Как формируются кости черепа у младенца

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздравсоцразвития России

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России, Москва, Россия, 125284

Определение возраста детей по фрагментам свода черепа с использованием современных методов исследования

Журнал: Судебно-медицинская экспертиза. 2018;61(6): 13‑16

Звягин В.Н., Анушкина Е.С. Определение возраста детей по фрагментам свода черепа с использованием современных методов исследования. Судебно-медицинская экспертиза. 2018;61(6):13‑16.
Zviagin VN, Anushkina ES. Determining the age of the children from the cranial cranium vault fragments with the use of the modern investigative techniques. Sudebno-Meditsinskaya Ekspertisa. 2018;61(6):13‑16. (In Russ.).
https://doi.org/10.17116/sudmed20186106113

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздравсоцразвития России

Исследовали 280 шлифов костей свода черепа 70 детей в возрасте от 2—3 нед жизни до 21 года. Шлифы готовили из костных пластинок области венечного (С — средний участок), стреловидного (S — верхушечный и S — обелионный участки) и затылочного (L — средний участок) швов. Толщину кортикального и губчатого вещества измеряли с помощью микроскопа Olympus ВХ 51, цифровой фотокамеры OlympusSС 30 и компьютерной программы ImageScope. По программе регрессионного анализа в пошаговом варианте (Statistica 10) рассчитали 20 уравнений множественной линейной регрессии (МЛР), которые рекомендуется использовать для ориентировочной (до 21 года) и уточняющей (до 1 года, 1—7, 7—14 лет и 14 лет — 21 год) диагностики возраста детей при экспертизе фрагментированного свода черепа. В каждой группе рассчитывали по 4 уравнения МЛР для различных комбинаций признаков. Реальное уточнение возраста детей судя по коэффициентам множественной корреляции возможно в возрасте до 7 лет. В интервале от 7 до 14 лет такая возможность резко снижается, а после 14 лет практически отсутствует. Доверительный интервал (±SD) уравнений МЛР до 1 года составляет около ±1 мес, от 1 до 7 лет — около ±1 года. В рамках данных интервалов возможна коррекция данных, что бесспорно увеличивает доказательность выводов. Вероятный «паспортный» возраст ребенка, определенный по фрагментам свода черепа, в 68% случаев будет в диапазоне ±SD от биологического возраста (Y), определенного по уравнениям МЛР. Верификация методики проведена на независимой выборке от 7 лиц известного возраста. Результаты в целом оказались близки к расчетным.

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздравсоцразвития России

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России, Москва, Россия, 125284

Все родители хотят видеть своего ребенка здоровым и крепким. Поэтому понятна их тревога о том, правильно ли он развивается.

Конечно, было бы неверно рассматривать ребенка, как уменьшенную копию взрослого. Новорожденный беспомощен, в вертикальном положении не удерживает головку, не может самостоятельно изменить положение своего тела; движения его ручек и ножек беспорядочны. Тело новорожденного как бы стремится сохранить внутриутробное положение с согнутыми и приведенными к туловищу руками и ногами в связи с повышенным тонусом мышц-сгибателей, который с возрастом постепенно исчезает. Костная ткань грудного младенца содержит меньше плотных веществ и больше воды. Кости черепа не сращены между собой, что позволяет им «заходить друг за друга» при прохождении через родовые пути матери: размеры головы ребенка уменьшаются, что облегчает процесс родов. Такая деформация черепа может сохраняться еще некоторое время после рождения и затем исчезает сама по себе. Постепенно швы между костями черепа окостеневают, роднички уменьшаются и полностью закрываются к 9-11 месяцу. Однако к моменту рождения окончательное окостенение еще не произошло, и скелет малыша довольно долго остается слабым и податливым. Поэтому при неправильном ношении ребенка (постоянно на одной и той же руке), нарушении правил пеленания, неэффективно проводимой профилактике рахита кости детей раннего возраста легко искривляются, возникают предпосылки для возникновения нарушений осанки. Ребенок также не должен постоянно лежать на одном и том же боку – в этом случае может возникнуть уплощение костей черепа с одной стороны.

Когда кроватка ребенка стоит у стены, он поворачивает голову в противоположную сторону, реагируя на звуки и движение вокруг. Если положение младенца не менять, у него возникает стойкая привычка держать голову на бок и развивается так называемая установочная кривошея. Вовремя замеченная, она легко исправляется чередованием положения ребенка в кроватке и массажем.

