Новорождённый ребёнок не умеет говорить и не понимает речь, но может реагировать на эмоциональное состояние взрослого. Младенец улыбается в ответ на улыбку, может нахмуриться или даже заплакать, услышав строгий голос. В возрасте около трёх месяцев появляется т.н. гуление – протяжное «пение» гласных звуков, иногда с согласноподобными призвуками (всем известное агу и подобное). Ещё через несколько месяцев ребёнок начинает «говорить», иногда довольно активно. Но это ещё не речь в полном смысле слова, это лепет – повторение цепочек слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма, на-на-на и т.п.
Гуление и лепет – своеобразная тренировка речевого аппарата ребёнка, подготовка к «настоящей», осмысленной речи. Временем её появления считается возраст около года, но многие дети произносят первое слово ближе к двум или даже к трём годам, что связано с различными темпами развития артикуляционного аппарата. В этот период существует огромная разница между активным и пассивным словарным запасом: теми словами и, позже, конструкциями, которые ребёнок может произнести сам, и теми, которые только понимает. Пассивный словарь увеличивается постепенно и к моменту появления активной речи может насчитывать несколько сотен слов.
Изредка дети, молчавшие сравнительно долго, начинают говорить целыми предложениями. Но обычно первые высказывания ребёнка состоят из одного слова. Простые по звуковому составу (ведь ещё не все артикуляции отработаны), эти слова значительно отличаются от слов «взрослого» языка по значению. Они соотносятся не с предметом или явлением, а с целой ситуацией. Например, биби может значить: ‘вот машинка’ (вместе с указательным жестом), ‘дай машинку’ (ребёнок тянется рукой к предмету), ‘машинка сломалась’ (ребёнок плачет над сломанной игрушкой) и т.д. Взрослый понимает все эти однословные высказывания, в большой степени ориентируясь на ситуацию, которую может непосредственно наблюдать.
Вообще, до определённого момента именно от взрослого зависит успешность коммуникации с ребёнком, взрослые вводят ребёнка в мир языка. Если бы не жизнь в мире звучащей речи, ребёнок не начал бы понимать и затем говорить сам. Чтобы облегчить ребёнку труд произнесения некоторых особенно нужных для него слов, обозначающих обычные занятия и окружающие предметы и существа, в разных языках мира существует т.н. «язык нянь». С ним знакомы все носители языка, это известные биби, ав-ав, ам-ам, бай-бай (или а-а-а) и т.д. Как видим, такие слова напоминают по структуре лепет (повторяющиеся слоги), а большинство из них являются звукоподражаниями. Иногда ребёнок сам создаёт подобные звукоподражательные слова, называя машину, скажем, не биби, а др-др. Ещё чаще первые слова ребёнка – это упрощённые для произнесения «взрослые» слова. Причём некоторые дети стараются поточнее повторить первый или ударный слог (ло или па ‘лопатка’), а другие передают интонационный рисунок слова, сохраняя количество слогов, но пренебрегая отдельными звуками (апАпа ‘лопатка’).
Рано или поздно на смену однословным высказываниям приходят двухсловные. С этого момента можно говорить о появлении в речи ребёнка грамматики. У первоначально неизменяемых слов появляются словоформы: бука ‘булка’ и буку, пать ‘спать’ и пи ‘спи’. Порядок появления в речи ребёнка различных грамматических категорий взрослого языка достаточно индивидуален, некоторые дети довольно долго строят высказывания из трёх и более слов вообще без словоизменения (Катя ам бука ‘Катя ест (или съела) булку’). Но есть интересная закономерность: в речи детей порядок появления классов слов и формирования грамматических категорий в общих чертах повторяет порядок, известный нам из истории человеческого языка. Хотя сходство онтогенеза (индивидуального развития) речи с историей языка не может быть полным: ведь человечество создавало язык, не имея перед собой готового образца, а ребёнок ежедневно слышит речь взрослых.
Однако не совсем верно утверждение, что взрослые «учат» ребёнка языку. Скорее, ребёнок с каждым днём открывает для себя язык взрослых, создавая свою собственную языковую систему и строя речь в соответствии с ней. Ярким доказательством этому служит явление, называемое детским словообразованием. Кукушник – дом для кукушки (по аналогии со «скворечник), накиселить – запачкать киселём, мыние – действие по глаголу мыть – вот примеры слов, которые создаются в речи детей, особенно активно в возрасте от трёх до семи лет.
