Как часто младенцы мочатся

Мало молока. Этот вопрос часто волнует молодых мам

Как часто младенцы мочатся

Как обеспечить потребности ребенка в грудном молоке и не навредить здоровью кормящей мамы, расскажет к.м.н., врач-педиатр Кузбасской детской клинической больницы им. Ю.Е. Малаховского Яков Яковлев. Он занимается вопросами питания детей первого года с 2002 года, является соавтором 18 научных печатных работ по данной теме.

Основная цель кормления ребенка – обеспечить его потребности в энергии и различных веществах. При кормлении исключительно грудным молоком в обычных условиях женщине необходимо вырабатывать и выделять столько молока, сколько ребенку требуется для нормального роста и развития. Поэтому в норме количество вырабатываемого матерью грудного молока примерно соответствует потребностям ребенка на исключительно грудном вскармливании. Фактически потребности ребенка обеспечивают выработку молока у матери, а выработка молока у матери способствует удовлетворению потребностей ребенка.

Большая часть женщин, которые зачали, выносили и родили ребенка, могут кормить грудью. К сожалению, существует множество факторов, которые мешают осуществить это. Доля женщин, которые в принципе не могут кормить грудью, очень низкая (в литературе встречаются значение 2-4%). Как правило, у этих женщин отмечаются какие-либо отклонения в здоровье – аномалии молочных желез, эндокринные и другие заболевания. Речь не идет о тех случаях, когда есть противопоказания к грудному вскармливанию со стороны ребенка или матери.

Зачастую кормящие мамы начинают думать («мне кажется», «я думаю», «ребенок просит», «явно не хватает», «молоко не сцеживается» и пр.), что у них мало вырабатывается молока. При этом они часто забывают оценить – а хватает ли этого молока их ребенку? Поэтому при подозрении на нехватку молока прежде всего необходимо думать не о количестве выработанного молока, а о том, хватает ли его ребенку. К примеру, одному ребенку нужно 700 мл молока в сутки, второму ребенку этого же возраста может хватать и 600 мл, а третьему требуется 800 мл. При этом все эти три ребенка будут здоровыми и хорошо развитыми. Такие различия объясняются достаточно просто. У всех детей различный обмен веществ. У всех кормящих матерей различный состав молока. Калорийность женского молока может быть 600 ккал/л, а может быть и 800 ккал/л; белка может быть 8 г/л, но может быть и 15 г/л. Природой заложены индивидуальные состав молока и потребности ребенка, которые являются уникальными для каждой пары мать-ребенок. Именно поэтому «важно думать не о том, сколько молока может вырабатывать мать, а о том, сколько молока получает ребенок» (ВОЗ).

До того, как решать какую-либо проблему, нужно сначала понять – а есть ли она вообще? Действительно ли ребенку не хватает питания из-за нехватки молока? Действительно ли вообще ребенку не хватает питания? Действительно ли «он кричит из-за голода»?

Существуют достоверные (надежные) и вероятные признаки того, что ребенок не получает достаточно грудного молока (ВОЗ). Еще раз подчеркну – необходимо понят не то, сколько молока выделяется, а достаточно ли ребенок его получает.

Вероятные (чаще их хочется назвать «сомнительными») признаки – это те, которые могут быть проявлением недостаточного питания, а могут вообще быть не связанными с едой (так чаще и бывает). Таких признаков очень много…можно сказать «бесконечно много». Ведь фантазия не имеет границ – так женщины в нашем опросе назвали около 40 различных вероятных «признаков» нехватки молока, из которых наиболее распространенными были плач, беспокойство и нарушения сна (собственные данные).

ВОЗ в своих руководствах упоминает следующие вероятные признаки недостаточного поступления грудного молока ребенку (они не являются объективными!):

  • Ребенок не удовлетворен после кормления грудью.
  • Ребенок часто плачет.
  • Очень частое кормление грудью.
  • Очень долгое кормление грудью.
  • Ребенок не хочет кормиться грудью.
  • Стул ребенка твердый, сухой или зеленый.
  • У ребенка редкий скудный стул.
  • При сцеживании у матери не выходит молоко.
  • Грудь не увеличивается (при беременности).
  • Молоко не «прибывает» (после родов).