Истинная врожденная мышечная кривошея встречается гораздо реже. В основе этого заболевания лежит недоразвитие грудино-ключично-сосцевидной мышцы, что ведет к уплотнению и утолщению, а затем и укорочению ее. Уже на третьей неделе жизни становится заметно, что подбородок поворачивается в здоровую сторону, надплечье на стороне поражения становится выше другого, мышца утолщена и натянута, а объем движений головой ограничен. Замеченная вовремя, эта патология успешно лечится ортопедами, что позволяет избежать развития асимметрии лица и осложнений в виде сколиоза в последующем.

Позвоночник у новорожденных в первые месяцы жизни почти прямой, физиологические изгибы его, характерные в норме для более старших детей и взрослых, формируются постепенно, по мере роста ребенка: когда он начинает держать голову, возникает лордоз (изгиб вперед) в шейном отделе позвоночника; когда садится, появляется кифоз (изгиб назад) в грудном отделе; когда учится стоять и ходить – лордоз в поясничном отделе. В первое время эти изгибы сглаживаются в положении лежа, а в дальнейшем они приобретают стойкую форму.

Чем больше двигается ребенок, тем активнее идет развитие его костно-мышечной системы. Кроме того, подвижный, крепкий, физически развитый ребенок реже болеет, а, заболев, быстрее выздоравливает. Физическая активность стимулирует развитие коры головного мозга, управляющей всей жизнедеятельностью организма. Поэтому с самого раннего возраста необходимо заниматься с малышом гимнастикой. Под влиянием упражнений мышцы малыша хорошо развиваются и укрепляются. Причем наибольшую пользу приносят именно активные движения, стимулирующие развитие двигательных навыков: надо учить ребенка тянуться и брать предмет; не сидеть, а садиться; не стоять, а вставать, держась за опору, и т. д.

Когда ребенок подрастет, учите его плавать, танцевать, кататься на велосипеде. Кроме того, не водите его за одну и ту же руку, чтобы избежать перекоса туловища; следите, чтобы он ровно и правильно сидел за столом, не подкладывая под себя ноги; не разрешайте рисовать, сидя на диване или лежа на полу, а подберите для малыша соответствующую его росту мебель. Этим вы предупредите развитие нарушений осанки и сколиоза. Кстати, неправильно думают родители, считающие, что осанка дана ребенку от рождения. Осанка, или привычная поза, приобретаемая в течение всего периода роста, зависит не только от правильного взаиморасположения отдельных частей тела, но и от тонуса мышц, которые удерживают позвоночник. При хорошей осанке человек держится прямо, плечи на одном уровне, слегка развернуты, грудь несколько выдвинута вперед, живот подтянут. Вследствие недостаточного развития мышц у дошкольников физиологические изгибы позвоночника еще слабо выражены, и голова и плечевой пояс могут быть незначительно смещены вперед, лопатки могут слегка выступать, а линия грудной клетки – плавно переходить в линию живота, который выступает на 1-2см. Все это не является для детей 3-5лет отклонением от нормы.

Также и ножки маленького ребенка отличаются от ног взрослого. Человек рождается с плоской стопой, и только к 6-7-летнему возрасту кости стопы должны образовать конструкцию, похожую на арку. У детей 1-2 года жизни нередко хорошо развита подкожно-жировая клетчатка в области подошвенной поверхности стопы, но это не является плоскостопием. А вот отклонение стопы наружу, когда нагрузка при ходьбе приходится в большей степени на ее внутренние отделы (вальгусная установка стопы) – повод обратиться к врачу, который назначит специальные корригирующие упражнения и, при необходимости, стельки. В любом случае, для того, чтобы своды стоп сформировались правильно, ходить ребенок должен в обуви с твердой, но эластичной подошвой; супинатором; широким каблучком и плотным, достаточно высоким задником, удерживающим ногу в правильном положении.

Когда ребенок начинает ходить, у него может развиться О- или Х-образная деформация нижних конечностей. Происходит это, как правило, вследствие слабости мышц и связок на фоне недостатка кальция в костях. Нагрузка при ходьбе и избыточный вес провоцируют развитие искривления. Однако в процессе роста ребенка кости выравниваются и у 95% детей эта деформация ног исчезает полностью к трехлетнему возрасту. Способствуют этому нормализация массы тела ребенка, гимнастика и массаж, прием кальция, правильный подбор обуви.

Растить детей – это подлинное искусство, которое требует постоянного совершенствования. Нужно буквально лепить здоровье ребенка. Наиважнейшее условие развития и сохранения здоровья – это движение, которое приносит не только пользу, но и радость малышу. Внимательные, любящие и терпеливые родители помогут своему ребенку вырасти здоровым и сильным и развить его таланты и возможности.