Любой факт детской речи можно рассмотреть с двух сторон: как он относится к «нормальному, взрослому языку» – и какое место занимает в формирующейся языковой системе ребёнка. Развитие речи в онтогенезе по сути представляет собой череду сменяющих друг друга систем (причём сразу нескольких: звуковой, лексической, позже и грамматической), сначала совсем простых (этап однословных высказываний) и становящихся всё сложнее по мере приближения к системе общего языка. К 6–7 годам ребёнок, можно сказать, владеет родным языком в совершенстве. Более того, если он растёт в двуязычной среде (например, мама и папа говорят на разных языках, или дома говорят на одном языке, а вне семьи – на другом), скорее всего, он усвоит обе языковые системы достаточно хорошо.
Туровская, Н. В. Детская речь // Энциклопедия для школьников и студентов : в 12 т. Т. 1: Информационное общество. ХХI век / под общ. ред В. И. Стражева. – Минск : Белорусская энциклопедия, 2009. – C. 38–39.
Надзея Туроўская
Спецыяліст па дзіцячым маўленні. Шматдзетная маці. Настаўніца. Была аспіранткай БДУ па спецыяльнасці «Тэорыя мовы».
Новорожденный звонко кричит, грудничок гулит, 7-месячный кроха произносит отдельные слоги… Эти звуки предшествуют словам. Настоящая осмысленная речь сформируется позже. А вот когда именно малыш заговорит — во многом зависит от поведения родителей.
Во сколько дети начинают говорить
Основы языка закладываются в 5-месячном возрасте. В это время младенцу нравится многократно повторять звуки. Родителям кажется, что забавные «ма-ма-ма», «да-да-да» и «ба-ба-ба» напоминают слова. На самом деле, малыш всего лишь тренирует речевой аппарат. Он ритмично произносит слоги, пока однажды они не сольются в первое слово.
Считается, что в конце первого года жизни в младенческом лексиконе закрепляются 1-2 слова. Есть определенные условия, которые ускоряют или отдаляют начало говорения:
- Общее физическое состояние ребенка. Здоровый малыш обычно «укладывается» в психологические нормы. В 1 год он знает 2 слова, в 18 месяцев – 6-8 слов.
- Динамика развития. Речь тесно связана с другими показателями – сидением, ходьбой, прорезыванием зубов. Чем раньше происходят эти этапы, тем быстрее малыш заговорит.
- Эмоциональная атмосфера. Нежность, внимание, доброжелательные отношения в семье способствуют общему прогрессу ребенка.
- Речевая культура родителей. Если родители и другие родственники всячески поощряют малютку к общению, он заговорит уже в 8-9 месяцев.
Важно не только произнесение, но и понимание слов. Годовалый кроха подражает интонации взрослых, умеет объясняться мимикой и жестами – значит, речевое развитие идет нормальными темпами.
В каком возрасте ребенок начинает говорить предложениями
До полутора лет в детском словаре преобладает так называемый «младенческий жаргон». Вместо «машина» — «бибика», вместо «собака» — «ав-ав», на первых порах такие сокращения вполне приемлемы. Дети быстро осваивают глаголы. Сначала они употребляют их хаотично, не соблюдая времен и спряжений. Вершина успеха для полуторагодовалого малыша – умение складывать фразы.
Прислушайтесь к тому, что лепечет малютка. Уже несколько недель он уверенно произносит «дай», «хочу», «мячик», «банан». И вот отдельные слова складываются в целое: «Дай банан!», «Хочу мячик». Это – первая фраза, пусть пока короткая.
Дети учатся складывать предложения в период между 12 и 24 месяцами. Если этот навык не прививается к 2,5 годам, необходима помощь невролога или логопеда.
Чтобы ускорить развитие фразовой речи, задавайте малышу вопросы, разыгрывайте сценки с игрушечными зверьками и куклами, читайте детские стишки. Когда ребенок начинает говорить фразами, откажитесь от детского жаргона в пользу обычных «взрослых» слов.
Даже родные братья и сестры заговаривают в разные сроки. Не стоит гнаться за успехами чужих «вундеркиндов». Обучайте спокойно, терпеливо, и наградой вам будет красивая грамотная речь малыша.
