Когда ребенок начинает говорить первые

Собственно вот и вопрос. Затаилась у меня мысль,что моя не торопится. или не хочет. строптивая уж больно,вся в маму. Нам 1 и 10мес. и я не могу похвастать тем,что дочка говорит хорошо,четко и полностью слова. полностью слово может произносить только,если слог одинаково простой:мама,папа,авав,кака,нямням и т.д. а так все мы называем только,как я проанализировала, ударным или первым(последним) слогом(более выразительным),т.е. если я говорю МОЛОКО,Марьяна говорит просто КО,Марьяна-МА,а поскольку многие слова произносишь в уменьшительной форме(уже пытаюсь себя ловить на этом),то КА У НАС В ПОЧЕТЕ,КА может быть все что угодно((((. Есть,конечно попытки произносить и шипящие и гудящие-СВИСТЯЩИЕ:сыр-ХЫХ,например. считает у нас до двух ОЫН,ДА. но как-то по теории,что детки в этом возрасте уже стишки рассказывают,не про нас.

и как-то смущает,что в одном слове она букву может четко произнести,а в другом эту же не четко или вообще пропустить.

На заметку,ко(а)ртавых и с проблемами речи и ни у меня,ни у мужа в семье нет,книжки читаем регулярно и нравится ей это дело,на развивашки ходим,я с ней говорю(может не достаточно?).ЧЕГО ЕЩЕ НАДО?ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?

Мои мысли: может не хочет повторять?может с ушами проблема(не дослышать же может. )? много мультиков? у невропатолога наблюдались(вегетососудистая дистония)(правда, есть желание с этим вопросом отправится еще на прием. ).

Поделитесь,у кого как?

Что-то меня это напрягает.

Девочки,начинаю релаксировать и отправляю свои мысли подальше от этой темы.Спасибо,успокоили вы меня.

Пожалуй, нет более долгожданного события для родителей, чем удивительный период жизни, когда ребенок начинает говорить первые слова. Трепет и бесконечная нежность охватывают сердце, когда впервые слышится заветное «мама». Однако именно речевое развитие ребенка вызывает немало страхов и переживаний у взрослых. Очень часто, разговаривая со знакомыми, обращая внимание на детей на площадке, слушая рассказы старших, молодые родители могут заметить, что их малыш еще не разговаривает или по сравнению с другими говорит очень мало. Во сколько месяцев ребенок начинает говорить, на что стоит обратить внимание, если речи нет, почему некоторые дети поздно начинают говорить? Расскажем в нашей статье.

Как происходит развитие речи и во сколько дети начинают говорить?

Первое, о чем стоит сказать, речь — это форма общения, коммуникации с другими людьми. Поэтому важно понимать, что помимо воспроизведения слов (экспрессивная речь), должно быть еще их понимание и отклик на них (импрессивная речь).

Прежде чем дети начинают осознанно говорить, им предстоит пройти путь доречевого развития. Сначала мальчики и девочки учатся прислушиваться к звукам, голосу родителей, издавать отдельные гортанные звуки в ответ на обращение к ним. К 2–3 месяцам появляется гуление: теперь малыш любит произносить «агу-агу» и другие протяжные гласные звуки — как в спокойном состоянии, так и на фоне ярких эмоций.

Затем, после 5–6 месяцев, в арсенале ребенка появляются отдельные слоги, а потом уже цепочки из этих слогов: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Но не думайте, что в этом возрасте дети уже начинают говорить «мама» и «папа». Пока это просто звуки, а не обращение к конкретному человеку, — лишь признаки формирования лепетной речи. К 9 месяцам ребенок издает все больше новых звуков, эмоционально окрашивает их, меняет интонации. Параллельно с этим можно заметить, что ребенок все лучше начинает понимать обращенную к нему речь: теперь на вопрос «Где папа?» он поворачивается в нужную сторону, а на просьбу «Дай мячик» протягивает необходимый предмет.