Врач по лечебной физкультуре отделения медицинской реабилитации
Малиновская Ирина Петровна

Как формируются кости черепа у младенца

Знание анатомических особенностей черепа новорождённого важно для анатомии, а также для ряда клинических дисциплин акушерство, неонатология и др. Череп новорождённого отличается своими пропорциями и формой, числом костей, их строением, наружным и внутренним рельефом. В черепе новорождённого наблюдается резкое преобладание размеров мозгового отдела над размерами лицевого. Объём полости черепа составляет в среднем у мальчиков 375 см3, у девочек 350 см3; полный объём лица новорождённых равен 57,17 см3, т.е. в 67 раз меньше полости черепа. В мозговом черепе свод развит значительно сильнее основания. Благодаря выступанию лобных и теменных бугров череп в вертикальной норме имеет форму пятиугольника. Продольный диаметр черепа равен 11,5 мм, поперечный диаметр и вертикальный составляют по 9,5 см. Исходя из этих величин, черепной указатель равен 82,6 (брахикрания). По величине высотно-продольного указателя черепа новорождённых относятся к группе хамекранов (низкие черепа), а по высотно-поперечному указателю к тапеинокранным (низкие и широкие черепа). Основание черепа узкое и длинное, но длина основания по сравнению с длиной свода меньше, чем у взрослых. Поперечный диаметр основания черепа меньше поперечного диаметра свода (И.А. Баландина с соавт., 2009, А.С. Оправин с соавт., 2013).

В черепе новорождённого слабо выражена поэтажность черепных ямок внутреннего основания. Число отдельных костных элементов в черепе новорождённого больше, чем у взрослого, так как многие кости состоят из несросшихся между собой частей. Например, лобная кость состоит из двух частей; затылочная кость разделена на чешую, латеральные и базилярную части; каменистая часть височной кости отделена от чешуйчатой части; в клиновидной кости большие крылья не сращены с её телом; нижняя челюсть состоит из двух половин.

Свод черепа покрыт толстой надкостницей, слабо соединенной с костями, что способствует развитию поднадкостничных гематом при родовой травме. Толщина костей свода равна 1-2 мм. Наружная компактная пластинка сформирована, а внутренняя выражена лишь в центральных участках костей. Диплоэ состоит в основном из радиально расположенных костных перекладин, по направлению к краям костей перекладины наслаиваются друг на друга и истончаются. В прикраевых участках между костными лучами имеются узкие щели, иногда глубоко проникающие в кость. Диплоические каналы в костях свода имеют кораллообразную форму. Основные каналы (лобные, височные и затылочные) отчетливо выявляются как древовидные структуры. Пневматизация костей мозгового черепа отсутствует или находится в зачаточном состоянии. Рельеф как наружной, так и внутренней поверхности мозгового черепа выражен у новорождённых очень слабо: отсутствуют надбровные дуги, височные линии, мышечные линии затылочной кости, выступы мозговых извилин, не развиты сосцевидный и шиловидный отростки, отсутствуют или находятся в начальной стадии формирования сосудистые борозды и ямочки грануляций (В.С. Сперанский,1988). Швы свода черепа отсутствуют, так как края костей еще не имеют контакта между собой. Благодаря этому кости черепа обладают значительной подвижностью; это имеет значение при родах, когда головка плода должна изменить свою конфигурацию, чтобы приспособиться к форме родового канала.

Характерным признаком черепа новорождённого являются роднички. Роль родничков состоит в том, что они в силу своей податливости выравнивают колебания внутричерепного давления, за счёт родничков происходит увеличение объёма черепа, появляется возможность смещения костей черепа при родах. Различают постоянные и непостоянные роднички. К первым относятся непарные передний и задний роднички и парные клиновидный и сосцевидный роднички; к непостоянным относятся глабеллярный, метопический, теменной и мозжечковый роднички. Замещение перепончатой соединительной ткани родничков костной происходит в промежуток от 2 месяцев (всех, кроме переднего) до 2 лет. Рост костей черепа в области их соединений (будущих швов) происходит способом наложения – аппозиции (М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк, 2010).