- О проекте
- Реклама
- Медиакит
- Пользовательское соглашение
- Условия проведения конкурсов
- Политика использования cookie-файлов
Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Шкулёв Медиа Холдинг»
И.О. главного редактора: Юлия Владимировна Серикова
Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.
Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):
Вначале язык жестов и эмоций увлекает малыша. Затем на помощь приходят слова, и на третьем году жизни общение уже бьет ключом.
Этап № 1 — доречевой
Если вы привлечете внимание вашего 6-месячного малыша и подчеркнуто отведете глаза на какой-нибудь предмет, ребенок последует за движением ваших глаз и, в свою очередь, посмотрит на предмет. Это выраженная форма общения, которую психологи называют «разделенное», или совместное, внимание. Также, если вы играете с ребенком, вы неосознанно учите его элементарным понятиям языка. Например, если протягиваете ему мяч, вы неустанно повторяете слово «мяч», который малыш ассоциирует с предметом, еще не умея говорить. Он отбрасывает мяч, и между вами начинает игра. Так ребенок узнает о понятии «очередь говорить» и в какой-то степени понимает, что каждому нужно ждать своей очереди.
К 8‒10 месяцам произнесенные малышом гласные будут четко выражать, что ребенок требует предмет или хочет его отдать. В течение этого первого важного года ребенок, может быть, не произнесет своего первого слова, но он уже создал все необходимые предварительные условия для становления речи. Поэтому этот период развития специалисты называют «доречевым».
От улыбки к юмору
Грудничок способен узнать свою мать и улыбнуться ей в возрасте едва ли не двух дней. «Социальные» улыбки, предназначенные для чужих, возможно, появятся в 2 месяца.
На пути к юмору улыбке еще предстоит долгий путь. Смеха над собой (или над другими) ждать еще долго, и не стоит рассчитывать на него до достижения 6 или 7 лет.
В ожидании детям достаточно повторения того, что вызывает смех, — они действуют через подражание. Если дети замечают, что какое-то движение лица вызывает улыбку родителей или какие-то слова заставляют их расхохотаться, то они, конечно, будут их повторять, чтобы вызвать ту же реакцию, найти одобрение или восхищение. В 4 года эти игры действуют безотказно.
Этап №2 — язык мимики и жестов
Вначале, конечно, протягивание пальца к своему плюшевому мишке не имеет точного смысла. Ребенок просто пытается схватить желаемое. Но потом ребенок отмечает, что вы даете ему мишку, и понимает, что, возможно, указующий жест означает: «Принеси мне этого мишку, которого у меня не получается достать». Обычно ребенок начинает придавать смысл своему жесту в возрасте 1 года.
Этап №3 — музыка слов
В возрасте нескольких месяцев грудничок видит разницу между адресованными ему радостным щебетом и выражением недовольства. Ребенок воспринимает тон, мимику, интонацию, жесты. А значит, на самом деле не сами слова, а их музыку.
Однако с 6‒8 месяцев, если вы приказываете ему, твердо говоря «Нет!», когда ребенок собирается совершить что-то неразумное (взять в рот пустышку, испачканную в земле), он сразу останавливается и убирает руку. Очень быстро ребенок начинает воспринимать запреты с помощью интонаций и, кажется, понимает некоторые простые слова.
Исследования показали, что 8-месячные малыши при чтении книги громким голосом уже могли выделить некоторые значимые слова, повторяющиеся много раз. Каждый малыш, прослушав «свою» историю в несколько подходов, предпочитал слушать эту историю со своим словом, что означает только то, что еще даже до понимания смысла ребенок накапливает информацию.
Мы должны говорить с ребенком, потому что он понимает нас, а не потому что он может (или не может) ответить нам. Существует два года разрыва между способностью понимания и речевой способностью.
Этап № 3 — первые слова
Некоторые дети в 18 месяцев уже очень хорошо говорят, а другие в 4 года говорят лишь несколько слов. Одни дети сразу усваивают музыку, ритм предложений, основы фонетики, и слова связно следуют друг за другом, а другие, наоборот, произносят отдельные слова и не могут составить предложения. В 12 месяцев некоторые малыши уже владеют словарным запасом из 50 слов, а другие — никаким, делая успехи в бессловесном самовыражении. А в 2 года первые владеют уже 500 словами, а менее разговорчивые — едва десятком. В 5 лет у самых красноречивых словарный запас может достичь 1500 слов. При задержке никакой катастрофы не случится, но, как только механизм будет запущен, он уже не остановится.
