Ваш малыш отлично держит голову, приподнимается на ручках и переворачивается со спины на живот, а, возможно, уже и обратно. Мама, папа и все близкие родственники с нетерпением ждут — когда же кроха сможет сидеть без поддержки. В этом положении его возможности расширяются, он еще активнее изучает мир. Чтобы освоить это, казалось бы, простое действие, ребенку нужно иметь крепкие мышцы на спине и в области пресса. Кроме того, орган равновесия и головной мозг должны работать активно и слаженно, помогая ребенку держаться сидя.
Когда же малыша можно сажать с поддержкой, а в каком возрасте он садится сам? Обсудим подробнее.
В каком возрасте ребенок должен сесть?
В среднем с поддержкой (например, в подушках, на специальном детском стульчике, качелях, в коляске) ребенок может сидеть с шестимесячного возраста. На протяжении месяца мышцы тела тренируются, мозг координирует работу вестибулярного аппарата, и примерно к семи месяцам среднестатистический малыш может сидеть самостоятельно, без поддержки. Далее он начинает освоение еще более сложного навыка: учится садиться из лежачего положения без помощи взрослых. На тренировки уходит около месяца, поэтому ребенок осваивает самостоятельный подъем из положения лежа в положение сидя к 8 месяцам.
Можно ли сажать малыша, который не умеет самостоятельно садиться?
До полугодовалого возраста стоит отказаться от использования различных устройств, которые поддерживают тело ребенка в сидячем положении. Это стульчики, автокресла, шезлонги и другие детские товары. Почему нельзя использовать их раньше? Дело в том, что только примерно к 6-ти месяцам мышцы спины становятся достаточно крепкими, чтобы поддерживать вертикальное положение. Не менее важно, что только к этому возрасту позвоночный столб и тазобедренные суставы дозревают, чтобы не деформироваться под давлением веса верхней части тела — головы и грудной клетки.
Также до полугода не стоит сажать ребенка себе на колени. Спинка грудничка в таких случаях прогибается дугой, мышцы не могут поддерживать правильное положение тела, а большая по весу голова сильно давит на позвоночник. Как бы ни хотелось, чтобы ребенок быстрее начал садиться самостоятельно, нужно подождать, пока ребенок окрепнет 2 .
Что делать, если ребенок не хочет сидеть?
Многие молодые родители, которые воспитывают первенца, нередко бьют тревогу: «Нам уже полгода, а мы еще не сидим даже с поддержкой!». Нередкие жалобы от мам и пап:
- ребенок заваливается на бок;
- капризничает, сидя в стульчике;
- вообще ни в какую не хочет сидеть.
Врачи подчеркивают: нормы выполнения навыков — среднестатистические. Это значит, что дети могут освоить сидение чуть раньше или позже установленного срока. Каждый кроха развивается согласно своей, заложенной на уровне генов программе. Есть определенные факторы, которые влияют на скорость освоения нового навыка:
- Срок появления на свет. Доношенные дети осваивают новые умения быстрее, чем те, которые немного поторопились увидеть этот мир. Объяснение этому простое — младенец сначала наверстывает то, что «не досидел» в мамином животике, и только потом приступает к программе, заложенной на первый и последующие годы.
- Вес и рост ребенка. Худенькие и маленькие «живчики» осваивают навыки быстрее, чем их более плотные и рослые ровесники. Это связано с тем, что более крупное тело физически сложнее поднимать, нужно посильнее натренировать мышцы.
- Темперамент ребенка. С рождения родители отмечают особенности характера своих детей: бывают подвижные, шустрые и непоседливые малыши либо рассудительные, спокойные и медлительные карапузы. Понятно, что они по-разному будут учиться сидеть: первые торопятся освоить все как можно быстрее, вторые — неторопливо и обстоятельно проходят этап за этапом 3 .
Важно, чтобы родители стимулировали интерес детей к освоению новых навыков, но не форсировали события.
Как научить малыша сидеть?
Начать сажать кроху, как мы уже выяснили, можно с полугода. Обязательно проконсультируйтесь с вашим педиатром перед тем, как начинать описанные ниже действия.
Сначала попробуйте сажать малыша в подушки. В первые несколько дней он может заваливаться на бочок — это нормально. Поначалу «тренировки» не должны длиться более 10–15 минут, в противном случае мышцы и позвоночник малыша сильно устанут.