Ближе к году у ребенка возникают жесты, которые он использует в определенных случаях: кивает головой в знак согласия, качает ею из стороны в стороны в знак отрицания, машет рукой при встрече и расставании. Так у мальчиков и девочек развивается невербальная коммуникация, что тоже является частью речевого развития. А вскоре ребенок начинает говорить первые слова: слоги выстраиваются в простые лепетные слова, такие как «мама», «папа», «бух», «дай». Важным показателем является то, что каждое слово сопоставляется в одним конкретным предметом или человеком (т.е. «мама» ребенок говорит только в адрес матери и никого больше).

После года наступает период расширения словарного запаса крохи: каждый день родители могут слышать все новые слова и звуки от малыша, порой понятные только ему. Нередко ребенок говорит только начало слова, пропускает или заменяет некоторые его части. Мальчики и девочки в этом возрасте способны выполнять простые просьбы взрослых, отвечать на них жестами или, как любят говорить родители, «на своем языке».

Во сколько ребенок начинает говорить предложениями? Сначала он проходит этап фразовой речи, которая появляется примерно в два года. Это сочетания двух-трех простых слов («Мама, дай» или «Мячик бух»), по мере взросления и увеличения лексикона словесные обороты усложняются.

С двух до трех лет ребенок «занят» развитием артикуляции, пополнением «словесной копилки» новыми фразами и выражениями. Это этап, когда ребенок начинает говорить простыми предложениями, имеющими четкую грамматическую структуру.

Когда начинают говорить дети — существуют ли нормы развития речи?

Каждый ребенок развивается в собственном темпе, и его речь в том числе. Существовавшие некогда «нормы», что в год ребенок должен знать 10—50—100 слов, а в два — 800–1000, на сегодняшний день признаны некорректными и редко используются в практике. Так что четких стандартов, в каком возрасте дети начинают говорить слова и как быстро должен пополняться их словарный запас, просто не существует.

Есть ориентиры, которыми можно пользоваться, оценивая уровень развития малыша. Однако стоит понимать, что это всего лишь ориентиры, и оценивать развитие нужно в целом. Если дети позже начинают говорить, это вовсе не означает, что с ними что-то не так.

Когда ребенок начинает говорить первые

В последние годы, по наблюдениям логопедов и дефектологов, число детей, которые начинают поздно говорить, резко увеличилось. В норме речь (именно слова и фразы, а не лепет) появляется в возрасте 2 лет. Трехлетние малыши должны уже говорить целыми предложениями с правильным согласованием слов. Если этого не произошло, необходимо срочно обратиться к специалистам, чтобы выявить причины задержки речевого развития и подобрать наиболее эффективную коррекционную программу. Чем раньше начать коррекцию, тем быстрее вы добьетесь результатов.

Специалисты разделяют причины длительного отсутствия речи у детей на внутренние и внешние. Первая группа связана с особенностями здоровья ребенка, вторая группа – с обстановкой, в которой он растет. При обследовании в первую очередь проверяют, все ли в порядке с физическим здоровьем малыша.

Внутренние факторы отсутствия речи у детей

1. Проверьте, нормально ли слышит ваш ребенок

Дети с частично или полностью нарушенным слухом почти не воспринимают окружающие их звуки. Нарушение слуховой функции чаще всего возникает вследствие тяжелых инфекций, затяжных отитов, простудных заболеваний, также это может произойти в результате родовой травмы. Если ваш ребенок реагирует только на громкие резкие звуки, не слышит шепота или даже нормальную речь, его обязательно нужно показать отоларингологу и сделать аудиометрию.

2. Наследственность

Задержка в развитии часто передается генетически, поэтому если в семье уже раньше были подобные случаи, это повод для беспокойства. Почти все наследственные нарушения передаются в более тяжелой форме. Поэтому не слушайте родственников, мол, перерастет, и идите к специалистам. Задержка речи может быть и темповой, поскольку все дети развиваются с разной скоростью. В этом случае занятия с логопедом дадут нужный толчок, и малыш обязательно заговорит. Важно: темповая задержка допускает отставание от возрастной нормы только в пределах 6 месяцев.