Лицевой череп новорожденного более развит в ширину, чем в высоту. Полная высота лица составляет немногим более половины ширины лица. Эти отличия пропорций вызываются малой высотой полости носа, слабым развитием верхнечелюстных пазух и альвеолярных отростков челюстей. Относительно большая ширина лицевого черепа связана также с более фронтальным расположением скуловых костей. Глазницы у новорожденных относительно велики. Костное небо короткое и широкое. Лицевой череп в целом сдвинут кзади по отношению к мозговому черепу соответственно большей величине базилярного угла. Верхняя челюсть слабо выступает вперед, поэтому профиль лица мало выражен. Нижняя челюсть отличается недоразвитием подбородочного выступа и тупым углом ветви челюсти. Как и в мозговом черепе, поверхность костей лишена мышечного рельефа (В.С. Сперанский, 1988).

Среди деформаций черепа встречаются врожденные и приобретенные. Врожденные появляются еще во время беременности, и ребенок рождается с определенным пороком развития. Приобретенные возникают после родов, чаще всего в результате травмы или определенного вмешательства, например, хирургического.

Краниостеноз у детей может быть как врожденным, так и приобретенным после рождения. Этот дефект представляет собой досрочное сращение или отсутствие швов в костях черепа, которые в норме должны оставаться пластичными для естественного роста и развития мозга ребенка. В результате внутричерепное давление повышается, а форма черепа видоизменяется. Если речь идет о пороке развития, краниостеноз у новорожденных может сопровождаться и другими дефектами, которые затрагивают головной мозг и другие органы тела. В случае с приобретенным заболеванием сращение швов происходит из-за травмы или хирургического вмешательства.

Краниостеноз встречается у одного из 1000 новорожденных.

Из-за чего возникает заболевание

Врачи единогласны во мнении: наследственность на преждевременное сращение костей черепа не влияет. И если с приобретенным заболеванием ситуация более или менее понятна, то на появление врожденного с разной долей вероятности могут влиять:

  • врожденные пороки развития плода;
  • сложности в формировании черепа эмбриона в первые 12 недель беременности;
  • инфекции, поражающие плод внутриутробно (герпес, краснуха, токсоплазмоз и другие).

Чем опасен краниостеноз

Отсутствие подвижных швов в черепе остро ограничивает головной мозг. Поэтому чем раньше приходит помощь при краниостенозе, тем более высока вероятность полного излечения ребенка в будущем. Механизмы компенсации у младенцев до 2 лет очень высоки, реабилитация же после этого возраста оказывается более сложной и продолжительной. Если не пройти лечение своевременно, заболевание может вызывать следующие состояния:

Если же не пройти лечение своевременно, заболевание может вызывать следующие состояния:

  • задержка физического, психического, интеллектуального развития;
  • нарушение нормальных функций головного мозга;
  • недоразвитие скелета;
  • сжатие и атрофия зрительного нерва вплоть до полной потери зрения;
  • головные боли;
  • офтальмологические заболевания;
  • смерть.

Каким бывает краниостеноз у детей

В первую очередь зависит от того, есть ли у ребенка другие пороки развития. Иногда патология сопровождает различные синдромы — тогда ее называют синдромальной. Например, она может возникать одновременно со сращением пальцев на руках или ногах, расщелиной нёба или губы, мозговыми грыжами.

Если сращение швов в костях черепа происходит без других дефектов развития, оно считается несиндромальным, то есть самостоятельным.

Врачи классифицируют болезнь на виды исходя из того, какие именно черепные швы срастаются:

  • метопический,
  • лямбдовидный,
  • коронарный,
  • сагиттальный.

Синостоз — или сращение швов — может вовлекать в себя от одного до нескольких швов. Существует понятие пансиностоза — полного зарастания всех швов. Такой вид патологии можно считать наиболее тяжелым, он встречается реже остальных.

Как проходит лечение краниостеноза у детей

Способ устранить патологию только один — хирургическая операция. Ее проводят, чтобы восстановить форму костей черепа. После того, как кости принимают естественную форму, их скрепляют мини-шурупами или мини-пластинами, хирургической проволокой, которые удаляют через год. Их удаляют через год. В ходе операции врачи используют современный технологичный биодеградирующий материал, который не нужно удалять хирургически — он постепенно растворяется сам, а на его месте прирастает собственная костная ткань. Это существенно упрощает восстановление пациента.

Наилучших результатов можно ожидать, если операция проводится в возрасте от 3–4 месяцев до 2 лет. Сильные деформации черепа иногда можно заметить только после того, как кости заканчивают свое формирование, то есть в возрасте 5–6 лет. В таких случаях патология проявляет себя сильными головными болями, ухудшением зрения и повышением внутриглазного давления, повышенной утомляемостью и раздражительностью.