К достоверным (надежным, объективным) признакам оценки достаточности лактации у ребенка на исключительно грудном вскармливании относятся всего два – прибавки в массе тела и количество мочи (для оценки используется частота мочеиспусканий). Эти признаки напрямую зависят от количества, полученного ребенком грудного молока. Будет ребенок на исключительно грудном вскармливании достаточно получать грудного молока – будет достаточно прибавлять. Будет получать мало – прибавки будут низкими. Питаясь воздухом, ребенок не будет никогда прибавлять. Всё. Не нужно ничего придумывать.

Таким образом, для оценки достаточности лактации следует использовать только объективные признаки, поскольку вероятные признаки в большинстве случаев не связаны вообще с проблемами питания ребенка. При этом прибавка массы является основополагающим критерием. Поэтому оценка частоты мочеиспусканий дает полезную информацию, но однозначно о достаточности питания ребенка может сказать только прибавка в массе.

Кстати. Дети, которые поступают с нулевой или отрицательной прибавкой (за месяц 0 г или –200 г, к примеру), чаще всего не беспокоятся и не плачут. в основном спят и ведут себя вполне тихо и спокойно.

ВОЗ предлагает следующие достоверные признаки того, что ребенок первого полугодия жизни может получать недостаточно молока:

  • Плохая прибавка в весе – менее 500 г в месяц, в возрасте 2 недель жизни ребенок должен весить не меньше, чем при рождении.
  • Выделение небольшого количества концентрированной мочи – ребенок мочится меньше, чем 6 раз в день, моча с резким запахом.

В своей практике я ориентируюсь также на значение минимальных допустимых прибавок равное 20 г/сутки или 600 г/месяц (Wambach K., Riordan J. и др.). С учетом рекомендаций ВОЗ обычно мамам рекомендую, чтобы их ребенок в первом полугодии прибавлял в массе ежемесячно как минимум 500-600 г. Если ребенок на исключительно грудном вскармливании прибавит 800 г – хорошо, прибавит 1000 г – хорошо, прибавит 1,5 кг – тоже хорошо…но и 500-600 г – хорошо. А вот большие (1 кг и более) прибавки у детей на искусственном вскармливании могут говорить об избыточном питании. Чем радикально отличается прибавка 1,5 кг на грудном молоке от такой же прибавки на искусственном питании? Принципиальное отличие заключается в абсолютном разном обмене веществ у этих детей и абсолютно разном белке в грудном молоке и смесях. По этому поводу можно посмотреть литературу по теме «пищевое программирование», «питание в первые 1000 дней жизни» и т.п.

понедельник, сентября 23rd, 2013

  • Печать
  • Поделиться

Как часто младенцы мочатся

Обычно мамы начинают кормить новорожденного грудью, еще находясь в роддоме. Физиология младенца хорошо приспособлена к этому. Во время первого кормления малыш получает молозиво, в котором содержатся антитела, борющиеся с инфекциями.

Здоровый малыш рождается уже со сформированным сосательным рефлексом, поэтому уже через двадцать минут после родов можно впервые приложить свое новорожденное чадо к груди. Вовремя начать кормить ребенка грудью очень важно и для вас, и для вашего младенца!

Как правило, чтобы научиться правильно кормить ребенка грудью, мамам требуется некоторое время. Постарайся приложить ребенка к груди как можно быстрее после родов, и это даст вам обоим возможность быстрее приспособиться к новой физиологической функции.

Многие мамы впервые кормят своего малыша грудью, еще будучи в родильной палате, и ребенок полностью готов к кормлению. Раннее кормление идет на пользу как ребенку, так и маме. Малыш получает полезное молозиво, содержащее антитела для борьбы с инфекциями. В организме женщины при кормлении выделяется гормон окситоцин, который вызывает сокращения матки, что возвращает ее к нормальному размеру.