3. Аномалии ЦНС

Если есть у ребенка врожденные или приобретенные патологии нервной системы, то его нервные клетки прекращают свое развития, оставаясь молодыми и незрелыми. В этом случае происходит нарушение речи центрального характера, или алалия. Большинство детей-алаликов после длительной коррекции начинают говорить, но у них часто наблюдается заикание.

4. Тяжелая беременность и травматичные роды

Длительный токсикоз, угроза выкидыша, резус-конфликт, внутриутробные менингиты и энцефалиты, родовые травмы, курение и алкоголь – наиболее распространенные причины недоразвития речевых центров и ЦНС.

5. Патологии речевых органов

Если ребенок плохо справляется с твердой пищей или у него постоянно течет слюнка, возможно, у него очень слабые челюстно-лицевые мышцы, которые являются важной частью артикуляционного аппарата. Также нормальному развитию речи мешают слишком короткая уздечка, неправильный прикус, расщепление нёба. В этом случае нужно обратиться к детскому стоматологу и отоларингологу.

6. Нарушение интеллектуального развития

Отсутствие речи в возрасте 2-3 лет может быть признаком задержки психического и умственного развития, расстройств аутистического спектра, синдрома Дауна и других тяжелых заболеваний. Поставить диагноз может только специалист, поэтому важно обследоваться у психиатра и логопеда-дефектолога, которые определят уровень развития психических функций и интеллекта.
Если в ходе обследования удалось исключить проблемы с физическим и психическим здоровьем малыша, то причины задержки речи нужно искать в обстановке, в которой он растет.

Социальные причины отсутствия речи

1. У малыша есть собеседник, который отлично его понимает

Логопеды отмечают, что дети-погодки, близнецы, тройняшки начинают говорить позже, чем детки, растущие одни или у которых большая разница в возрасте с братьями и сестрами. У таких малышей, как правило, есть собственный язык, и им вполне хватает общения друг с другом. Они могут отставать от возрастной нормы в пределах полугода.

2. Билингвизм

Когда в семье постоянно звучат 2 или даже 3 языка, выделить из звучащей речи отдельные слова непросто даже взрослому человеку, не то, что ребенку, который только-только учиться говорить. Бывают ситуации, когда на улице родители пользуются одним языком, а дома другим. Детям-билингвам нужно время, чтобы разделить языки и научиться их использовать, поэтому они и начинают говорить позже сверстников. При овладении письменной речью у них также часто появляются серьезные проблемы.

3. Увлечение «умными» игрушками, планшетом или телевизором

В игре ребенок должен выполнять главную роль, это способствует обогащению его словарного запаса, развитию речи, фантазии, памяти, мышления. Если он становится пассивным наблюдателем, и ему только нужно нажимать на кнопку и смотреть, то это только ему вредит. Ограничьте мультики и игры на планшете, уберите игрушки с электронной начинкой, отдайте предпочтение обычным мишками и куклам, настольным играм, рисованию и лепке.

4. Нервная обстановка в семье

Малыши очень чувствительны к переменам психологического климата в семье. Если родители часто нервничают, ссорятся в присутствии ребенка, из-за громких звуков, беспокойной обстановки дети инстинктивно стараются как можно меньше привлекать к себе внимание, замыкаются в себе, тяжело переживают крики матери и отца. От этого страдает развитие речи и психики. Это состояние может сохраняться продолжительное время, даже когда все бури в семье уже давно успокоились.

5. Гиперопека

Дети, с которыми родители слишком носятся, просто не заинтересованы в общении с окружающими. Зачем пытаться что-то сказать, если родители, бабушки и дедушки, которые спешат предугадать все желания? Решение здесь простое: предоставьте ребенку больше самостоятельности и не спешите выполнить все просьбы, выраженные мимикой, лепетом или жестами.

