Когда у ребенка полностью формируется череп

Сразу нужно сказать, что в большинстве случаев форма головы не влияет на формирование функций и на развитие ребенка.

Существуют состояния, при которых форма черепа изменена — и это связано с серьезными проблемами. Как правило, такие состояния врачи не пропускают, и мы не будем о них говорить.

Во всех остальных случаях это в большей степени «косметическая» проблема. Форма черепа малыша постепенно изменяется и приходит в норму. Причина тому — особенность строения черепа у новорожденного ребенка. Кости черепа у младенца мягкие. Это прихоть природы и необходимость, так как во время прохождения через родовые пути череп сдавливается, и подвижность костей черепа играет большую роль в этом процессе. Для этого у нас при рождении есть все, например, роднички. Все это служит нам добрую службу во время родов, но может принести беспокойство в последующем.

Если ребенок часто находится в одном положении, то форма черепа у него может изменяться, так как происходит длительное давление на кости. Если ребенок много лежит на спине, у него может уплощаться затылок. При асимметрии мышечного тонуса у ребенка голова может быть повернута в одну сторону, и это тоже приводит к изменению формы черепа. Такое бывает при кривошее. Гематомы после родов также могут привести к изменению формы черепа.

Кривошея у ребенка

Если у ребенка кривошея, то тут нужно обращаться к специалистам: остеопату или массажисту. В этом случае рекомендуют часто менять позицию ребенка, чтобы он как можно меньше находился в одном положении.

В этом случае я могу дать несколько рекомендаций родителям.

  • Очень важно часто менять положение ребенка именно днем. Если вы решите заняться этим ночью, то это приведет к тому, что не выспитесь ни вы, ни ребенок.
    Ночь — это время для сна, а не для коррекции. Днем вы можете много носить ребенка на руках, и это уже является профилактикой.
    Чаще подносите ребенка к тем предметам, которыми он интересуется. Причем именно той стороной, в которую он с трудом поворачивает голову. Это будет самый эффективный способ.
    Помните, что когда ребенок находится у вас на руках, не бывает статики: ведь вы постоянно меняете положение ребенка, и именно так действовать рекомендуют специалисты.
  • Можно лежать с ребенком на боку. Если ребенок лежит на спине, то укладывайте его в свои руки так, чтобы голова находилось по средней линии — и ребенок смотрел вперед.
    Именно зрительная фиксация лучше всего учит ребенка удерживать голову по средней линии.
    Динамика, укладки в сочетании с массажем или остеопатическими манипуляциями дают хороший и быстрый результат.

Плоский затылок у ребенка

Уплощенный затылок чаще всего бывает у ребенка, когда он лежит часто на спине и опирается на заднюю часть головы. Такое часто бывает при повышенном тонусе мышц спины. Тогда происходит длительное и мощное давление на кости черепа, и затылок уплощается.

В данном случае рекомендации не отличаются от тех, что были даны выше при кривошее: массаж, остеопат и частая смена положения, которую проще всего обеспечить при ношении ребенка на руках.

Изменение формы черепа не оказывает влияния на развитие ребенка и формирование его мозга. Другое дело — привычка поворачивать голову. Ребенок развивается и учится фиксировать взгляд, а также дотягиваться до игрушек.

Влияет ли форма головы на общее развитие ребенка

Так вот, если он привык смотреть в одну сторону, то, скорее всего, он будет чаще использовать одну руку. У него возникнет привычка все делать с одной стороны. Эта особенность закрепляется в моторике и поведении ребенка. Все сенсорные системы «записывают» этот способ как правильный, и ребенок стремится в привычное положение.

Даже если родители справились с мышечными проблемами у младенца, то это не гарантирует, что он станет поворачивать голову в обе стороны.

Поэтому одновременно с укладками и массажем нужно еще и учить ребенка фиксировать взгляд.

Мало уложить ребенка на валики, важно еще, чтобы он проявил интерес к процессу и был активным. Тогда через некоторое время он будет самостоятельно менять положение, выбирать разные позы. Изначально это требует большего внимания со стороны взрослых, но потом дает отличные результаты: ребенок будет переворачиваться в обе стороны, симметрично ползать, ему будет проще осваивать все моторные навыки. Кстати, родителям не придется переживать об искривлении позвоночника в школьные годы.

Подводя итог, можно сказать, что измененная форма черепа ребенка — это симптом. Причину нужно выяснять и предпринимать действия, которые помогут ребенку.

Я рассмотрел только несколько причин, которые приводят к изменению формы черепа, но бывают и другие: рахит, эндокринные проблемы, генетические аномалии, обменные нарушения.

Во всех этих случаях нужно обращаться к врачам, и без медикаментозного сопровождения в большинстве случаев не обойтись. Возможно, понадобится сформировать особую диету для кормящей мамы. И в таких ситуациях я рекомендую прийти на прием к педиатру, который направит к нужному специалисту.

