысленность чтения предполагает понимание читающим:

  • значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
  • содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
  • содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
  • основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Правильность чтения

выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает: замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста.

Выразительность чтения

проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико- грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно. И наконец, самое важная, по мнению детей и родителей, характеристика чтения:

Скорость (темп) чтения

характеризуется количеством слов, произносимых в минуту.

Ориентировочные показатели по скорости чтения в начальных классах

  • 1 полугодие: 25 — 30 слов в минуту
  • 2 полугодие: 30-40 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения – от 60 слов в минуту.
  • 1 полугодие: 40-50 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения- 85-90 слов в минуту.
  • 2 полугодие: 50-60 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 90-95 сл./мин.
  • 1 полугодие: 60-70 сл./мин.
  • 2 полугодие: 70 80 сл./мин.
  • В классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 95 – 105 сл./мин. Темп чтения про себя на 20 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.
  • 1 полугодие: 80-90 сл./мин
  • 2 полугодие: 100-120 сл./мин.
  • Темп чтения про себя на 50 и более слов быстрее, чем при чтение вслух.

Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов). Для повышения техники чтения необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.
Нужно отметить, что представленные нормы скорости чтения едины для всех, но, к сожалению, при этом не учитываются ни тип нервной системы (флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник), ни речевая подготовка к овладению письменной речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка.
Кроме того, необходимо также иметь в виду, что сама процедура проверки техники чтения вызывает у многих детей страх и состояние стресса, которые конечно отражаются на результатах. Это относится и к темпу чтения, и к осмыслению читаемого и к количеству ошибок, допущенных при чтении. Конечно важно, чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Это залог дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе.

В.Н.Зайцев считал, что оптимальная скорость чтения – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Скорость чтения, по мнению Зайцева, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справиться с письменными заданиями за 1 час, то ежедневное домашняя работа будет занимать 3-4 часа. Если добавить к этому 6-7 часов, в течение которых ученик был в школе, то получится, что рабочий день среднего школьника равен, в лучшем случае, 9, а то и 11 часам. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать. Исходя из такого несложного подсчета, трудно переоценить значение уроков чтения.
От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большинство учеников имели скорость чтения не ниже 110-120 слов в минуту. Но при этом читали осознанно, правильно, выразительно.

Источник: РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Нормы чтения в 1 классе

Техника чтения. Нормы техники чтения в начальной и средней школе

Рано или поздно, самостоятельно или с посторонней помощью, ребенок начинает читать. Есть дети, которые при поступлении в 1 класс читать уже умеют, но есть и такие, которые начинают обучаться этому только в школе. И вот с поступлением в школу в жизни каждого школьника появляется такое понятие как техника чтения.

Как проверить технику чтения?

Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:

  • осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
  • скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени);
  • способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
  • выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);
  • правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).

Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную составляющую техники чтения.

Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у детей? Технику чтения в начальных классах нужно проверять более двух раз в год. Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.

Как выбрать текст для проверки техники чтения?

  • Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты, согласно рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку, но понятен. Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих конструкций или знаков.
  • Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались.
  • Текст должен быть размещен на одной странице.

Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать.

Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов по тексту.

Если ребенок переволновался и во время проверки часто запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники чтения на другое время и организовать проверку в форме игры.

Нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС (ориентировочно)

  • Техника чтения в 1 классе

В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.

1 полугодие

Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.

Темп чтения — 25-30 слов в минуту.

2 полугодие

Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.

Темп чтения — 30-40 слов в минуту.

  • Техника чтения во 2 классе

1 полугодие

Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение.

Темп чтения — 40-50 слов в минуту.

2 полугодие

Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений.

Темп чтения — 50-60 слов в минуту.

  • Техника чтения в 3 классе

1 полугодие

Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.

Темп чтения — 60-70 слов в минуту.

2 полугодие

Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.

Темп чтения — 70-80 слов в минуту.

  • Техника чтения в 4 классе

1 полугодие

Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.

Темп чтения — 80-90 слов в минуту.

2 полугодие

Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.

Темп чтения — 100-120 слов в минуту.

  • Техника чтения в 5 классе

Наблюдение за техникой чтения рекомендуется проводить и в 5 классе. Однако такая проверка уже не носит характер контроля, так как преследует совершенно иные цели обучения. В 5 классе при проверке техники чтения акцент необходимо делать не на скорость чтения, а на продуктивность (техника и осмысленность).

Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС

Ссылка на основную публикацию