6. Педагогическая запущенность

Не стоит ждать, что ребенок чему-то научится сам собой. Да, малыши учатся путем подражания взрослым, но это не значит, что с ними не нужно заниматься. Начинайте ваши уроки с первых дней жизни. Говорите с ребенком грамотно, четко произнося звуки. Общайтесь, даже если вам кажется, что он «ничего не понимает». Пойте песенки из лепетных слов и отдельных звуков. Читайте сказки. Дети обязательно должны слышать живую звучащую речь. Если с ребенком не заниматься каждый день, то и речи в срок вы не услышите.

Дорогие родители, если ваш ребенок не заговорил к 2-2,5 годам, срочно обратитесь к специалистам. Чем раньше речь будет запущена, тем быстрее малыш догонит своих сверстников. Без речи не может быть нормального развития личности ребенка.

Когда ребенок начинает говорить первые

Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах. Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи.

К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает?

У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи. Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью?

Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку. Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.

Мелкая моторика тесно связана с речью. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор. Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам. Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко.

Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д.

Какие еще упражнения полезны?

Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха. Задача — научить ребенка дуть, правильно выдыхать. Хорошо подходят для этого вертушки из фольги, которые нужно заставить крутиться, подув на них, мыльные пузыри, бульканье через соломинку в стакане с водой.

Для того чтобы ребенок учился не «проглатывать» звуки, не торопиться, произносить слово полностью, есть упражнение с хлопками в ладоши. Мама хлопает в ладоши на каждый слог, а ребенок повторяет за ней слова, разделяя на слоги, по хлопкам. Сколько ребенку лет, столько слогов в норме ребенок должен произносить. Например, в два годика: ма-ма, па-па и т. д. В три года слова из трех слогов: со-ба-ка, кон-фе-та.

Ну и конечно нужно много читать вслух, разговаривать с ребенком. Сначала накапливается пассивный словарь, слова, которые ребенок слышит и понимает, а потом активный, слова, которые ребенок произносит.

Если ребенок в 5 лет не выговаривает букву Р, что делать?

Сначала встают свистящие звуки, потом шипящие звуки, «трудные буквы» Р и Л обычно встают к 4-5 годам. Начинать постановку звука Р нужно с рычания, когда тренируется просто один звук Р-Р-Р-Р-Р. Потом добавляется гласная буква, чтобы получился слог, например, РА, РУ. Потом обратный слог АР, УР. Повторять эти упражнения нужно часто, каждый день, это непростая совместная работа с ребенком. Хорошо, когда у родителей получается проводить ее в виде игры.

Некоторые мамы боятся отдавать ребенка в логопедический садик, думая, что он начнет подражать другим детям и не научится говорить правильно.

Это не так, при речевых проблемах, очень хорошо, когда есть возможность заниматься в логопедической группе. Во первых, в этих группах меньше детей, больше внимания логопеда каждому ребенку, намного больше занятий на правленых на развитие речи. Во вторых группы в логопедических садиках стараются подбирать по проблемам, чтобы дети с похожими проблемами были в одной группе. И потом, в обычном садике сейчас не бывает, чтобы все дети говорили правильно, все равно ребенок будет повторять за другими детьми, но будет намного меньше возможностей это исправить.

Почему ребенок заикается, и как это исправить?

Одна из основных причин заикания – логоневроз, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно, начал догонять сверстников. Информации много, он все уже знает, все хочет сказать, а как сказать, еще не знает. Он торопится, нервничает, и как следствие, начинает заикаться. В этом случае, нужно обязательно следить за тем, что бы ребенок не был перегружен, не переутомлялся. Ограничить, или даже исключить на время телевизор и компьютер, массовые зрелищные мероприятия. Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже занятия с логопедом. Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневрозы хорошо лечатся, и проходят без последствий.

Если у маленького ребенка короткая уздечка языка, могут ли из-за этого возникнуть проблемы с речью?

Если показания есть, и подъязычная связка действительно короткая, рекомендуется подрезать пораньше. Чем раньше, тем легче эта процедура переносится. Часто на прием попадают дети 4-5 лет, с серьезными проблемами с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается настолько, насколько нужно. И все равно приходиться подрезать, но это уже и более тяжелое психологическое переживание для ребенка, и сама процедура сложнее, приходится накладывать шов.