Если заболевание возникает как ответ на трепанацию черепа или после травмы, деформированный участок кости удаляют, а на его место устанавливают имплант из современного материала — полимера, металла или керамики.

Медицинские организации

Помощь детям с этой патологией оказывают в следующих российских клиниках:

  • Детской республиканской клинической больнице МЗ РТ (г. Казань),
  • ФГБУ НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева Минздрава России.

Помощь благотворительного фонда «Линия жизни» в лечении детей с краниостенозом заключается в покупке перевязочных материалов и инструментов, которые требуются для коррекции дефекта.

Форма головы у новорожденных малышей бывает не только округлой, но и вытянутой, приплюснутой, яйцевидной — и все эти варианты могут быть нормой.

К моменту появления на свет кости черепа у малышей еще неплотные (отвердеть окончательно им предстоит за первый год), а швы между ними пока не успели зарасти. Во время родов кости накладываются друг на друга, позволяя ребенку легче продвигаться наружу. Вот почему после естественных родов форма головы слегка вытянутая, а у маленьких «кесарят» — ровная и округлая. Из-за перипетий путешествия по родовым путям кроха может появиться на свет с несимметричной головой, а иногда еще и с шишкой (кефалогематомой) или отеком (так называемым родовым).

Мамы часто удивляются: почему у младенцев такая крупная голова? Относительно размеров тела она и вправду гораздо больше, чем у взрослых — при рождении голова малыша в окружности примерно на 2 см больше грудной клетки. Но случается, что эти размеры увеличиваются еще сильнее: так бывает, если в полости черепа скапливается спинномозговая жидкость. Тогда врачи говорят о гидроцефалии. Эта проблема может возникнуть, если во время беременности женщина перенесла тяжелую инфекцию. А бывает наоборот — голова новорожденного оказывается слишком маленькой (микроцефалия). К счастью, во многих случаях причина ее необычной формы или размера оказывается куда проще: все эти особенности ребенок может унаследовать от родителей.

У новорожденных детей нормальной принято считать следующие формы головы:

Долихоцефалическая — в этом случае череп слегка приплюснут, вытянут от подбородка к затылку, имеет продолговатую по диагонали форму.

Брахеоцефалическая — поперечный диаметр головы больше продольного, череп вытянут от лба к затылку, немного приплюснут.

Башенная — череп вытянут вертикально, причина — быстрое заращивание швов костей черепа.

Очень часто форма головы у ребенка является причиной тревоги и вопросов у родителей: уплощенный затылок, асимметрия черепа, вытянутая голова. Их переживания можно понять. Может ли форма головы стать причиной серьезных проблем в развитии и что нужно делать родителям, чтобы форма головы была правильной?

На этот вопрос «Летидору» ответил Олег Леонкин, переводчик с детского языка на взрослый, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и массажу, муж и отец пятерых детей, ведет свой сайт и блог в «Инстаграме».

Что влияет на формирование черепа у ребенка

Сразу нужно сказать, что в большинстве случаев форма головы не влияет на формирование функций и на развитие ребенка.

Существуют состояния, при которых форма черепа изменена — и это связано с серьезными проблемами. Как правило, такие состояния врачи не пропускают, и мы не будем о них говорить.

Во всех остальных случаях это в большей степени «косметическая» проблема. Форма черепа малыша постепенно изменяется и приходит в норму. Причина тому — особенность строения черепа у новорожденного ребенка.

Кости черепа у младенца мягкие.

Это прихоть природы и необходимость, так как во время прохождения через родовые пути череп сдавливается, и подвижность костей черепа играет большую роль в этом процессе. Для этого у нас при рождении есть все, например, роднички. Все это служит нам добрую службу во время родов, но может принести беспокойство в последующем.

Если ребенок часто находится в одном положении, то форма черепа у него может изменяться, так как происходит длительное давление на кости.

Если ребенок много лежит на спине, у него может уплощаться затылок.

При асимметрии тонуса у ребенка голова может быть повернута в одну сторону, и это тоже приводит к изменению формы черепа. Такое бывает при кривошее. Гематомы после родов также могут привести к изменению формы черепа.

Кривошея у ребенка

Если у ребенка кривошея, то тут нужно обращаться к специалистам: остеопату или массажисту. В этом случае рекомендуют часто менять позицию ребенка, чтобы он как можно меньше находился в одном положении.

В этом случае я могу дать несколько рекомендаций родителям.