В первые несколько дней после рождения кормление ребенка может занимать около 10 минут. У каждого малыша и мамы имеются свои индивидуальные физиологические особенности. Со временем вы с ребенком войдете в удобный для обоих ритм и режим кормления и выработаете собственный уникальный стиль вскармливания.

Первое грудное вскармливание и правильное прикладывание к груди

Выбери удобное положение. Тебе может понадобиться много подушек, чтобы комфортно расположить ребенка возле груди, а также поддержать спину и руки, как в сидячем, так и в лежачем положении.

Удобно расположи ребенка. Держать ребенка нужно как можно ближе к телу, чтобы видеть его тельце полностью. Головка малыша должна лежать на твоем предплечье. Не наклоняй спину, поднося ребенка к груди.

Сделай так, чтобы малыш широко открыл ротик. Придерживая грудь рукой, пощекочи нижнюю губку или подбородок ребенка соском. Когда ребенок широко откроет ротик, вложи в него сосок.

Будь внимательна, когда ребенок захватывает грудь. Малыш должен захватывать не только сосок, но и ареолу груди (красно-коричневый кружок вокруг соска). Язык ребенка должен касаться соска. Важно, чтобы ребенок в процессе кормления свободно дышал носиком.

Нужно прислушиваться к звукам, которые издает ребенок во время сосания. Очень часто новорожденные засыпают через короткое время после начала кормления. Следи за движениями челюсти ребенка, когда он сосет, и за звуками, характерными для глотания.

Правильно заканчивай кормление. Когда ребенок насытится, аккуратно вытащи сосок из ротика, подложив палец в уголок рта крохи. Постепенно и осторожно отодвинь младенца от себя.

Наедается ли мой малыш на грудном вскармливании?

Современные педиатры советуют предлагать грудь ребенку по первому требованию, независимо от графика кормления. Когда малыш просыпается и начинает причмокивать губками, сразу же давай ему грудь. Если ты по каким-то причинам не заметишь эти сигналы, то малыш может расплакаться, требуя очередную порцию молока.

Очень часто в первое время молодые мамы нервничают из-за того, что ребенку может не хватать молока. Но организм матери вырабатывает то количество молока, которое полностью соответствует потребностям младенца. Количество кормлений прямо пропорционально количеству выделяемого молока.

Первые несколько недель твой малыш может просить кушать каждые полтора-три часа. С течением времени промежуток между кормлениями возрастает до 4-5 часов. Чтобы твой малыш рос и развивался правильно, в первые недели после его появления на свет ему необходимо прикладывание к груди до 12 раз в сутки.

Регулярно посещай детского врача, который будет следить за нормальным развитием твоего ребенка. Контролировать количество выпитого молока можно по использованным пеленкам. В первый месяц жизни младенец мочится в среднем 6-8 раз в сутки, и ходит «по большому» не менее двух раз в день.

Мы знаем, что быть мамой — это не только безграничное счастье, но и большая ответственность. Мы поможем вам! Присоединяйтесь к Клубу Nestle Baby&Me!

Как часто младенцы мочатся

Считается, что стресс появляется у нас, взрослых, занятых своими «взрослыми» проблемами. Однако стресс может появиться даже у детей. Чрезмерные нагрузки, посттравматическое состояние, неблагоприятная обстановка в семье – все это ведет к детскому стрессу. От чего же у ребенка стресс?

Определить наличие стресса у ребенка можно по резким изменениям его поведения, ребенок становится «неузнаваем» и «неуправляем». Признаком стресса может быть частая и резкая смена настроений ребенка, какие-то психосоматические расстройства (общая слабость, быстрая утомляемость, тошнота, рвота и т.д.).