Правда ли, что дети, растущие в двуязычных семьях, начинают говорить позже?

Дети очень восприимчивы к речи, и в семье, где родители равноценно разговаривают на двух языках, ребенок легко схватывает оба языка. Нет оснований говорить о серьезных задержках речи, связанных именно с тем, что мама и папа говорят с ребенком на разных языках. Если имеет место явная задержка речи, нужно искать настоящую причину, обращаться к неврологу, к логопеду.

Почти все родители пытаются узнать, во сколько дети начинают говорить и стараются всячески добиться нормативных показателей или даже опередить их. Мамы с папами любят хвастаться первыми словами малыша, его словарным запасом или способностью собирать слова в предложения.

Почитать профильную литературу, ознакомиться с возрастными таблицами, узнать у своего педиатра, во сколько дети начинают говорить предложениями. Мы облегчим эту задачу и дадим возможность сравнить достижения вашего ребенка с тем, что считается нормой. Узнаете, не отстает ли ваш малыш в развитии, как с ним заниматься и на что обратить внимание.

Необходимо учитывать тот факт, что разные родители считают «началом разговора» разные ситуации. Кто-то полагает, что это первое слово «мама», а кто-то ждет, когда малыш скажет свое первое, осмысленное словосочетание. То есть понятие «говорить» слишком расплывчатое и обобщенное, чтобы называть какое-то однозначное число. Поэтому мы пойдем другим путем, более правильным.

Мы расскажем, в каком возрасте и что должен уметь говорить малыш. То есть с каждым годом нормативы меняются, а вместе с ними и ваши цели с ожиданиями.

Давайте начнем с нормы речевого развития однолетнего и двухлетнего ребенка:

  • появляются первые слова, но произношение хромает;
  • использует слова-корни: их от 5 до 10;
  • произносит такие гласные – а, у, и, о;
  • произносит такие согласные – м, п, б, к, д, п, х. То есть желающие узнать, во сколько дети начинают говорить мама, нашли ответ на свой вопрос.

В возрасте двух-трех лет словарный запас увеличивается, и вот чего можно ожидать от своего малыша:

  • пассивный словарный запас быстро увеличивается;
  • активный словарный запас доходит до 200-300 слов;
  • может произносить слова даже из трех слогов, но часто пропускает или не произносит первый или средний слог. Так что с тем, во сколько дети начинают говорить «мама», «папа» мы уже разобрались.

В 3-4 года развитие идет семимильными шагами, и малыш уже:

  • активно использует до 1 500 слов;
  • у него начинает формироваться грамматический строй речи;
  • различает настоящее и прошедшее время, а также формы;
  • произносит твердые согласные – в, с, з;
  • осваивает шипящие;
  • периодически употребляет простые предлоги и союзы.

Четырехлетний и пятилетний ребенок уже должен прекрасно общаться с окружающими:

  • о том, во сколько ребенок начинает говорить первые слова, мы уже писали выше, а вот в 4 года он уже использует простые;
  • распространенные предложения;
  • дифференцирует звукиречи;
  • звукопроизношение пока нарушено. Плохо смягчает звуки и пока не может освоить звонкие;
  • употребляет сложные союзы, наречия и местоимения.

Пятилетний и шестилетний ребёнок может еще больше:

  • оценивает свою речь и речь других людей;
  • в его словаре уже около 2 500 слов;
  • иногда могут проскакивать речевые аграмматизмы и попытки выбросить из речи сложные слова;
  • активно учится читать, готовится к школе, описывает события и предметы.

Надеемся, вы поняли, во сколько месяцев дети начинают говорить, и как развиваются речевые способности ребенка с возрастом. Но мало узнать, во сколько дети начинают говорить «агу» и просто ждать, когда это время наступит. С малышом необходимо постоянно заниматься. Позже, когда малыш подрастет, нужно будет ознакомиться с существующими логопедическими приемами и заниматься со своим чадом уже целенаправленно.

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка.

Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.

3 недели – 1 месяц – появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод. При физическом напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».