Статья опубликована на сайте letidor.ru>>Letidor.ru – онлайн-проект для современных и умных родителей с активной жизненной позицией.

Первый год жизни малыша — это фундамент для успешного будущего. Удивительно, но именно в этом возрасте мы получаем первый опыт успешности, принимаем свои первые решения, начинаем верить в себя и свои силы.

Для родителей самых маленьких, основываясь на наиболее частых вопросах, задачах и переживаниях мам и пап, я создал цикл мини-лекций про малышей от 0 до 3-х лет «Онлайн-азбука. Действительно важное».

Онлайн-азбука — это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям.

Обратите внимание на пакет «Спецпредложение», куда входит онлайн-Азбука с обратной связью, онлайн-курс «Массаж и гимнастика от 0 до года» и онлайн-курс «Естественное развитие ребенка». Это оптимальный вариант для родителей малышей!

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.

Форма головы у новорождённых отличается – это связано с видоизменением несросшихся черепных костей при прохождении по родовым путям или неправильным обращением с ребёнком. Обычно первоначальная форма головы младенца – продолговатая. Череп остается мягким на протяжении 40 недель – это помогает минимизировать риск получения травм и позволяет мозгу развиваться. В среднем видоизменения черепа происходят в возрасте до года.

Когда у ребенка полностью формируется череп

Нормальная форма головы у новорождённых

Спустя 2–5 суток после рождения ребёнка акушер замеряет от линии бровей до затылочного бугра – полученное значение колеблется от 32 см до 38 см.

Выделяются 2 приемлемых разновидности строения черепа у грудничка, рождённого естественным путём:

  1. Долихоцефалическая форма. Особенности – вытянутая от подбородка к затылочной области голова. Встречается у детей, рождённых головой вперёд. Если нет иных патологий, яйцевидная голова в короткие сроки приходит в норму и не влияет на здоровье ребёнка.
  2. Брахицефалическая форма. Приплюснутый тип черепа, голова вытянута по направлению ото лба к затылочной области. Свойственно для ягодичного предлежания эмбриона.

После кесарева голова детей отличается правильной круглой формой. В результате негативного воздействия внешних факторов в первый месяц жизни у младенца возникают вмятины на голове или уплощения.

Когда у ребенка полностью формируется череп

Размеры нормальной окружности головы у младенца после рождения больше на 2 см, чем грудная клетка. К 4 месяцам эти значения становятся равными, в год показатель груди становится на 2 см больше головы. Дети, рождённые раньше срока, имеют большую по размерам голову в сравнении с грудью.

При движении плода по родовым путям может возникнуть родовая опухоль, представляющая собой отёк головы. Если при родах не было осложнений, образование малозаметно и чаще всего проходит в течение 6 дней. При обширном отёке требуется – обследование у доктора.

Несимметричность черепа бывает осложнена кефалогематомой. Травма проявляется в виде выпирающей шишки и обусловлена кровоизлиянием между надкостницей и черепными костями. Распространённая причина появления – несоответствие размера младенца размерам материнских родовых путей. Если диаметр шишки не превышает 2 см, она рассосётся в течение 2–3 месяцев. Если шишка имеет большой размер, требуется вмешательство квалифицированных специалистов.

Отклонения от нормы

В ряде случаев кривой череп у ребёнка свидетельствует:

Наименование Характеристика
Плагиоцефалия Подразделяется на лобную и затылочную формы. Характеризуется асимметрией черепа со скошенным затылком из-за продолжительного давления на голову младенца извне. Иногда на уплощении затылка появляются залысины
Акроцефалия Голова младенца имеет вытянутую форму по причине преждевременного сращивания межчерепных швов
Скафоцефалия У ребёнка отмечается выпуклый сверх нормы лоб и затылок в результате быстрого окостенения костей черепа

Нормальное увеличение черепа – 1,5–2 см в месяц.

Когда у ребенка полностью формируется череп

Более быстрый или медленный рост объёмов головы свидетельствует о развитии таких отклонений или патологий:

  1. Микроцефалия. Характеризуется маленькой головой в сравнении с телом в связи с нарушением работы головного мозга. Причиной патологии могли стать осложнения при вынашивании плода, наследственность, ухудшения в работе щитовидной железы будущей мамы. Приводит к слабоумию и психологическим расстройствам.
  2. Макроцефалия. У младенца нет водянки, но диагностируется гипертрофия головного мозга. Отклонение возникают в материнской утробе или проявляются к возрасту 2 лет. Ребёнок развивается на одном уровне с одногодками, однако более подвержен внутричерепному давлению, головным болям или судорогам конечностей.
  3. Гидроцефалия. Диагностируется при ухудшении всасывания спинномозговой жидкости. Происходит расхождение костей черепа в результате регулярного мозгового давления – из-за этого увеличивается размер головы в затылочной и лобной области. Чаще всего отток жидкости осуществляется до 3 месяцев через специальные каналы.