  1. Очень важно часто менять положение ребенка именно днем. Если вы решите заняться этим ночью, то это приведет к тому, что не выспитесь ни вы, ни ребенок.

Ночь — это время для сна, а не для коррекции. Днем вы можете много носить ребенка на руках, и это уже является профилактикой.

Чаще подносите ребенка к тем предметам, которыми он интересуется.

Причем именно той стороной, в которую он с трудом поворачивает голову. Это будет самый эффективный способ.

Помните, что когда ребенок находится у вас на руках, не бывает статики: ведь вы постоянно меняете положение ребенка, и именно так действовать рекомендуют специалисты.

  1. Можно лежать с ребенком на боку. Если ребенок лежит на спине, то укладывайте его в свои руки так, чтобы голова находилось по средней линии — и ребенок смотрел вперед.

Именно зрительная фиксация лучше всего учит ребенка удерживать голову по средней линии.

Динамика, укладки в сочетании с массажем или остеопатическими манипуляциями дают хороший и быстрый результат.

Плоский затылок

Уплощенный затылок чаще всего бывает у ребенка, когда он лежит часто на спине и опирается на заднюю часть головы. Такое часто бывает при повышенном тонусе мышц спины.

Тогда происходит длительное и мощное давление на кости черепа, и затылок уплощается.

В данном случае рекомендации не отличаются от тех, что были даны выше при кривошее: массаж, остеопат и частая смена положения, которую проще всего обеспечить при ношении ребенка на руках.

Влияет ли форма головы на общее развитие ребенка

Изменение формы черепа не оказывает влияния на развитие ребенка и формирование его мозга. Другое дело — привычка поворачивать голову. Ребенок развивается и учится фиксировать взгляд, а также дотягиваться до игрушек.

Так вот, если он привык смотреть в одну сторону, то, скорее всего, он будет чаще использовать одну руку. У него возникнет привычка все делать с одной стороны. Эта особенность закрепляется в моторике и поведении ребенка. Все сенсорные системы «записывают» этот способ как правильный, и ребенок стремится в привычное положение.

Даже если родители справились с мышечными проблемами у младенца, то это не гарантирует, что он станет поворачивать голову в обе стороны.

Поэтому одновременно с укладками и массажем нужно еще и учить ребенка фиксировать взгляд.

Мало уложить ребенка на валики, важно еще, чтобы он проявил интерес к процессу и был активным. Тогда через некоторое время он будет самостоятельно менять положение, выбирать разные позы. Изначально это требует большего внимания со стороны взрослых, но потом дает отличные результаты: ребенок будет переворачиваться в обе стороны, симметрично ползать, ему будет проще осваивать все моторные навыки.

Кстати, родителям не придется переживать об искривлении позвоночника в школьные годы.

Подводя итог, можно сказать, что измененная форма черепа — это симптом. Причину нужно выяснять и предпринимать действия, которые помогут ребенку.

Я рассмотрел только несколько причин, которые приводят к изменению формы черепа, но бывают и другие: рахит, эндокринные проблемы, генетические аномалии, обменные нарушения.

Во всех этих случаях нужно обращаться к врачам, и без медикаментозного сопровождения в большинстве случаев не обойтись. Возможно, понадобится сформировать особую диету для кормящей мамы. И в таких ситуациях я рекомендую прийти на прием к педиатру, который направит к нужному специалисту.

Иногда родители замечают, что голова ребенка стала ассиметричной (чаще всего — в области затылка). Педиатры в один голос рекомендуют в таких случаях поворачивать ребенка на другой бок, и обещают, что со временем это пройдет. Но время идет, а проблема не уходит. Почему так бывает и что с этим делать? Давайте разбираться.

Как формируются кости черепа у младенца

Голова новорожденного имеет ряд существенных особенностей. Мозговой череп в результате активного роста мозга и раннего формирования органов чувств по объему в 8 раз больше лицевого. У взрослого человека он больше всего в 2 раза. Кроме того, череп новорожденного ребенка намного мягче и податливее, чем череп взрослого. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы.

С одной стороны, многие родовые травмы имеют ограниченное влияние на стремительно развивающийся головной мозг ребенка до момента закрытия родничков (это неокостеневшие соединительнотканные участки свода черепа); мягкая структура позволяет адаптироваться к быстрому росту. С другой, кости могут неравномерно расти за счет сжатия наиболее мягких частей черепа.