Этап №4 — понимание
Между 2 и 4 годами ребенок владеет «до-понятиями». Например, он знает, что такое собака. Заметьте, не так как вы, взрослый: для ребенка это именно такая собака, которую он встречал в своей повседневной жизни. Если он видел только маленьких собак или собак с кудрявой шерстью, то он будет думать, что все собаки обязательно кудрявые и маленькие. На самом деле он не знает понятия «собаки» (большие, толстые, с короткой шерстью, с маленькими или висящими ушами и т. д.).
Между 3 и 4 годами, когда ребенок будет достаточно владеть языком, он узнает, что существуют другие собаки, даже те, которых он сам не видел. Вы можете сказать ребенку: «Ты знаешь, есть еще толстые собаки с очень короткой и жесткой шерстью». Его понимание постепенно станет более точным. Тем не менее некоторые понятия не будут так скоро доступны пониманию ребенка. Если вы коснетесь таких понятий, как жизнь, добро, зло, дружба, бедность, терпение, они станут для него по-настоящему понятными лишь к 7 годам. А ведь тогда не зря говорят о возрасте «разума».
Больше интересных и полезных материалов о развитии детей — в нашем канале на Яндекс.Дзен .
Среди разных элементов развития ребенка особое внимание уделяется развитию речи. Оно протекает у разных детей очень по-разному в зависимости от темпов и от физического развития (физиологического развития речевого аппарата), и от развития психического.
Оценить, есть ли у ребенка задержка речевого развития, может только специалист – детский врач-невролог. Однако родителям полезно знать возрастные нормы – ведь родители лучше знают своего ребенка, наиболее внимательны и чутки к изменениям и при необходимости могут обратить внимание врача на возможные проблемы.
Итак, ориентировочные нормы развития речи у детей:
Развитие речи у детей до года
Развитие речевого аппарата начинается уже у новорожденного. Ребенок с рождения видит лица взрослых и движения их губ, слышит их речь, и это первый шаг к формированию собственной речи. Уже через 2-3 недели после рождения ребенок начинает улыбаться во сне.
Ребенок в возрасте 1 месяц уже воспринимает речь, обращенную к нему. К двум месяцам ребенок реагирует на интонацию взрослого мимикой – улыбкой, плачем.
К трем месяцам ребенок начинает «отвечать» взрослому на улыбку и обращенную к нему речь «гуканьем» — произносит согласные «г», «к», «н», а также разные гласные звуки.
Смеяться ребенок впервые начинает к 4 месяцам. Также к этому времени он начинает узнавать лица и разделять взрослых на «своих» (тех, кого он видит постоянно, проживающих в одной квартире) и «чужих».
В пять месяцев ребенок может менять интонацию голоса. К полугоду он распознает знакомые голоса. У ребенка появляются в речи первые слоги – «ма», «ба».
В возрасте 7 месяцев дети уже хорошо управляют голосом, используют разные интонации и реакции, чтобы привлечь внимание взрослого. С удовольствием играют со взрослыми.
В восемь месяцев на смену гуканью приходит лепет. Ребенок повторяет одинаковые слоги по два раза («мама», «баба», «папа» и так далее). Параллельно с речью развивается коммуникация при помощи жестов. Девятимесячный малыш играет в ладушки со взрослым, понимает некоторые жесты.
В возрасте 10 месяцев у ребенка уже формируется словарный запас. Как правило, в этом возрасте он пользуется одним или двумя словами, состоящими из повторяющихся слогов: «мама», «баба» и т. п. Со временем таких слов должно становиться больше.
Годовалый малыш использует уже 3-4 «лепетных» слова. Знает «своих» взрослых – может по просьбе врача показать, где мама или папа, хорошо знакомые предметы. Указывает пальцем на предметы. Этих признаков обычно достаточно, чтобы констатировать, что у ребенка задержки речевого развития нет.
Развитие речи у детей от 1 до 3 лет
Второй, не менее важный этап развития речи у ребенка – от года до трех. Это возраст, в котором дети начинают, собственно, говорить.
В 1 год 3 месяца ребенок уже использует 4-6 слов. Его понимание речи взрослого позволяет ему находить на картинках знакомые предметы, которые называет взрослый, выполнять простые просьбы без дополнительных жестов.