Меняется ли форма головы у новорождённых?

На строение черепа новорождённого влияет первоначальная форма головы и применяемые для её исправления меры. Когда новорождённый много времени лежит на спине формируется плоский затылок, что нередко приводит к развитию квадратной головы. При отдыхе на правом или левом боку возникает деформация черепа ребёнка и может развиться кривошея.

Как исправить форму головы у ребёнка (Комаровский)

При обнаружении деформации можно изменить неправильную форму черепа.

Что делать для исправления и предотвращения отклонений:

  • для выравнивания черепа подкладывать подушку под голову ребёнка, регулярно меняя её положение;
  • минимизировать время нахождения младенца в коляске или автомобильном кресле;
  • во избежание искривления головы и шеи, при кормлении грудь или ёмкость со смесью подаётся поочерёдно с разных сторон;
  • во время сна каждый раз менять положение младенца, чаще брать его на руки;
  • выкладывать отдыхать ребёнка на живот – это поможет понизить внутричерепное давление и предотвратить расхождение швов.

Когда ребёнок лежит на животе нельзя его оставлять без присмотра, чтобы он не задохнулся.

Важно! Если асимметрия черепа уже образовалась, надевайте на голову специальный бандаж – он оказывает несильное постоянное давление на определённую часть головы и устраняет неровности черепа. Самый эффективный период применения шлема – с 4 до 6 месяцев. Рекомендованный беспрерывный курс лечения составляет 12 недель.

Родителям не рекомендуется самостоятельно подбирать способы исправления формы головы у младенца – это может негативно сказаться на его дальнейшем развитии. Если отклонение возникло вследствие преждевременного сращивания и затвердения черепных костей, поможет исключительно хирургическое вмешательство.

Развитие черепа. Этапы формирование черепа

Несмотря на различия в происхождении, общие принципы развития, характер морфологических и функциональных нарушений позволяют рассматривать в одном контексте вопросы клиники, диагностики и лечения большей части врожденных деформаций. Именно поэтому для изучения патогенеза деформаций необходимо знать основные этапы формирования различных отделов черепа и факторы, влияющие на эти процессы.

С точки зрения простоты изложения целесообразно рассматривать рост и развитие лицевого и мозгового черепа раздельно, так как первый связан в своем формировании с деятельностью жевательной и мимической мускулатуры, развитием зубов и ЛОР-органов, а второй — с ростом головного мозга.

Прежде всего, мы хотели бы кратко напомнить общие данные о процессах костеобразования. Соответственно возможны два варианта морфогенеза скелета — мембранозный и хрящевой. Только в очень небольшой группе костей оба пути сочетаются.
Филогенетически это более старый путь костеобразования.

Развитие костной структуры, ее трансформация, происходят в течение всей жизни человека и складываются из процессов аппозиции и резорбции экзостального и эндостального характера.

Когда у ребенка полностью формируется череп

Мозговой череп, в основном, образован костями непосредственно соединительнотканного происхождения. Хрящевой генез имеют только нижняя часть тела затылочной кости и боковые отделы основной кости. Первые точки окостенения в мезенхимальном премордиальном мозговом черепе плода появляются на 8-й неделе внутриутробного периода, а к рождению ребенка покровные кости черепа уже сформированы и остатки соединительнотканных закладок сохраняются лишь в области родничков, швов и синхондрозов.

Функциональные взаимодействия черепа и мозга, играющие большую роль в развитии покровных костей, проявляются уже во внутриутробном периоде. До рождения ребенка его головной мозг, равномерно увеличиваясь, способствует приобретению мозговым черепом почти правильной округлой формы. При родах кости мозгового черепа нередко смещаются в соответствии с направлением давления и могут отчасти сохранять благоприобретенное положение при дальнейшем росте ребенка. Объем мозгового черепа у новорожденного резко преобладает над объемом лицевого (черепа новорожденного против объема взрослого).

В течение первых 8 лет жизни ребенка (преимущественно в первые Пмесяцев) масса мозга увеличивается в 8 раза. Это приводит к физиологическому длительному подъему внутричерепного давления. Форма мозгового черепа ребенка складывается под давлением мозга, крови и внутримозговой жидкости изнутри и развивающихся мышц снаружи.

Как свидетельствуют данные клинико-рентгенологических исследований, бурный рост покровных костей приводит к увеличению параметров мозгового черепа (в наибольшей степени высоты и в наименьшей — ширины). Максимальное увеличение размеров черепа приходится на первые 1,5-2 года жизни ребенка. В формировании мозгового черепа важная роль принадлежит аппозиционному костеобразованию и процессам трансформации за счет новообразования костного вещества в области швов.