2 — 3 месяца: у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г». Это важный этап развития речи детей раннего возраста.

4 — 6 месяцев – издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких.

6 — 9 месяцев — лепет, он повторяет одинаковые слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба». «дя-дя-дя», «гу-гу-гу»).

9 — 11 месяцев – малыш начинает подражать звукам речи взрослых.

11 – 14 месяцев – появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя», от 8 до 14 слов. Соотносит слово с предметом

К 2 годам в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов. Он уже строит предложение из 2-3 слов.

К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка. Появляются простые предлоги: в, на, под, за, с, у. Ребенок запоминает стихи, детские песенки.

К концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать что, что видели и слышали.

Важно знать:

Не слушайте советов от других родителей, у которых дети начали говорить после 3 лет, что ребенок заговорит сам. Говорить то он будет, только вопрос в том, что это будет за речь, ее качество.

Как определить признаки нарушений речи у ребенка?

К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением

К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.

К концу 5 месяца не прислушивается к звукам и музыке

К концу 7месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления»

К концу 9месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым

К концу 1 года ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми».

К 1,5 годам не показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест.

К 2 годам не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол)

К 2,5 годам не различает «большой — маленький», не общается с детьми.

К 3 годам не может назвать свое имя и фамилию, рассказать простое стихотворение и сказку.

Если этого не происходит – есть повод обратиться к специалистам.

Возможные причины нарушений речи

  • Вирусные и эндокринные заболевания матери, угроза выкидыша, травмы, токсикоз, низкий уровень гемоглобина.
  • Генетические аномалии, наследственная предрасположенность.
  • Неблагоприятные роды.
  • Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни
  • Дети, которые получили при рождении низкие баллы по шкале Апгар

Точную причину нарушений определяет врач, а вид речевого нарушения – учитель-логопед.

Что же могут сделать родители для успешного развития речи?

Речь – это высшая психическая функция, поэтому очень важен период внутриутробного развития ребенка. Родителям необходимо позаботиться о развитии речи еще до его рождения. Важно, чтобы будущая мама получала только положительные эмоции.

Больше общайтесь со своим малышом! Доброжелательность, мягкий и спокойный голос, грамматически правильная речь – еще один важный фактор развития речи.

Часто, дети, используя лишь указательный жест, получают желаемое. Приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения.

Не ругайте ребенка за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Он замкнется, престанет говорить и учить новые слова.

Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать: «Послушай, что там тикает? А это что шумит?». Пусть малыш учиться различать речевые и неречевые звуки (звуки окружающей среды).

Учите с ребенком сказки, стихи, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые слова, тренирует память и внимание.

Когда ребенок начинает говорить первые

В возрасте 6 месяцев дети произносят около 4-5 звуков. Постепенно у ребенка начинает развиваться словарный запас и появляются новые звуки.

К 1 году 3 месяцам ребенок в норме говорит около 40-60 слов и вплоть до 1 года 6 месяцев словарный запас не растет, не изменяется по количеству слов. Это объясняется тем, что у ребенка исчерпались фонетические возможности. Тем не менее в этот период у детей не прекращается речевое развитие, но существенно меняется качество произнесения. Также скачок делает фонетика – появляются новые звуки, двух-, трехсложные слова.

От 1 года 6 месяцев до 1 года 8 месяцев словарь резко увеличивается:

  • В 1,8 составляет 180 слов;
  • В 2 года – 300 слов;
  • В 3 года – до 1000 слов. Что делать, если ребенок не говорит в 2-3 года?

В 1 год 8 месяцев не все звуки усвоены ребенком. В это время у него есть губные, переднеязычные свистящие (Сь, Зь), Ть-Дь – взрывные, иногда заднеязычные (К), среднеязычные (Й), мягкий Ль, а также все гласные, кроме Ы. Но нет шипящих Ж-Ш, и твердых С, З, Л, Р.