Стресс у ребенка в разном возрасте может быть вызван разными причинами и проявляться по-разному. Так, у грудных детей и у детей до двух лет стресс может быть вызван болезнью, разлукой с близкими, пусть даже кратковременной. Также дети очень остро реагируют на переживания родителей и могут «заразиться» их стрессом.

Симптомами стресса могут выступать: повышенная раздражительность, резкие изменения аппетита вплоть до отказа от пищи, нарушения сна.

Прятки учат ребенка верить в то, что, несмотря на временное отсутствие, мама или папа всегда возвращаются.

В возрасте от 2 до 5 лет необходимость разлуки с близкими, например, при посещении детского сада, перемены в привычном укладе жизни, посещение врача или парикмахерской – эти факторы также могут вызвать стресс.

Проявляется стресс у детей этого возраста избыточными страхами, агрессией, неконтролируемыми вспышками гнева и раздражения, заиканием, повышенной «слезливостью». Также у ребенка может появиться т.н. поведенческая регрессия – возвращение к более ранним стадиям развития. Например, ребенок начинает просить соску или мочиться в постель, сосет палец.

Ребенку еще трудно выразить свои чувства и переживания словами, поэтому родителям, чтобы выяснить причину происходящего, важно прислушаться к разговорам, которые ребенок ведет со своими игрушками. В игре ребенок проигрывает важную для себя ситуацию, а в разговорах с игрушками он более откровенен, чем с родителями.

Хорошо помогает снять стресс быстрое, механическое рисование яркими красками, возможность вдоволь покричать. Необходимо ограничивать время просмотра ребенком телевизора – важно, чтобы ребенок хотя бы пару часов в день проводил за тихими спокойными играми, за книгой.

С началом посещения ребенком школы начинаются новые нагрузки, к ребенку предъявляются новые требования. В этот период дети очень уязвимы для стресса. Высокие (иногда даже чересчур) ожидания родителей и огромное желание ребенка соответствовать этим ожиданиям, конфликты с одноклассниками или учителями – все это может привести к стрессу.

Распознать стресс в этом возрасте можно по необъяснимым болям и расстройствам без видимых причин, по нежеланию ребенка посещать школу или общаться с другими детьми. Нервные движения, низкая самооценка, нарушения аппетита и сна, отставание в учебе – это тоже могут быть признаки стресса.

Как выяснить причину стресса? Можно сходить с ребенком в кино или на прогулку – вдали от домашней (возможно, опостылевшей) обстановки ребенок может разговориться. С помощью ролевых игр, рисования можно «переиграть» стрессовую ситуацию. В игре или на рисунке ребенок может представить, как бы он повел себя в том или ином случае.

Ребенок подросткового и старшего школьного возраста – это уже практически сформировавшаяся взрослая личность. Неудивительно, что и переживания его приближаются к переживаниям взрослого человека: озабоченность своим будущим, взаимоотношениями с окружающими…

Признаки стресса у подростка также практически не отличаются от «взрослых». Подросток может чувствовать себя безмерно одиноким, неуверенным в себе, у него пропадает желание общаться с людьми. Он становится чрезмерно раздражительным, вспыльчивым, настроение резко меняется от приподнятого до глубокой депрессии, появляется необъяснимое беспокойство, навязчивые действия.

Как помочь подростку справиться со стрессом? Важно «разговорить» ребенка. Если он не хочет сам рассказать о своих проблемах, можно «зайти издалека», т.е. начать разговор на какие-то посторонние темы, осторожно переведя беседу в нужное русло. Можно «проиграть» с ребенком то, что произошло, но в Вашей «пьесе» будет счастливый конец.

Не следует говорить ребенку в период стресса о его несостоятельности. Фразы, вроде «встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным» заставляют ребенка чувствовать себя без вины виноватым. Родители должны дать ребенку возможность понять, что они его любят несмотря ни на что. Помощь лучше предлагать ненавязчиво, подчеркивая, что при необходимости родители всегда рядом, но они оставляют ребенку право решать самому.

Ссылка на основную публикацию