С этого же возраста можно сажать ребенка себе на колени. Его головка и спинка должны надежно опираться на грудную клетку и живот взрослого. В это время можно играть в ладушки, читать стишки, потешки, слегка покачивать малыша на ногах.
Если ребенок в сидячем положении с опорой начинает капризничать, беспокоиться, немедленно положите его на спину или животик. Скорее всего, мышцы устали, кроха ощущает дискомфорт.
Упражнения, которые помогут ребенку сесть
Для того чтобы малыш как можно скорее научился сидеть самостоятельно, ему нужны занятия, направленные на укрепление мышц живота и спины. Не менее важны и сильные ручки: ими карапуз хватается за опору и держится, на них же опирается. После консультации с педиатром можно проводить массаж и гимнастику, заниматься с ребенком развивающими и оздоровительными упражнениями.
- Ребенку полезно плавание. Вода поддерживает тонус всех мышц тела, повышает настроение, стимулирует нормальное развитие нервной системы, благотворно влияет на позвоночник.
- Эксперты рекомендуют занятия на большом гимнастическом мяче. Ребенка располагают на нем животиком или спинкой вниз и делают покатывающие движения вперед-назад. Полезно пружинить на мячике вверх-вниз.
- Для тренировки навыка сидения хорошо подходит упражнение «Качельки». Лежащему на спине ребенку мама или папа протягивают свои пальцы. После того как малыш крепко за них схватился, надо потянуть карапуза на себя, поддерживая его за кисти и предплечья и приподнимая до полусидячего положения. В такой позе нужно зафиксироваться на 3–5 секунд, затем опустить малыша на место.
- Укрепить мышцы спины и живота помогает упражнение «Гусеничка». Положите ребенка животиком на твердую и ровную поверхность (лучше всего подойдет пол, застеленный ковром). Впереди положите игрушку на расстоянии примерно 10–20 см, чтобы кроха не мог слишком легко дотянуться до нее. Подставьте к стопам малыша свои ладони, чтобы стимулировать рефлекторное отталкивание от опоры. Это позволит крохе продвинуться вперед на несколько сантиметров за счет выпрямления ног. Дайте ему возможность таким образом доползти до желанной игрушки.
Во время занятий постоянно подбадривайте ребенка, говорите ему приятные слова, смейтесь и обнимайтесь. Ваш малыш будет прилагать все усилия, чтобы быстрее освоить новый важный навык.
Материал носит информационный характер и не может заменить консультации специалиста.
Навык сидения — процесс сложный. Он базируется на совокупности ранее приобретенных умений. Торопить этот процесс не стоит — можно навредить здоровью малыша. Все должно развиваться гармонично и постепенно.
Содержание статьи
- Когда ребенок садится
- Как понять, что малыш готов сидеть самостоятельно
- Как научить ребенка сидеть
- Почему ребенок не сидит
- Что делать родителям, если ребенок не сидит
- Этапы освоения навыка
- Частые вопросы
- Заключение эксперта
Когда ребенок садится
Малыш начинает сидеть с поддержкой родителей в полгода. Без помощи взрослых сидит в 8-9 месяцев. Эти цифры являются приблизительными, так как каждый ребенок индивидуален и развивается по своему. Ребенок начинает садиться тогда, когда он готов к этому. Пытаясь ускорить этот процесс подкладывая под спину подушки, родители нарушают осанку малыша. Мышцы ребенка еще не окрепли и не готовы держать спину ровно.
Как понять, что малыш готов сидеть самостоятельно
Чтобы определить, готов кроха сидеть или нет, достаточно понаблюдать за ним:
- грудничок уже держит голову уверенно;
- полностью контролирует свои конечности;
- в позе лежа на животе, грудничок приподнимается на руках;
- совершает раскачивающиеся движения лежа на животе, словно пытается ползти;
- пытается принимать полусидячую позу, опираясь на руки.
Эти признаки указывают на то, что в скором времени ребенок сядет.
Как научить ребенка сидеть
Чтобы помочь научиться малышу садиться самостоятельно, важно укреплять его мышечный каркас. Для этого существуют специальные упражнения, которые объясняют педиатры, ортопеды, массажисты на приеме. В домашних условиях родители могут помочь ребенку:
- носить в вертикальном положении лицом вперед;
- выкладывать на живот, чтобы кроха поднимался на руках и держал себя;
- выполнять комплекс укрепляющих упражнений.