В течение жизни происходит формообразовательный процесс в костях мозгового черепа, который осуществляется посредством резорбтивных процессов на внутренней поверхности костей, с другой — новообразованием костной ткани на их наружной поверхности.

Рост мозгового черепа. Точки окостенения черепа

Имеется определенная связь между ростом мозгового черепа и появлением на внутренней поверхности его костей пальцевых вдавлений, хотя механизм их возникновения еще до конца неясен. Впервые они выявляются в возрасте 1,5-2 лет в области теменных костей, затем в затылочной зоне и лишь к 7-8 годам — в лобной. Максимума своей выраженности пальцевые вдавления достигают в пубертатном периоде, до 35-40 лет они не изменяются, а после 40 лет постепенно сглаживаются. После 15 лет выраженность этих анатомических образований в различных отделах мозгового черепа следующая: затылочная, височная, теменная, лобная; соответственно как 10:7:7.

Некоторые наблюдения свидетельствуют о том, что пальцевые вдавления сильнее выражены у детей с запаздывающим умственным развитием, а их отсутствие является важным симптомом нарушения процессов остеогенеза и обычно сопровождается кортикальной атрофией. У лиц старше 50 лет пальцевые вдавления сохраняются лишь в 2-2,5 % случаев, что отражает снижение уровня процессов костной трансформации.

Большие роднички закрываются в течение первых 1,5-2 лет постнатального периода. Более длительное их существование может явиться признаком такого распространенного детского заболевания, как рахит, а в более серьезных случаях — повышения внутричерепного давления.

Швы мозгового черепа постепенно сужаются — у новорожденного их поперечник составляет 10-11 мм, а у ребенка 7 лет — около 2 мм. Впрочем костеобразовательная деятельность в краях швов продолжается очень долго — до 25-30 лет в среднем, постепенно снижаясь по интенсивности после 20 лет. Поэтому, хотя к концу второго года жизни ребенка его мозговой череп сформирован принципиально так же, как череп взрослого, рост черепа, однако, продолжается.

Когда у ребенка полностью формируется череп

Полное замыкание щели черепных швов знаменует конец фазы физиологического роста костей черепа. На внутренней поверхности черепа швы замыкаются раньше, чем на наружной, иногда с разницей в 7-S лет. При этом обызвествление краев шва не является показателем его облитерации. Поданным G. Friedman, R. Shapiro и A. Janzen, закрытие шва происходит в нескольких его участках и не всегда соответствует возрасту. Известно лишь, что у мужчин швы облитерируются раньше и более равномерно.

Закрытие швов мозгового черепа, по данным R. Shapiro и A. Janzen, происходит в следующем возрасте: сагиттального шва — в 22—26 лет, венечного — в 29-30 лет, ламбдовидного — в 26-45 лет, париетомастоидального — в 30—40 лет, сфенотемпорального — даже к 60 годам. Индивидуальные нерезко выраженные колебания в уровне костеобразования и длительности существования швов создают разные формы черепа, а преждевременное закрытие всех швов может привести к развитию патологических форм черепа брахицефалического типа.

В отличие от остальных костей лицевого и мозгового отделов черепа, его основание образовано костями, имеющими хрящевое происхождение. Окостенение последних начинается еще на 3-м месяце внутриутробного периода из двух центров роста в базисфеноидальной и затылочной областях и позднее появляющегося третьего центра в пресфеноидальной зоне. Вблизи центров окостенения формируются синхондрозы, являющиеся гомологами эпифизарных ростковых зон и представляющие собой последние рудименты примордиального хряща в скелете человека. Перед рождением ребенка указанные зоны окостенения сливаются и между ними сохраняются лишь прослойки синхондрозов.

К моменту рождения основной рост идет в базисфеноидальной и базиокципитальной областях. В течение первого года жизни появляетя еще один центр роста в перегородке носа — мезоэтмоидальный. С началом его функции окостеневает crista galli и верхняя половина носовой перегородки. Длительность существования этого центра роста точно неизвестна. Как указывает Н. Ford [1958], поданным разных анатомов, слияние указанного центра роста с центром, расположенным в основной кости, происходит в возрасте 12-25 лет. Хрящевые прослойки между мезозтмоидалъным центром роста и окружающими костями лицевого и мозгового черепа (лобной, боковыми массами решетчатой кости) начинают постепенно оссифицироваться в 2-6 лет.

Таким образом, у маленького ребенка в основании черепа существуют четыре центра роста: сфеноокципитальный и сфеномезоэтмоидальный синхондрозы и хрящевые прослойки между решетчатой и лобной костями и в самой лобной кости.

Почему у ребенка голова вытянутая? Форма головы у новорожденных детей

После родов женщина ощущает себя самой счастливой и этому есть свои причины. Ведь отныне она стала мамой, а все страхи и тревоги, связанные с родами, уже остались позади. В последние годы во многих родильных домах созданы все условия, чтобы мама и новорожденный ребенок находились вместе в одной палате сразу после появления малыша на свет. В этом случае ребенок имеет возможность с первых минут жизни чувствовать тепло и ласку мамы, а счастливая мамочка не способна критически подходить к новорожденному. Она любит его таким, какой он есть.