У ребенка из этого положения есть три пути выхода:

  1. Нетипичный путь – когда звук просто пропускается.
  2. Отсутствующие звуки заменяются приближенными вариантами произнесения, не свойственные родному языку – «Р» произносится губами, «Н» — французское заднеязычное. Опасность здесь заключается в том, что звуки имеют тенденцию задерживаться в произношении, при этом вырабатываются определенные стереотипы произнесения.
  3. Отсутствующий звук заменяется нормированным, правильным звуком, который уже сформировался в речи ребенка. И эти «заменители» используются регулярно.

Такие субституты близки к отсутствующему звуку по какому-то общему признаку, в качестве которых выступают артикуляционные признаки (моторные), реже – акустические (слуховые). Обычно звонкий звук заменяется парным глухим (Баня – Паня), а шипящие — на «Ть» и «Дь» (Шуба – Тюба). Вместо твердых «Р» и «Л» произносят «Ль» (Рука — Люка, Репа – Лепа, Ложка – Лёка). Подробно о том, как нужно заниматься с маленькими детьми.

Типы развития детской речи

Существует два типа развития детской речи: звуковой и слоговой. При слоговом типе ребенок очень быстро ухватывает слоговую модель слова: слово «кирпичи» произносит как «титити». Звуковой тип характеризуется тем, что слогоритмическая структура слова не усваивается, остается ударный слог: «кирпичи» — «ти» «ки».

Почти все дети проходят стадию, когда многообразие слов сводится к ударному слогу. При сокращении слоговых цепочек наблюдается следующая закономерность: ударный слог и один из крайних слогов сохраняется. Например голова – гова, молоко – мако, волосы – воси. Это так называемый фактор края, когда сохраняется крайний последний слог, т.к. он оставляет яркий след при произнесении и связан со значительной грамматической нагрузкой.

Когда ребенок начинает говорить первые

Развитие каждого ребенка индивидуально. Тем не менее педиатры выделяют нормы речевого развития применительно к каждому возрасту. Ознакомиться с возрастными нормами речевого развития можно в этой статье, но правильнее всего – показать малыша детскому неврологу. Только специалист с опытом развеет все сомнения и ответит на вопрос: стоит ли еще подождать или впору бить тревогу.

Не упускайте становление речи у малыша из-под контроля! Помните, речь – важнейший навык, влияющий на развитие интеллекта и эмоциональной сферы ребенка.

Записаться на прием

Нормы речевого развития

  • К концу 1-го года своей жизни ребенок должен знать название нескольких предметов и произносить до 10 облегченных слов.

Мнение эксперта

Когда ребенок начинает говорить первые

Дроганова
Ольга Викторовна

А ЕСТЬ ЛИ ОТСТАВАНИЕ?

Молодые мамы, у которых ребенок по какой-то причине продолжает молчать, в то время как сверстники активно лопочут и даже говорят целыми фразами, попадают в непростую ситуацию. Родня и нередко даже педагоги утешают: не стоит паниковать, у всех свой черед, надо подождать. В это хочется верить, но вдруг все-таки что-то не так? А что если после трех будет действительно поздно? Сердце матери не находит покоя.

Так как же определить границу между отставанием психического, речевого развития и индивидуальными особенностями малыша?

Индивидуальные особенности укладываются в расхождение срока не более чем 2-4 месяца. Если к 2,5 годам малыш не набрал навыков 2-х летнего ребенка, это замедление темпов развития речи, первый тревожный звонок и повод обратиться к профильным специалистам.

Отставание ребенка может быть обусловлено множеством факторов и в некоторых случаях действительно оставаться вариантом нормы. Имеет ли место задержка психического развития в каждом конкретном случае? Наверняка ответить на этот вопрос может только специалист.