Все упражнения необходимо делать только проконсультировавшись со специалистом. Так как, нарушив технику их выполнения, можно навредить малышу. Наши врачи на дистанционной консультации объяснят, как правильно учить грудничка садиться, какие упражнения выполнять, подробно опишут технику занятий с ребенком.
Почему ребенок не сидит
Основная причина — отставание в психомоторном и моторном развитии. Это может быть вследствие гипоксии плода, поствакцинальных осложнений, повышенного внутричерепного давления, ЗПР. Если ребенок не сел к 7 месяцам — это укажет на наличие задержки моторного или двигательного развития. Довольно часто такие патологии сочетаются с ЗПР. В этом случае необходимо обратиться к узконаправленным специалистам за коррекцией.
Читайте также Задержка психического развития у детей
Что делать родителям, если ребенок не сидит
При постоянном посещении специалистов, проблемы выявляются на ранних стадиях. Если ребенок не сидит самостоятельно в 8 месяцев, врачи могут назначить УЗИ тазобедренных суставов, головного мозга. На основании полученных данных будут назначены лечение и коррекция.
Не всегда отставание в развитии свидетельствует о патологиях. Иногда это является особенностью развития малыша. Если ребенок позже своих сверстников освоил навыки держания головы, то и сидеть он научится позже. Поэтому важно вовремя установить причину, по которой произошла задержка.
Укреплять мышечный корсет можно при помощи:
- купания в ванной;
- массаж при гипер- и гипотонусе мышц;
- укреплять спину и шейные мышцы можно выкладывая грудничка на живот.
Важно! Ускорить освоение навыков можно при помощи курсов массажа. Проводить его должен по показаниям только специалист. Родители могут в домашних условиях выполнять простые действия, гимнастику для грудничка по рекомендациям массажиста.
Этапы освоения навыка
Сначала грудничок учится становиться на колени, подтягивать тело, вставать у опоры, ходить. Все навыки осваиваются поэтапно. В полгода малыш еще не может сидеть самостоятельно. Он может лежа подниматься на ручках, держать голову. Если его не поддерживать, в положении сидя он завалится на бок, так как мышцы еще не окрепли.
В 7 месяцев ребенок сидит более уверенно. Он уже способен сесть самостоятельно из положения лежа. В 8-9 месяцев навык сидения уже освоен полностью. Теперь малыш начинает учиться ползать.
Частые вопросы
Малыши начинают сидеть в 7 месяцев. Первый раз начинать сажать можно в полгода, поддерживая кроху. Чтобы помочь ребенку сесть, необходимо укрепить мышцы живота, спины, шеи.
В этом случае нужно помочь ребенку, если его возраст позволяет садиться. Иными словами до полугода предлагать сидеть ребенку нельзя. Ребенок учится садиться поэтапно осваивая различные навыки.
Новорожденными считаются дети до 1 месяца. Значит присаживание в этом возрасте недопустимо. Малыша обучать навыку нужно не ранее 6 месяцев.
Заключение эксперта
Обучать малыша навыку сидения можно в том случае, когда он к этому готов. Обычно это происходит в возрасте от 6-9 месяцев. Нужно помнить, что каждый малыш развивается по своему графику, и ориентироваться на сверстников в этом вопросе не стоит. “Бить тревогу” нужно, когда грудничок не сидит к году. Это считается патологией, которую нужно выявить и лечить.
Публикуем только проверенную информацию
Опытный врач-педиатр с большим стажем и клиническим опытом работы в различных медицинских организациях в области общей педиатрии, реанимации-анестезиологии и нейроинфекции. Работает с ведущими специалистами, посещает международные и российские конференции.
Нельзя назвать точный возраст, когда ребенок начнет сидеть самостоятельно, все зависит от степени развития малыша. Главное, данный процесс не нужно ускорять, нужно, чтобы все протекало естественно.
Что говорят врачи?
Дети начинают садиться в возрасте от 5 до 7 месяцев, так считают педиатры. Они же утверждают, что нормой считается, если малыш стал сидеть до девяти месяцев. В зависимости от степени психомоторного развития одни дети уверенно сидят в 4,5 месяцев, а некоторые отказываются сидеть до года. Наблюдения показывают, что девочки обычно начинают сидеть раньше, чем мальчики. Конечно, у активных и стройненьких детей все получается быстрее, чем у их пухленьких сверстников, хотя бывают и исключения.
Иногда ребенок хорошо ползает и уже начинает ходить, но до сих пор не сидит самостоятельно. Стоит ли беспокоиться по этому поводу? Нет, ни в коем случае. Ребенок сам освоит сидячую позу, когда ему это потребуется. К специалисту стоит обратиться только в том случае, если ребенок до девяти месяцев не переворачивается с живота на спинку и наоборот, и даже не проявляет никакого желания сесть.
Есть дети, которые уже в три-четыре месяца проявляют настойчивое желание принять сидячее положение. Не стоит потакать в этом стремлении. Позвоночник ребенка не окреп, сидение в таком раннем возрасте нанесет ему вред. Лучше выкладывать его в люльку-шезлонг, где малыш будет находиться в полулежачем положении и у него увеличится обзор, без вреда для позвоночника.
Физиологические особенности детского позвоночника
Позвоночник малыша не имеет изгибов. Они возникают только в период роста. К двум-трем месяцам появляется шейный изгиб, после того, как ребенок начинает держать головку. Далее, в шести месяцам появляется грудной изгиб. Позже формируется поясничный изгиб, когда ребенок начинает ходить. Естественная форма позвоночника формируется только к 3-4 годам.
Связки и мышцы находятся в стадии формирования, и поэтому не стоит забывать о предосторожностях. Если ребенка принуждать сидеть, возможно искривление позвоночника и нарушение в развитии тазовых костей. Не готовый к сидению малыш не сможет удержать спинку, что приведет к нарушению дыхания и вызовет деформацию грудной клетки.
Не нужно:
Слишком опекать малыша, лишая его свободы развиваться и передвигаться самостоятельно.
Обкладывать ребенка подушками, чтобы он не дай бог не завалился. Именно заваливаясь в стороны, малыш начинает тренировать мускулатуру, мышцы и приобретает необходимый опыт.
Рекомендации для родителей
Когда ребенок начинает учиться сидеть, лучше использовать неровную поверхность. Если ребенок лежит в неудобной для него позе, он учится переворачиваться и принимать удобное положение.
Можно использовать детский стульчик, который откидывается под углом 40-45 градусов. Стульчик удобен и полезен, ребенок будет начинать сидеть без нагрузки на позвоночник, такой стульчик можно брать с собой в любую комнату.
Многие родители часто обращают внимание на достижения соседских ребят и сравнивают свою кроху с другими. Вот уже ровесники вашего ребёнка постепенно присаживаются, а ваш даже не проявляет интереса. Но стоит ли беспокоиться по этому поводу? Специалисты рассказывают, в каком возрасте ребёнок начинает присаживаться, нужно ли ему помогать и что делать, если ребёнок не проявляет никакой инициативы.
Когда дети учатся присаживаться?
Большинство педиатров утверждают, что самостоятельно ребенок попытается сесть в 6-8 месяцев. Первая попытка присесть может проявиться уже в полгода, а кто-то пытается даже раньше. Как правило, ребёнок становится на четвереньки, раскачивается, а потом подгибает под себя ноги и пытается сесть. Чаще всего первые попытки никогда не заканчиваются успехом. Малыш бесконечно падает, но снова поднимается. А как только у него получится, кроху уже не остановить. Когда ребенок осваивает новый навык, он снова и снова пытается, пока он наконец не сядет. Чаще всего у малыша уходит на это несколько дней (максимум 2 недели).
В возрасте семи-девяти месяцев большинство детей уже могут сидеть самостоятельно, хотя, заботливая поддержка родителей не будет лишней. Если мамы или папы нет рядом, подложите подушки или посадите малыша возле спинки дивана. Через пару месяцев мышцы спины станут крепче и ребёнок сможет сидеть сам. Помните, что дети, которые родились раньше своего срока, чаще всего отстают в развитии.
Примите во внимание!
У каждого ребёнка свои ритмы и сроки приобретения новых навыков. В интернете же указаны всего лишь примерные сроки. Но и не стоит пренебрегать, если время присаживаться наступило, а малыш еще не сидит. Тогда вам стоит обратиться к своему педиатру и проконсультироваться с ним.
Как понять, что ваш малыш готов присаживаться?
Ни один малыш не сможет сесть сразу же. Все происходит последовательно. Но родители могут понять, что ребенок скоро сядет, если он проявляет следующие признаки:
Стоит ли помогать малышу, если он хочет сесть?
Большинство педиатров советуют не торопиться. Не нужно помогать ребенку присесть, а тем более, не нужно заставлять его. Природа все продумала: когда спинные мышцы ребенка окрепнут достаточно, малыш сядет сам и без помощи родителей. А вот помогать ребёнку сесть может оказаться довольно опасной практикой. Если малыш еще не готов или его мышцы недостаточно развиты, а родители присаживают его, это может навредить его здоровью.
Создайте благоприятные условия для развития нового навыка:
- Не устанавливайте бортики в кроватке малыша. Пусть ребёнок чувствует, что вокруг него есть пространство. Так он будет стремиться познать мир;
- Игры на полу под присмотром родителей благоприятно влияют на развитие новых навыков. Положите малыша на новый яркий плед или обучающий коврик;
- Покажите пример малышу: играйте с ним, перекатывайтесь со спинки на животик, присаживайтесь;
- Пусть малыш чаще бывает в вертикальном положении: носите его на руках, в этой практике на помощь мамам приходит слинг;
- Покупайте только удобную одежду для крохи. Порой ребёнок готов к присаживаниям, но из-за тесной одежды он никак не может это сделать;
- Берите своего малыша на руки чаще. Пусть у него развивается доверие к окружающему миру.
Когда присаживаются мальчики и девочки?
Мальчики и девочки в силу разницы полов отличаются в развитии. Мальчикам дается проще развитие крупной моторики, а девочкам— мелкой. Но эти отличительные черты проявляются лишь в старшем возрасте. Поэтому, не стоит нервничать и переживать, если сын у вашей соседки уже сидит, а ваша дочка еще нет. Причина заключается лишь в индивидуальных особенностях.
А если ребёнок не сидит?
Каждый родитель может понять с первых дней жизни крохи, какой у него будет темперамент. Есть малыши, которые медленно пьют молочко, спокойно лежат в колыбели и за всем вокруг наблюдают; другие быстро едят и сразу же засыпают. Будьте готовы, что энергичные детки быстрее осваивают навыки развития, а спокойные малыши будут проявлять инициативу чуть позже. Только не переживайте, ведь разница в освоении навыков не будет столь принципиальной. Хотя, порой родители прибегают к помощи специалиста.
Помните, что, если в 8 месяцев ребёнок ещё не садится и не предпринимает попыток сесть, вам нужно проконсультироваться со специалистом.
Как правило, вы обращаетесь к педиатру регулярно с целью ежемесячного осмотра. Доктор осматривает ребёнка, а также опрашивает родителей, как развивается кроха. Если что-то идёт не так, то педиатр направит вас на консультацию к узко профильному специалисту: хирургу или неврологу.
Врач осматривает ребёнка, проводит определенные тесты и анализы, а по полученным результатам даёт назначение.
Помните, что период до 12 месяцев считается периодом быстрого роста. А значит это наиболее благоприятное время для всевозможных коррекций.
Небольшая задержка в развитии совсем не означает проблемы в развитии. Порой это индивидуальная особенность ребёнка. Если он с опозданием осваивает другие навыки, то будьте готовы, что держать головку и присаживаться он будет чуть позднее. А так как любое действием мы осваиваем от простого к сложному, вполне логично, что пока ребёнок не научится держать голову, он не начнет присаживаться. Единственное, с чем вы можете ему помочь—развивать спинные мышцы, а для этого нужно малышу переворачиваться со спинки на животик и обратно. Только не торопитесь и не «проморгайте» патологию. А исключить патологию может лишь специалист, проведя определенные обследования.
В определённых ситуациях медлить крайне опасно:
- Внезапно появился откат в развитии навыков. Например, на прошлой неделе малыш активно переворачивался с животика на спинку, а на этой неделе ни разу не проявил интереса. Как будто забыл, как это делается;
- Малыш усваивал все навыки своевременно, а какой-то новый навык значительно запаздывает;
- Малыш отстает на 2 и более месяцев от среднестатистического срока с освоением новых навыков
Если вы заметили один из этих признаков, немедленно обращайтесь к специалисту и начинайте обследование.
Появлению новых навыков благоприятно способствует массаж. Однако, назначить лечение должен врач, а выполнять массаж должен специалист, который понимает особенности развития детей до года. Заниматься самолечением крайне опасно.
Теперь вы точно знаете, в каком возрасте ребенок должен садиться, стоит ли ему помогать и что делать, если малыш отстает в навыках. Даже, если у вас есть какие-либо сомнения, обращайтесь к врачу, пусть он проведет дополнительный осмотр.
Когда ваш ребенок садится, он обретает новую перспективу окружения. К тому же, теперь его руки свободны и он может использовать их, исследуя свою среду. Большинство детей могут садиться самостоятельно в возрасте девяти-десяти месяцев, однако некоторые из них могут сесть уже в восемь месяцев, а другие — не раньше, чем в двенадцать.
Разница между «»сидеть»» и «»садиться»»
Способность ребенка сесть самостоятельно является лучшим свидетельством того, что его позвоночник достаточно окреп, чтобы держать свое тело.Когда ваш ребенок садится, он обретает новую перспективу окружения. К тому же, теперь его руки свободны и он может использовать их, исследуя свою среду. Большинство детей могут садиться самостоятельно в возрасте девяти-десяти месяцев, однако некоторые из них могут сесть уже в восемь месяцев, а другие — не раньше, чем в двенадцать.
Если сажать ребенка с поддержкой до того, как он сможет стабилизировать свое тело самостоятельно, на позвоночник может быть оказано вредное давление, и ему приходится поддерживать себя руками. Что же мы имеем в результате? Ребенок не может использовать свои руки для игры и исследования.
When babies are propped up in the sitting position before they can stabilize their bodies independently, harmful pressure may be exerted on the spine, which triggers the need to support themselves with their hands. The result? They can’t use their hands for play and investigation. Babies who are propped up in a sitting position too early remain ‘stuck’ in this position without being able to change into another position: they can’t lie down on their backs, switch onto their tummy and they definitely can’t crawl. Babies’ ability to sit up on their own is the best indication that their spine is strong enough to hold their bodies. If you still want to help your baby into the sitting positions, limit this activity for brief periods at a time, make sure your baby doesn’t fall over to the side and that she’s propped against appropriate support for her delicate back.Check out our expert video about how to help baby sit up, with explanations and tips from a physical therapist who specializes in infants.
«»Садиться»» против «»сидеть»»
Существует разница между понятиями «»садиться»» и «»сидеть»»: «»сидеть»» относится к способности ребенка сидеть без поддержки, когда его поместили в это положение. Примерно в 5-6 месяцев (диапазон составляет от четырех до семи месяцев), если вы поместите вашего ребенка в сидячее положении, то он будет сидеть. На данном этапе он все еще не может изменить свое положение. «»Садиться»» — это способность ребенка сменить положение лежа на положение сидя и наоборот.
Что делать можно, а чего делать нельзя
Если сажать ребенка с поддержкой до того, как он сможет стабилизировать свое тело самостоятельно, на позвоночник может быть оказано вредное давление, и ему приходится поддерживать себя руками. Что же мы имеем в результате? Ребенок не может использовать свои руки для игры и исследования. Дети, которых сажают слишком рано, «»застревают»» в этом положении и не могут сменить его. Они не могут лечь на спину, на животик или поползти. Способность ребенка сесть самостоятельно является лучшим свидетельством того, что его позвоночник достаточно окреп, чтобы держать свое тело. Если вы все равно хотите посадить вашего ребенка, ограничьте сидение коротким периодом. Убедитесь в том, что он не заваливается на сторону, и что его спина поддерживается.
Любые советы и информация, представленные на данном сайте, являются лишь предложениями и не должны рассматриваться как профессиональная медицинская диагностика или мнение. Мы рекомендуем вам также обратиться к врачу, и призываем вас немедленно связаться с ним, если ваш вопрос не терпит отлагательства.
Каждый из родителей с нетерпением ждет, когда же их чадо превратится в активного исследователя и начнет изучать окружающий мир. Все самое интересное происходит с того момента, когда ребенок учится ползать. Как же помочь ему в этом и нужно ли готовиться к такому долгожданному событию?