В том случае, когда мама после родов лишена возможности длительное время видеть своего малыша, в ее сердце закрадывается тревога, в связи с чем, когда ей приносят ребенка на первое кормление, она начинает тщательно разглядывать новорожденного и находит много особенностей в его внешности, что заставляет ее волноваться еще сильнее. Один из самых часто задающих вопросов новоиспеченных мам врачам является: «Почему у моего ребенка голова вытянутая?»

Конечно, чтобы рассеять беспокойство рожениц, любой врач на этот вопрос отвечает: «Не волнуйтесь, это нормально». Однако зачастую такой ответ молодых мам не устраивает, они хотят знать больше. Чтобы у них не осталось никаких сомнений, в этой статьи мы хотим подробно ознакомить будущих и молодых мам об особенностях формы головы у новорожденных детей.

Природа предусмотрела множество механизмов, чтобы облегчить родовой процесс и обеспечить благополучное рождение детей. Подготовка родительского и детского организма к появлению малыша на свет происходит задолго до родов. Среди них особое внимание заслуживает то, что кости черепа ребенка остаются подвижными до самого появления на свет и только после рождения швы начинают твердеть. Кроме того, кости черепа у новорожденных податливы и мягки, благодаря чему голова у младенцев может легко изменить форму и беспрепятственно миновать узкие родовые пути.

Когда у ребенка полностью формируется череп

По этой причине практически все новорожденные дети имеют вытянутую форму головы. Нормальной у новорожденных детей принято считать следующие формы головы:
1. Долихоцефалическая — череп слегка приплюснут, вытянут от подбородка к затылку, имеет продолговатую по диагонали форму.
2. Брахеоцефалическая — продольный диаметр головы меньше поперечного, череп вытянут от лба к затылку, слегка приплюснут.
3. Башенная — череп вытянут вертикально. Причиной формирования этой формы черепа является быстрое заращивание швов костей черепа.

Очень редко деформация формы головы у новорожденных детей является следствием родовой травмы, гидроцефалии и других опасных заболеваний. Как правило, форма и окружность головы у новорожденных детей напрямую зависит от наследственной предрасположенности. Уже спустя несколько месяцев после рождения форма головы у малышей принимают ту форму, какую они унаследовали от мамы или папы.

Чаще всего форма черепа у грудных детей округляется в возрасте 6-12 месяцев, но иногда окончательное формирование черепа происходит только в 5-7 лет. При этом интеллект ребенка развивается нормально. Поэтому в случаях, если роды прошли без осложнений, беспокоиться насчет вытянутой формы головы у малыша не стоит, это нормально для младенцев, появившихся на свет естественным путем. Круглая форма головы у новорожденных малышей чаще всего показатель рождения ребенка путем кесарева сечения.

Несмотря на то, что все новорожденные дети имеют слегка вытянутую форму головы, нельзя не отметить тот факт, что степень вытянутости и приплюснутости их черепа все-таки зависит от продолжительности протекания родов и строения материнского таза. Чаще всего ребенок имеет сильно приплюснутую и вытянутую с подбородка к затылку форму головы у женщин с узким тазом. Чем уже таз у роженицы, тем труднее ребенку двигаться по родовым путям затылочком вперед и тем больше у него шансов иметь яйцеобразную форму головы.

Более важным показателем, чем форма, является размер головы у ребенка. По этому показателю педиатры определяют развитие грудных детей и выявляют патологии. Измерить размер головы у своего малыша могут и сами родители с помощью мягкой сантиметровой ленты. Измерение надо проводить по самым выступающим частям черепа, охватывая лентой ее затылочную часть и линию бровей.

Размер головы у новорожденных малышей в первую неделю после появления на свет должно быть в пределах 32-38 см. Если размер головы у ребенка меньше или больше этой нормы, то это не должно стать поводом для беспокойства. Сравните окружность головы у младенца с обхватом его груди. Если размер головы на 2 см больше обхвата грудной клетки, то это говорит об отсутствии отклонений от нормы.

Размер головы у новорожденного во многом зависит от наследственности, исключение составляют недоношенные дети, которые имеют большую окружность головы. Если же голова у ребенка быстро растет после рождения, то это может быть первым признаком проявления гидроцефалии или других отклонений в развитии мозга. В норме окружность головы у грудных детей каждый месяц увеличивается на 2 см, а после 3-х месячного возраста прирост головы снижается и к году окружность ее составляет около 45-47 см.