В полтора года словарный запас ребенка увеличивается до 10-20 слов. Как правило, в этом возрасте дети уже могут показывать некоторые части тела. К двум годам это умение развивается, ребенок может четко показать части тела, которые называет взрослый.
Возрастная норма развития речи для двух лет – словарный запас минимум из 50 слов. Увеличивается также количество звуков, которые может выговорить ребенок: в его речи появляются свистящие и шипящие звуки («с», «з», «ш», «ж», «ц», «ч», «щ»). Однако «р» и «л» он, как правило, еще не выговаривает.
Двухлетний ребенок уже может использовать фразы из двух слов. Правильно применяет в речи местоимения («я», «ты»). Понимает инструкцию, состоящую из двух действий – например, «подойди к бабушке и возьми у нее игрушку».
Возрастная норма развития речи в 3 года включает в себя словарный запас от 250 до 700 слов, и он постоянно увеличивается. В этом возрасте ребенок уже задает вопросы, что значит то или иное слово. Он с удовольствием слушает и понимает короткие рассказы и сказки, читает несложные стихи, поет песенки. Он даже может оценить свое и чужое произношение.
Трехлетний ребенок может назвать свое имя и возраст. Он использует в речи существительные, глаголы, простые предлоги и союзы, множественное число. Инструкции, которые он может выполнить, также усложняются, включают в себя предлоги: «положи игрушку на стол», «…в ящик» и так далее.
Что делать, если у ребенка задержка речевого развития
Задержка речевого развития может быть диагностирована у ребенка в разном возрасте и иметь совершенно разные проявления. Нужные рекомендации вам даст профильный детский врач, поставивший диагноз, – невролог, логопед. (Без диагноза ни о какой ЗРР речи идти не может – не подменяйте собой врача). Однако есть пять правил, применимых практически при любой задержке речевого развития. Они облегчат жизнь и ребенку, и родителям и позволят преодолеть проблему:
- Следовать рекомендациям невролога, не бояться дополнительных обследований у других детских врачей и назначенных медикаментозных средств. Обследования необходимы, чтобы исключить причины задержки речевого развития, не связанные с нарушениями работы нервной системы: например, плохой слух или проявления РДА (раннего детского аутизма). Причина задержки определяет возможное лечение. Поэтому, даже если ребенка направляют к детскому психиатру, не впадайте в панику, а сводите его к детскому психиатру – исключив психиатрическую компоненту, с задержкой развития речи будет работать намного проще. Что же до лекарств, они помогут нервной системе «наладить связь» с речевым аппаратом ребенка и преодолеть проблему быстрее и комфортнее.
- Заниматься с логопедом. Это в любом случае полезно – ребенок научится справляться со сложными для него звуками чисто механически, правильно дышать, не торопиться.
- Развивать мелкую моторику рук ребенка, заниматься с ним пальчиковой гимнастикой. Это уникальная возможность помочь развитию речи ребенка, ведь уровень развития речи находится в прямой взаимосвязи со степенью сформированности тонких движений пальцев рук. Сами упражнения и стишки для них можно найти в Интернете.
- Разговаривать с ребенком четко и плавно, не коверкая слова, не подгоняя его и не поправляя. Этого правила следует придерживаться всем членам семьи.
- Давайте ребенку общаться с детьми, которые уже хорошо разговаривают. Положительный пример позволит ему избавиться от страха перед неправильной речью.
Стоимость приема невролога:
- Тэги : развитие, развитие детей
Ваш малыш общается с вами при помощи громкого плача? Немного потерпите: совсем скоро он научится выражать свои мысли словами. Ребенку и самому этого хочется, ведь тогда он сможет попросить нужный ему предмет, объяснить, что ему нравится или не нравится, и главное — начать разговаривать с любимыми мамой и папой. Однако перед этим малышу нужно пройти несколько важных этапов.
Малыш готовится заговорить
Прежде чем ваш ребенок начнет говорить, он произносит отдельные звуки, затем — слоги, и лишь затем — слова. Уже в первые 2-3 месяца он может произносить «о-о-о» и «а-а-а». Примерно в полгода младенец начинает соединять слова в слоги, затем повторять их — «да-да-да», «ба-ба-ба». Это называется детский лепет. Вам может показаться, что эта «тарабарщина» никогда не превратится в слова, однако многие дети начинают говорить раньше, чем им исполнится год.