Рекомендуем обратиться за консультацией к специалистам НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго». В первый год жизни, в период становления нервной системы, визит к неврологу обязателен. При обнаружении тревожных симптомов в поведении малыша визит к неврологу тем более не стоит откладывать.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ:

  • Поражения органов слуха (слуховые сигналы плохо улавливаются), поражения нервной системы (слуховые сигналы слабо проводятся и обрабатываются мозгом). Глухие и слабослышащие дети не воспринимают совсем или слабо воспринимают информацию на слух. Не слышат голос мамы, звуки окружающего мира и сами не стремятся воспроизводить звуки. Тугоухость и полное отсутствие слуха препятствуют становлению речевых навыков, а вслед за ними и тормозят психическое и интеллектуальное развитие ребенка.
  • Систематические занятия со слабослышащими и даже глухими от рождения детьми способны к 5 годам поставить у ребенка фразовую речь.
  • Патологии лобных зон головного мозга, отвечающих за речевое развитие. Например, гидроцефалия. Гармоничное становление личности ребенка напрямую зависит от функционального состояния нервной системы. Не выявленные вовремя патологии мозга остаются без лечения и влекут за собой задержку речевого, психического развития, затем и грубое отставание в развитии, умственную отсталость.
  • Ранняя диагностика и вовремя начатое лечение способны скорректировать обнаруженные патологии, предупредить грубое отставание в развитии и создать условия для поступления ребенка в общеобразовательную школу.
  • Повышенный тонус языка, мышечные спазмы, узелки, которые мешают ребенку овладеть своим речевым аппаратом.
  • Проблему легко устранит специалист с помощью логопедического массажа, пальчикового или зондового.
  • Стресс, а также СДГВ. Гиперактивный ребенок или ребенок, переживший нервное потрясение, неспособен управлять своим вниманием и эмоциями. В таком состоянии ему сложно воспринимать, обрабатывать речь, запоминать слова и поддерживать коммуникацию.
  • Важно помочь ребенку мягко и эффективно справиться с напряжением и выйти из травмирующей ситуации. Это можно сделать с помощью современных технологий, не прибегая к медикаментам с их вредными побочными эффектами.
    различного генеза. Дети-аутисты избегают контактов с окружающим миром, ведут себя отрешенно.
  • Вовремя начатая коррекционная работа способна адаптировать ребенка аутиста к жизни в социуме, сформировать у него коммуникативные навыки.

Важно!

К сожалению, большинство диагнозов ставится слишком поздно, ближе к школьному возрасту. Упускается драгоценное время, ведь чем раньше обнаружена патология, тем проще ее скорректировать. Не повторяйте чужих ошибок!

ДИАГНОСТИКА ЗАДЕРЖКИ РЕЧИ

Цель диагностики ЗРР – ответить на вопрос, почему не говорит конкретный ребенок. На каком этапе у него возникают сложности: плохо слышит речь, плохо ее воспринимает или плохо воспроизводит? Или просто замкнулся? В зависимости от поставленного диагноза и будет подбираться лечение.

В НИИ Дети Индиго представлено уникальное диагностическое оборудование эксперт-класса. Оно позволяет оценить функциональное состояние нервной системы ребенка и сделать прогноз его дальнейшего развития.

Например, диагностика с вызванными слуховыми потенциалами предоставляет врачу расширенный объем данных о развитии глубинных структур мозга, недоступный иным методам обследования, в том числе ЭЭГ. Такая диагностика может проводиться уже в первые месяцы жизни и позволяет получить объективные данные о наличии той ли иной патологии на самой ранней стадии, не требуя активного участия со стороны маленького пациента и не дожидаясь, пока симптомы отставания станут очевидны.

Программа Р-300 – Помогает оценить уровень интеллекта.

Методы лечения

После поставленного диагноза невролог подбирает схему назначений, чтобы скорее «разговорить» малыша. С этой целью в НИИ Дети Индиго применяется ряд современных методик развития и коррекционных программ, а также лечебных процедур, улучшающих работу мозга.

Многие из представленных в НИИ Дети Индиго методик уникальны и на сегодня освоены лишь единичными крупнейшими клинками по всей России.

Читать отзывы

До 4,5 лет сын не разговаривал совсем. Лечили ЗРР у разных врачей, но реального результата достигли лишь после лечения в Дети Индиго! Ребенок стал меняться на глазах. Теперь радуемся каждому новому слову.

Ссылка на основную публикацию