Когда у ребенка полностью формируется череп

Знание анатомических особенностей черепа новорождённого важно для анатомии, а также для ряда клинических дисциплин акушерство, неонатология и др. Череп новорождённого отличается своими пропорциями и формой, числом костей, их строением, наружным и внутренним рельефом. В черепе новорождённого наблюдается резкое преобладание размеров мозгового отдела над размерами лицевого. Объём полости черепа составляет в среднем у мальчиков 375 см3, у девочек 350 см3; полный объём лица новорождённых равен 57,17 см3, т.е. в 67 раз меньше полости черепа. В мозговом черепе свод развит значительно сильнее основания. Благодаря выступанию лобных и теменных бугров череп в вертикальной норме имеет форму пятиугольника. Продольный диаметр черепа равен 11,5 мм, поперечный диаметр и вертикальный составляют по 9,5 см. Исходя из этих величин, черепной указатель равен 82,6 (брахикрания). По величине высотно-продольного указателя черепа новорождённых относятся к группе хамекранов (низкие черепа), а по высотно-поперечному указателю к тапеинокранным (низкие и широкие черепа). Основание черепа узкое и длинное, но длина основания по сравнению с длиной свода меньше, чем у взрослых. Поперечный диаметр основания черепа меньше поперечного диаметра свода (И.А. Баландина с соавт., 2009, А.С. Оправин с соавт., 2013).

В черепе новорождённого слабо выражена поэтажность черепных ямок внутреннего основания. Число отдельных костных элементов в черепе новорождённого больше, чем у взрослого, так как многие кости состоят из несросшихся между собой частей. Например, лобная кость состоит из двух частей; затылочная кость разделена на чешую, латеральные и базилярную части; каменистая часть височной кости отделена от чешуйчатой части; в клиновидной кости большие крылья не сращены с её телом; нижняя челюсть состоит из двух половин.

Свод черепа покрыт толстой надкостницей, слабо соединенной с костями, что способствует развитию поднадкостничных гематом при родовой травме. Толщина костей свода равна 1-2 мм. Наружная компактная пластинка сформирована, а внутренняя выражена лишь в центральных участках костей. Диплоэ состоит в основном из радиально расположенных костных перекладин, по направлению к краям костей перекладины наслаиваются друг на друга и истончаются. В прикраевых участках между костными лучами имеются узкие щели, иногда глубоко проникающие в кость. Диплоические каналы в костях свода имеют кораллообразную форму. Основные каналы (лобные, височные и затылочные) отчетливо выявляются как древовидные структуры. Пневматизация костей мозгового черепа отсутствует или находится в зачаточном состоянии. Рельеф как наружной, так и внутренней поверхности мозгового черепа выражен у новорождённых очень слабо: отсутствуют надбровные дуги, височные линии, мышечные линии затылочной кости, выступы мозговых извилин, не развиты сосцевидный и шиловидный отростки, отсутствуют или находятся в начальной стадии формирования сосудистые борозды и ямочки грануляций (В.С. Сперанский,1988). Швы свода черепа отсутствуют, так как края костей еще не имеют контакта между собой. Благодаря этому кости черепа обладают значительной подвижностью; это имеет значение при родах, когда головка плода должна изменить свою конфигурацию, чтобы приспособиться к форме родового канала.

Характерным признаком черепа новорождённого являются роднички. Роль родничков состоит в том, что они в силу своей податливости выравнивают колебания внутричерепного давления, за счёт родничков происходит увеличение объёма черепа, появляется возможность смещения костей черепа при родах. Различают постоянные и непостоянные роднички. К первым относятся непарные передний и задний роднички и парные клиновидный и сосцевидный роднички; к непостоянным относятся глабеллярный, метопический, теменной и мозжечковый роднички. Замещение перепончатой соединительной ткани родничков костной происходит в промежуток от 2 месяцев (всех, кроме переднего) до 2 лет. Рост костей черепа в области их соединений (будущих швов) происходит способом наложения – аппозиции (М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк, 2010).

Лицевой череп новорожденного более развит в ширину, чем в высоту. Полная высота лица составляет немногим более половины ширины лица. Эти отличия пропорций вызываются малой высотой полости носа, слабым развитием верхнечелюстных пазух и альвеолярных отростков челюстей. Относительно большая ширина лицевого черепа связана также с более фронтальным расположением скуловых костей. Глазницы у новорожденных относительно велики. Костное небо короткое и широкое. Лицевой череп в целом сдвинут кзади по отношению к мозговому черепу соответственно большей величине базилярного угла. Верхняя челюсть слабо выступает вперед, поэтому профиль лица мало выражен. Нижняя челюсть отличается недоразвитием подбородочного выступа и тупым углом ветви челюсти. Как и в мозговом черепе, поверхность костей лишена мышечного рельефа (В.С. Сперанский, 1988).

Когда у ребенка полностью формируется череп

В настоящий момент существует большое количество публикаций, описывающих форму головы человека и ее размеры. Некоторые ученые предпринимали попытки связать различные формы черепа с принадлежностью к определенному социальному статусу, тем или иным этническим группам. Однако все исследования проводились без дифференцированного подхода к половому признаку в возрастном аспекте.

В своем исследовании мы опирались на классификацию, по которой все формы черепа разделены на долихоцефалические, мезоцефалические и брахицефалические (R.Martin, 1928г). Измерялись головы 200 живых людей. Деление исследуемых на четыре возрастные группы проводилось с учетом принятых периодов роста черепа. Первая группа исследуемых включала в себя возраст от года до семи лет, вторая — от семи до тринадцати, третья — от тринадцати до двадцати-трех, четвертая — от двадцати-трех до шестидесяти. Учитывая морфологические изменения, происходящие с костями черепа в периоды от 1- 7 лет и 23-60 лет, мы сочли целесообразным дополнительно выделять периоды от 1-3лет, 3-7 лет, 23- 40 лет, 40-50 лет, 50-60 лет. Такое разделение необходимо для создания более полной картины изменения формы черепа в возрастном и половом аспектах.

В группе от 1-3 лет удельный вес брахицефалов среди мальчиков и девочек имел одинаковое значение (40%), наличие мезоцефалов не отмечалось, мальчики — долихоцефалы составляли 20%.

В группе 3-7 лет девочек брахицефалов значительно больше (41%), чем мальчиков (23%). В этот период отмечается рост количества мезоцефалов среди мальчиков (12%) и девочек (11%), что связано с увеличением поперечного диаметра. Среди долихоцефалов все также преобладают мальчики (11%)

В группе 7-13 лет резко сокращается количество мезоцефалов (2% среди девочек), что приводит к росту брахицефалов: мальчиков 48%, девочек 43%. Среди долихоцефалов на первом месте остаются мальчики (4%).

Интересными представляются соотношения в группе от 13-23 лет. Отмечается рост количества девочек с мезоцефалической формой головы (34%), в то время как мальчиков с таковой становится меньше(4%). Девочек больше и в группе брахицефалов (32%). Количество долихоцефалов среди девочек и мальчиков практически равное (5% и 7% соответственно).

С возрастом количество людей с мезоцефалической формой головы увеличивается. Однако у мужчин и у женщин этот процесс происходит неодинаково. В группе 23-40 лет заметен рост мезоцефалов среди мужчин и женщин. В то же время удельный вес брахицефалов среди мужчин больше (70%), а среди женщин увеличивается количество долихоцефалов (15 %), удельный вес мезоцефалов уменьшается.

В оставшихся двух возрастных группах постепенно увеличивается количество мезоцефалов среди женщин: в группе 50-60 лет их удельный вес составляет 53%.

Среди мужчин также можно выделить тенденцию к росту количества мезоцефалов. Так в группе 50-60 лет они составляют 53%. Однако, в отличие от женщин этот рост происходит с колебаниями: к тридцати годам отмечается постепенное увеличение удельного веса мезоцефалов до 25 % , затем к сорока-пяти их процент опускается до значения 20 %, после чего следует резкое увеличение до 58 %. Эти изменения сопровождаются такими же перепадами значений удельного веса среди долихоцефалов и брахицефалов. К периоду 30-40лет количество долихоцефалов уменьшается до 5%, в то время как количество брахицефалов увеличивается до 70 %. Вместе с тем уменьшение удельного веса мезоцефалов и брахицефалов в группе 40-50 лет сопровождается ростом его значения среди долихоцефалов до 13 %.

Таким образом, колебания количества долихоцефалов у мужчин имеет максимальное значение в двух возрастных периодах: 23-30 лет и 40-50 лет. У женщин можно выделить только один — 30-40 лет.

Изменение удельного веса мезоцефалов ярко иллюстрируют его динамику в группах брахицефалов и долихоцефалов. Кривая удельного веса мезоцефалов среди женщин более сглажена, чем у мужчин.

Можно предположить, что форма черепа не предопределяется в детстве, а изменяется в течение всей жизни. Причем происходит заметное увеличение поперечного размера черепа, что приводит к увеличению количества мезоцефалов и брахицефалов среди как мужчин, так и женщин. Однако, этот процесс происходит у различных полов неодинаково и имеет свои особенности в строго определенных возрастных периодах.

Очень часто форма головы у ребенка является причиной тревоги и вопросов у родителей: уплощенный затылок, асимметрия черепа, вытянутая голова. Их переживания можно понять. Может ли форма головы стать причиной серьезных проблем в развитии и что нужно делать родителям, чтобы форма головы была правильной?

На этот вопрос «Летидору» ответил Олег Леонкин, переводчик с детского языка на взрослый, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и массажу, муж и отец пятерых детей, ведет свой сайт и блог в «Инстаграме».

Что влияет на формирование черепа у ребенка

Сразу нужно сказать, что в большинстве случаев форма головы не влияет на формирование функций и на развитие ребенка.

Существуют состояния, при которых форма черепа изменена — и это связано с серьезными проблемами. Как правило, такие состояния врачи не пропускают, и мы не будем о них говорить.

Во всех остальных случаях это в большей степени «косметическая» проблема. Форма черепа малыша постепенно изменяется и приходит в норму. Причина тому — особенность строения черепа у новорожденного ребенка.

Кости черепа у младенца мягкие.

Это прихоть природы и необходимость, так как во время прохождения через родовые пути череп сдавливается, и подвижность костей черепа играет большую роль в этом процессе. Для этого у нас при рождении есть все, например, роднички. Все это служит нам добрую службу во время родов, но может принести беспокойство в последующем.

Если ребенок часто находится в одном положении, то форма черепа у него может изменяться, так как происходит длительное давление на кости.

Если ребенок много лежит на спине, у него может уплощаться затылок.

При асимметрии тонуса у ребенка голова может быть повернута в одну сторону, и это тоже приводит к изменению формы черепа. Такое бывает при кривошее. Гематомы после родов также могут привести к изменению формы черепа.

Кривошея у ребенка

Если у ребенка кривошея, то тут нужно обращаться к специалистам: остеопату или массажисту. В этом случае рекомендуют часто менять позицию ребенка, чтобы он как можно меньше находился в одном положении.

В этом случае я могу дать несколько рекомендаций родителям.

  1. Очень важно часто менять положение ребенка именно днем. Если вы решите заняться этим ночью, то это приведет к тому, что не выспитесь ни вы, ни ребенок.

Ночь — это время для сна, а не для коррекции. Днем вы можете много носить ребенка на руках, и это уже является профилактикой.

Чаще подносите ребенка к тем предметам, которыми он интересуется.

Причем именно той стороной, в которую он с трудом поворачивает голову. Это будет самый эффективный способ.

Помните, что когда ребенок находится у вас на руках, не бывает статики: ведь вы постоянно меняете положение ребенка, и именно так действовать рекомендуют специалисты.

  1. Можно лежать с ребенком на боку. Если ребенок лежит на спине, то укладывайте его в свои руки так, чтобы голова находилось по средней линии — и ребенок смотрел вперед.

Именно зрительная фиксация лучше всего учит ребенка удерживать голову по средней линии.

Динамика, укладки в сочетании с массажем или остеопатическими манипуляциями дают хороший и быстрый результат.

Плоский затылок

Уплощенный затылок чаще всего бывает у ребенка, когда он лежит часто на спине и опирается на заднюю часть головы. Такое часто бывает при повышенном тонусе мышц спины.

Тогда происходит длительное и мощное давление на кости черепа, и затылок уплощается.

В данном случае рекомендации не отличаются от тех, что были даны выше при кривошее: массаж, остеопат и частая смена положения, которую проще всего обеспечить при ношении ребенка на руках.

Влияет ли форма головы на общее развитие ребенка

Изменение формы черепа не оказывает влияния на развитие ребенка и формирование его мозга. Другое дело — привычка поворачивать голову. Ребенок развивается и учится фиксировать взгляд, а также дотягиваться до игрушек.

Так вот, если он привык смотреть в одну сторону, то, скорее всего, он будет чаще использовать одну руку. У него возникнет привычка все делать с одной стороны. Эта особенность закрепляется в моторике и поведении ребенка. Все сенсорные системы «записывают» этот способ как правильный, и ребенок стремится в привычное положение.

Даже если родители справились с мышечными проблемами у младенца, то это не гарантирует, что он станет поворачивать голову в обе стороны.

Поэтому одновременно с укладками и массажем нужно еще и учить ребенка фиксировать взгляд.

Мало уложить ребенка на валики, важно еще, чтобы он проявил интерес к процессу и был активным. Тогда через некоторое время он будет самостоятельно менять положение, выбирать разные позы. Изначально это требует большего внимания со стороны взрослых, но потом дает отличные результаты: ребенок будет переворачиваться в обе стороны, симметрично ползать, ему будет проще осваивать все моторные навыки.

Кстати, родителям не придется переживать об искривлении позвоночника в школьные годы.

Подводя итог, можно сказать, что измененная форма черепа — это симптом. Причину нужно выяснять и предпринимать действия, которые помогут ребенку.

Я рассмотрел только несколько причин, которые приводят к изменению формы черепа, но бывают и другие: рахит, эндокринные проблемы, генетические аномалии, обменные нарушения.

Во всех этих случаях нужно обращаться к врачам, и без медикаментозного сопровождения в большинстве случаев не обойтись. Возможно, понадобится сформировать особую диету для кормящей мамы. И в таких ситуациях я рекомендую прийти на прием к педиатру, который направит к нужному специалисту.

Ссылка на основную публикацию