Когда малыш начинает говорить
Первое слово ваш малыш может сказать уже в 9 месяцев. Годовалые дети, как правило, произносят от четырех до десяти слов. Но тут важно уточнить: это усредненный показатель, все развиваются по-разному.
Примерно в полтора года в развитии ребенка происходит настоящий прорыв: его словарный запас значительно увеличивается. И если даже он говорит мало, то, по крайней мере, многое понимает.
К двум годам малыш может «похвастаться» словарным запасом из 50 слов. Также к этому возрасту дети уже говорят свои первые предложения — пока еще короткие, состоящие всего из 2-4 слов. Даже если ребенок говорит только: «Мама, дай!» или «Папа, на!», это уже считается связной речью. Впрочем, большинство детей в 2 года общаются активнее.
В два с половиной года ваш малыш превращается в маленький ходячий словарик. В этом возрасте дети могут произносить около 200 слов, знают свое имя и имена своих близких родственников, задают простые вопросы, умеют подражать животным.
В возрасте трех лет ребенок понимает большую часть того, что вы ему говорите. Также он строит простые фразы, в которых есть местоимения, глаголы, существительные и прилагательные. Считается, что в три года дети должны говорить так, чтобы посторонние люди понимали их речь (пусть даже не полностью).
Ребенок учится говорить: что нужно знать родителям
- Почему некоторые дети начинают говорить рано, а другие долго молчат? Специалисты отмечают, что девочки часто начинают говорить раньше мальчиков. Кроме того, если малыш активно развивается в определенном направлении, то, возможно, другие направления «ждут своей очереди». Например, одни дети раньше начинают ходить, а кто-то раньше произносит первое слово. У всех детей свои «сильные стороны», и сравнивать их друг с другом не стоит.
- Иногда малыш произносит первое слово, когда вы этого совсем не ждете. Вы повторяете «мама» и «папа» по 20 раз на дню, а он вдруг показывает на собаку и говорит: «ав-ав!». Многие малыши первым произносят слово «дай». Не расстраивайтесь, даже если ваш ребенок «предпочел» вам собачку или любимую еду — вы в этом далеко не одиноки. И не сомневайтесь: он вас очень любит!
- Не стоит ждать, что ваш малыш сразу заговорит, как опытный телеведущий. Если вместо слова «банан» он говорит «ба», то это тоже считается — он ведь говорит осознанно. На самом деле, дети произносят слова не очень внятно вплоть до четырехлетнего возраста, и это абсолютно нормально.
Возможные проблемы с развитием речи у малыша
Как уже отмечалось, все дети развиваются по-разному. Если ваш малыш говорит хуже, чем какой-нибудь маленький гений из соседнего подъезда, то это вовсе не повод переживать (зато он бегает быстрее!). Но бывают некоторые особенности в поведении ребенка, которые указывают на то, что его родителям стоит обратиться к педиатру:
- малыш не идет на зрительный контакт или не реагирует на звуки;
- ребенок не улыбается к шести месяцам;
- не указывает на интересующие его предметы к 14 месяцам;
- малыш не отзывается на свое имя к 15 месяцам;
- не произносит ни одного слова к 16 месяцам.
Есть совершенно нормальные дети, которые начинают говорить только в 3 года. Это во многом зависит от темперамента. Общительный ребенок стремится заговорить раньше. Ребенок, склонный к созерцательности, долго наблюдает за окружающими прежде, чем захочет высказать свое мнение.
Важна и атмосфера, в которой растет малыш. Если по какой-то причине его мама все время молчит, то он в ответ тоже замыкается в себе. Также считается, что позже начинают говорить те дети, вокруг которых «носятся» все родственники, предупреждая каждое их желание. Таким малышам просто незачем осваивать этот навык рано. А еще бывает, что мама говорит с ребенком слишком длинными предложениями, и он не успевает запомнить ни одного слова.
Как помочь малышу заговорить
Если вы с нетерпением ждете, когда ваш ребенок начнет говорить, то вы можете ему помочь. Согласно недавним исследованиям, у маленьких детей, с которыми родители много разговаривали еще в «доречевой» период, словарный запас богаче. Так что не стесняйтесь произносить монологи перед полугодовалым ребенком, ваши усилия не пропадут даром.
Пытайтесь втянуть малыша в диалог, задавайте вопросы. Разговаривайте дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Поверьте: он понимает гораздо больше, чем вам может показаться. Довольно скоро он начнет вам отвечать.