Как формируются кости черепа у младенца

Если мы посмотрим на затылочную кость новорожденного ребенка, то увидим, что, по сути, это 4 кости, которые полностью срастутся к 6-7 годам. Примерно в это же время завершают свое развитие и срастание позвонки верхнего шейного отдела. Если в родах хрящевые структуры сочленения первого позвонка и затылочной кости были сдавлены, то ребенок будет постоянно лежать на одной стороне затылка, из-за чего кость может развиваться неправильно. Также в родах может быть травмирована и затылочная кость, вернее, сочленения между ее частями. В таких случаях родители видят «скошенный» или «приплюснутый» затылок. Заметить же повреждения остальных костей значительно сложнее.

На что нужно обращать внимание родителям?

  • Несимметричное положение ребенка (лежит «бананчиком»);
  • Ребенок поворачивает голову преимущественно в одну сторону;
  • Явные признаки деформации или асимметрии головы;
  • Срыгивания, повышенный или пониженный мышечный тонус, беспокойный сон;
  • Закидывание головы или выгибание ребенка назад.

Если оставить все как есть и ждать, когда проблема уйдет сама, головному мозгу будет труднее развиваться в ограниченном пространстве. Конечно, благодаря нейропластичности (возможности нервной системы адаптироваться и изменяться) вероятность грубых патологий исключается, но нервной системе придется труднее. А если таким травмам сопутствовали гипоксия, угроза выкидыша, двойня и другие сложности в беременности, то ситуация дополнительно осложняется. Конечно, родители будут использовать любую возможность помочь своему ребенку легче адаптироваться к нашему миру, полнее и быстрее развиваться.

Когда лучше всего обращаться?

Как любят говорить все врачи, и остеопаты в частности: «чем раньше, тем лучше». Идеальный возраст работы с деформациями такого рода — от 3 месяцев, когда они только проявляются, до 6 мес. После 6 месяцев работать можно, но время на полноценное выправление значительно увеличивается. А еще лучше обратиться к специалистам до проявления любых из симптомов в первые недели жизни ребенка. Профилактика – самое разумное лечение.

Череп каждого человека «дышит». Кости нашего черепа двигаются с амплитудой, измеряемой микрометрами, и любое нарушение в их ритме приводит к разным серьезным заболеваниям. Легче всего заметить и устранить эти нарушения в младенческом возрасте, когда череп еще не сформирован, пластичен и податлив. Как сделать это с помощью остеопатии, читайте в новой статье доктора Александра Иванова.

Как формируются кости черепа у младенца

«Кости черепа остаются подвижными на протяжении всей жизни человека» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПЕРВИЧНЫЙ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ РИТМ, ИЛИ ПОЧЕМУ КОСТИ ЧЕРЕПА «ДЫШАТ»

Для начала мне бы хотелось вкратце рассказать об одном научном факте, на котором зиждется остеопатия, а именно — краниальный раздел остеопатии. Не пугайтесь научного понятия «краниальный» — это всего лишь значит «связанный с черепом человека, его биоритмами, паттернами, костями и их соединениями».

Итак, научный факт следующий: кости головы подвижны, и ваш череп «дышит».

Кости черепа остаются подвижными на протяжении всей жизни человека. В 1990 году группе ученых под руководством профессора Биллоделя из Реймса (Франция) удалось зарегистрировать с помощью датчиков, подключенных к компьютеру, краниальные микродвижения со средней частотой в 9,7 циклов и с амплитудой от 20 до 50 микрометров. Таким образом, существует краниальный «вдох» и краниальный «выдох» (см. рисунок 1).

Ритм дыхания нашего черепа называют «первичным дыхательным ритмом», и он обладает частотой, силой и амплитудой. Нарушение этого ритма становится первопричиной многих соматических заболеваний.

Считается, что данный ритм порождается за счет выработки спинномозговой жидкости в желудочках мозга. Причем процесс этот носит волнообразный пульсирующий характер и состоит в среднем из 8–12 циклов в минуту. Соответственно, кинетическая энергия этой волны передается костям черепа, главным образом костям центральной линии – затылочной и клиновидной, движение которых и задает ритм всему черепу.

Как формируются кости черепа у младенца

«Остеопат судит о здоровье ребенка и взрослого по характеристикам краниального ритма» Фото: «БИЗНЕС Online»

КАКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ КРАНИАЛЬНЫМ РИТМОМ И ЗДОРОВЬЕМ РЕБЕНКА

Остеопат судит о здоровье ребенка и взрослого по характеристикам краниального ритма. Если он имеет хорошую амплитуду и силу, значит, центральная нервная система в порядке, обмен веществ в головном мозге в норме. Ослабление краниального ритма говорит о снижении питания в мозге и развитии соматических заболеваний. Компрессия черепа и замедление ритма влияет на весь организм в целом, поскольку головной мозг – это центральный компьютер, который управляет всеми системами жизнеобеспечения.