Когда дети начинают ползать
Ползание является важным этапом развития малыша, когда укрепляются его мышцы и позвоночник, лучше становится координация движений, развивается мышление. Теперь маленькому исследователю несложно достать то, за чем ранее можно было наблюдать только на расстоянии.
Как только ребенок начнет переворачиваться со спины на животик и проводить в таком положении много времени, он непременно попробует передвигаться самостоятельно. Как правило, это происходит в период между шестым и девятым месяцами. Так или иначе, такой навык детишки не обретают в один момент, а происходит все поэтапно.
Как ребенок учится ползать
Ползание – постепенный процесс, включающий несколько этапов:
Малыш учится держать голову, лежа на животе. Это первый шаг к тому, чтобы научиться ползать. Развивается такое умение в двухмесячном возрасте, когда укрепляются мышцы шеи и легче поддерживать голову.
Приблизительно в 4 месяца ребенок старается приподниматься на локтях, поддерживая верхнюю часть туловища.
В шесть месяцев детки приподнимаются и становятся на четвереньки. Такое положение тела говорит о том, что малыш готов к ползанию.
Как правило, к 8-ми месяцам ребенок активно ползает, задействуя силу рук (ноги и туловище, при этом, не используются).
В возрасте 9-ти месяцев дети обладают достаточной ловкостью и силой мышц, позволяющих использовать для ползания все четыре конечности.
Все детки ползают по-разному. Одни перемещаются на попке, другие могут крутится вокруг своей оси или делать однобокие движения. Достаточно часто ребенок перемещается на животе, «по-пластунски», словно маленькая гусеничка. Распространенным является «перекрестный» (классический) способ ползания, когда малыши удерживают вес тела на руке и противоположном колене, а затем меняют положение, направляясь вперед. Любой из этих способов является правильным, укрепляет мышцы и развивает координацию движений.
Как помочь ребенку, который учится ползать
Чтобы польза от ползания была максимально эффективной, родителям необходимо придерживаться нескольких рекомендаций относительно действий маленького первооткрывателя и организации пространства. Помимо массажей, комфортной температуры в помещении и удобной, не сковывающей движений одежды, важно подобрать практичный развивающий коврик, усиливающий полезность и безопасность ползания.
Яркие цветные изделия с мультяшными принтами в разы повышают интерес малыша к веселым, занимательным играм. Практичные варианты спокойных, пастельных тонов, благотворно воздействуют на психоэмоциональное состояние крохи. Такие коврики идеально подходят, как для первых выкладываний на животик (tummy time), так и ползания. Их поверхность не должна быть очень мягкой, чтобы ручки и ножки не проваливались и можно было свободно двигаться. Не подходят и слишком твердые покрытия, учитывая, что малыш может упасть и удариться.
Лучшее решение – приобрести в меру мягкие и, в то же время, амортизирующие и упругие детские коврики, учитывая возрастные особенности малыша, его интересы и темперамент. Важное значение отводится качеству изделия, обеспечивающего безопасность и комфорт маленького исследователя.
Детские коврики Parklon – выбор родителей и польза для малышей! Компактные детские коврики быстро складываются, поэтому их можно брать с собой на пикник или прогулку. В нашем интернет-магазине представлен широкий выбор складных ковриков для ползания:
Более «домашними», но не менее удобными являются стационарные модели ковриков для ползания. Они экологичные, теплые, водонепроницаемые, легко очищаются, поглощают шум, отличаются привлекательным дизайном. На них приятно лежать и удобно ползать. Благодаря научным исследованиям и многолетнему опыту, при изготовлении ковриков Parklon учтены все требования и соблюдены стандарты. И купить их можно по выгодной цене.
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
- положение туловища
- объем движений
- наличие асимметрии в двигательной сфере.
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
Приучение ребенка к горшку является одной из актуальных тем для родителей. Естественно, всем хочется, чтобы их малыш как можно быстрее и легче привык к новому для него предмету.
Насчет возраста и методов обучения единого мнения до сих пор нет. Одним из авторитетных специалистов в данной области является врач и популярный телеведущий Евгений Комаровский. К его советам сегодня прислушиваются многие родители. Он предлагает свой путь от подгузника до самостоятельного посещения туалета.
Раннее приучение или выработка рефлекса
Многим активным и усердным родителям удается добиться определенных успехов в освоении малышом горшка в возрасте до года. По мнению Комаровского, в том, что дети девяти, восьми и даже семи месяцев могут мочиться и ходить по большому после услышанного «пи-пи» или «а-а», нет ничего удивительно. Многократное повторение этих звуков формирует у малыша условный рефлекс. Но популярный врач объясняет, что такое освоение горшка нельзя назвать полноценным. В данном случае такой процесс развивается по схеме «слова родителей – горшок», а правильнее было бы «наполненный мочевой пузырь/кишечник – горшок». Акцент делается на том, что стимулировать мочеиспускание или дефекацию должно физиологическое явление, а не звуки, произнесенные родителями.
Евгений Комаровский отмечает, что нередко после раннего приучения у ребенка 2 лет появляются трудности с туалетом. Родители недоумевают, почему их малыш, который давно освоил горшок, вдруг стал отказываться ходить в него. Врач объясняет это тем, что у ребенка в этом возрасте как раз начал формироваться естественный контроль над физиологическими нуждами, и он больше не хочет их связывать с родительскими призывами.
Оптимальный возраст для приучения к горшку
По мнению доктора Комаровского, возможность контролировать выделительные функции у ребенка появляется в возрасте 2,5–3 лет. Он не отрицает, что есть дети, у которых все получается гораздо раньше, но все же в большинстве случаев родителям стоит ожидать успехов в «общении» с горшком после того, как малышу исполнится 2 года. В вопросе приучения популярный врач также советует ориентироваться на то, что оптимальным возрастом для знакомства детей с горшком является период от 1 года до 3 лет.
Признаки готовности ребенка к приучению к горшку
Чтобы данный процесс проходил легко и без дискомфорта, Комаровский советует некоторое время понаблюдать за малышом, чтобы обнаружить признаки его готовности к обучению. Они должны быть как с физиологической, так и с психологической стороны. Приучение к горшку пора начинать, если:
- малыш может сообщить доступным ему способом (жестом, словом или звуком) о желании сходить в туалет;
- режим дефекации у ребенка можно назвать стабильным;
- он может более 1,5 часов оставаться в сухом подгузнике;
- кроха знает части своего тела, их назначение, а также названия одежды;
- он понимает значение слов «покакать» и «пописать»;
- ребенок показывает отрицательные эмоции по поводу мокрого/запачканного подгузника, пытается его снять;
- малыш хочет или умеет сам заходить в туалет и выходить из него.
Основные принципы приучения к горшку
Выбор горшка. По мнению доктора Комаровского, в вопросе приучения не так важны форма, цвет и «опции» горшка. Главное, чтобы он был удобным и не воспринимался исключительно в качестве игрушки. Телеведущий советует обратить внимание на качество и экологичность материалов, а также размер изделия.
Следование системе. Евгений Комаровский отмечает, что быть готовым к этому непростому делу должен не только ребенок, но и его родители. Им важно заранее определить тактику своего поведения в период перехода от подгузников к туалету, понимать, что общение с малышом будет занимать большую часть времени. Также он советует вырабатывать новые навыки постоянно, а не только в удобное для взрослых время (вечером или в выходной). Бессистемность запутает ребенка.
Выбор оптимального времени. Начинать приучение к горшку нужно в благоприятное для этого время. В частности, все окружающие малыша должны быть здоровы и пребывать в хорошем настроении. Наиболее удачным периодом для этого является лето, так как ребенок одет максимально легко и процесс переодевания не занимает много времени. Знакомство с горшком лучше начинать в те моменты, в которые вероятность успешного мочеиспускания или дефекации особенно высока. Оптимально это делать после еды или сна, перед ними. Также можно предложить малышу горшок, если его поведение указывает на желание помочиться.
Закрепление успеха. Если малыш все сделал правильно, его обязательно нужно похвалить и порадоваться успеху. В случае неудачи не следует показывать малышу отрицательные эмоции, лучше объяснить, как нужно поступить в следующий раз.
Если малыш с успехом осваивает горшок, то этот предмет нужно вписать в распорядок дня. К примеру, ребенок должен привыкнуть ходить в туалет перед прогулкой и перед сном. Евгений Комаровский не призывает сразу же отказываться от одноразовых подгузников, ведь они еще могут понадобиться ночью или во время длительной поездки.
Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.