Предотвратить нарушения в головном мозге легче всего заранее, когда ребенок еще маленький и его череп очень пластичен и податлив. Кости черепа и их соединения формируются постепенно, и в младенческом возрасте легко можно исправить то, что в зрелом возрасте уже с трудом поддается изменениям. Чем раньше остеопат устранит компрессию черепа ребенка, тем меньше проблем будет у него со здоровьем в будущем. Когда остеопат кладет руки на голову вашему малышу, он выслушивает ритм дыхания костей его черепа и с помощью легкого воздействия на определенные точки выправляет какие-либо нарушения.

Как формируются кости черепа у младенца

ОСМОТР РЕБЕНКА: НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

До того как вы решитесь обратиться к остеопату, рекомендую вам провести самостоятельный осмотр своего ребенка. Обратите внимание на симметричность лица, черепа, ширину глазниц, форму носа, расположение ушей, наличие каких-либо деформаций, припухлостей, неровностей на костях черепа.

Оцените, как ребенок лежит, на каком боку чаще всего, как поворачивает головку, переворачивается, ползает. Хорошо ли кушает и пьет воду. Оцените реакцию малыша на окружающих людей, яркие предметы, звуки, слова, музыку.

Некоторые мамочки маленьких пациентов отмечают, что после сеанса остеопатии ребенок стал более спокойным, не кричит и не плачет без причины, улучшился сон, к нему вернулся аппетит, ушли колики и срыгивания, в целом ребенок стал более живым и общительным. Кроме того, меняется форма черепа, уходит асимметрия костей черепа, глазниц.

ЧТО МОЖЕТ НАРУШИТЬ ДВИЖЕНИЯ ЧЕРЕПА РЕБЕНКА

Во время родов череп новорожденного испытывает повышенные нагрузки, что может приводить к нарушению первичного дыхательного механизма, компрессии черепа и к соматической дисфункции. Асимметрия головы новорожденного – признак компрессии в родовых путях.

На приеме остеопат обязательно спросит, как протекала ваша беременность, роды, какое было предлежание плода. Были ли роды долгосрочными или краткосрочными, использовались ли акушерские приемы, инструменты, лекарственные препараты. При использовании акушерских щипцов и при кесаревом сечении остеопатическая коррекция обязательна.

Приведу цитату профессора Малинаса, одного из апологетов краниальной остеопатии: «Кесарево сечение — это неизбежное зло. Одно из десяти вызвано непреодолимыми механическими препятствиями. Кесарево не является частью ес­тественного родового процесса. Оно наносит травму, оставляя рубец и являясь источником специфических осложнений».

В остепатическом плане можно выделить два вида кесарева сечения: плановое и экстренное. При запланированном кесаревом сечении череп ребенка не страдает от возможных нагрузок, как, например, при трудных родах, однако череп плода не получает должного моделирования, которое происходит в естественных родах, при прохождении ребенка через родовые пути, что стимулирует череп к дальнейшему развитию. При внеплановом или экстренном кесаревом сечении роды являются затяжными, при этом головка ребенка зажата в родовых путях, она упирается в кости таза матери и испытывает воздействие спазмированных мышц.

Напомню, что остеопатическое лечение – это строго индивидуальный подход, количество сеансов, их продолжительность и частота определяется индивидуально врачом на приеме. Следует помнить, что остеопат не заменяет педиатра и врачей других специальностей!

РЕЗЮМЕ

1. Кости нашего черепа «дышат», и нарушение ритма этого дыхания приводит к серьезным заболеваниям.

2. Исправить нарушения легче всего в младенческом возрасте, когда кости черепа подвижны и пластичны.

3. Остеопатическая коррекция в отношении костей черепа ребенка необходима при осложненных родах, кесаревом сечении, использовании акушерских приемов, при недоношенной беременности, токсикозе во время беременности.

4. И даже если роды и беременность протекали нормально, следует обратиться к остеопату с профилактической целью.

Пусть ваш малыш растет здоровым!

Иванов Александр Александрович – кандидат медицинских наук, врач-остеопат, невролог, натуропат,
член российской остеопатической ассоциации, популяризатор здорового образа жизни и осознанного подхода к здоровью.
Персональный сайт osteopat-ivanov.ru

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector