Череп каждого человека «дышит». Кости нашего черепа двигаются с амплитудой, измеряемой микрометрами, и любое нарушение в их ритме приводит к разным серьезным заболеваниям. Легче всего заметить и устранить эти нарушения в младенческом возрасте, когда череп еще не сформирован, пластичен и податлив. Как сделать это с помощью остеопатии, читайте в новой статье доктора Александра Иванова.
«Кости черепа остаются подвижными на протяжении всей жизни человека» Фото: «БИЗНЕС Online»
ПЕРВИЧНЫЙ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ РИТМ, ИЛИ ПОЧЕМУ КОСТИ ЧЕРЕПА «ДЫШАТ»
Для начала мне бы хотелось вкратце рассказать об одном научном факте, на котором зиждется остеопатия, а именно — краниальный раздел остеопатии. Не пугайтесь научного понятия «краниальный» — это всего лишь значит «связанный с черепом человека, его биоритмами, паттернами, костями и их соединениями».
Итак, научный факт следующий: кости головы подвижны, и ваш череп «дышит».
Кости черепа остаются подвижными на протяжении всей жизни человека. В 1990 году группе ученых под руководством профессора Биллоделя из Реймса (Франция) удалось зарегистрировать с помощью датчиков, подключенных к компьютеру, краниальные микродвижения со средней частотой в 9,7 циклов и с амплитудой от 20 до 50 микрометров. Таким образом, существует краниальный «вдох» и краниальный «выдох» (см. рисунок 1).
Ритм дыхания нашего черепа называют «первичным дыхательным ритмом», и он обладает частотой, силой и амплитудой. Нарушение этого ритма становится первопричиной многих соматических заболеваний.
Считается, что данный ритм порождается за счет выработки спинномозговой жидкости в желудочках мозга. Причем процесс этот носит волнообразный пульсирующий характер и состоит в среднем из 8–12 циклов в минуту. Соответственно, кинетическая энергия этой волны передается костям черепа, главным образом костям центральной линии – затылочной и клиновидной, движение которых и задает ритм всему черепу.
«Остеопат судит о здоровье ребенка и взрослого по характеристикам краниального ритма» Фото: «БИЗНЕС Online»
КАКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ КРАНИАЛЬНЫМ РИТМОМ И ЗДОРОВЬЕМ РЕБЕНКА
Остеопат судит о здоровье ребенка и взрослого по характеристикам краниального ритма. Если он имеет хорошую амплитуду и силу, значит, центральная нервная система в порядке, обмен веществ в головном мозге в норме. Ослабление краниального ритма говорит о снижении питания в мозге и развитии соматических заболеваний. Компрессия черепа и замедление ритма влияет на весь организм в целом, поскольку головной мозг – это центральный компьютер, который управляет всеми системами жизнеобеспечения.
Предотвратить нарушения в головном мозге легче всего заранее, когда ребенок еще маленький и его череп очень пластичен и податлив. Кости черепа и их соединения формируются постепенно, и в младенческом возрасте легко можно исправить то, что в зрелом возрасте уже с трудом поддается изменениям. Чем раньше остеопат устранит компрессию черепа ребенка, тем меньше проблем будет у него со здоровьем в будущем. Когда остеопат кладет руки на голову вашему малышу, он выслушивает ритм дыхания костей его черепа и с помощью легкого воздействия на определенные точки выправляет какие-либо нарушения.
ОСМОТР РЕБЕНКА: НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
До того как вы решитесь обратиться к остеопату, рекомендую вам провести самостоятельный осмотр своего ребенка. Обратите внимание на симметричность лица, черепа, ширину глазниц, форму носа, расположение ушей, наличие каких-либо деформаций, припухлостей, неровностей на костях черепа.
Оцените, как ребенок лежит, на каком боку чаще всего, как поворачивает головку, переворачивается, ползает. Хорошо ли кушает и пьет воду. Оцените реакцию малыша на окружающих людей, яркие предметы, звуки, слова, музыку.
Некоторые мамочки маленьких пациентов отмечают, что после сеанса остеопатии ребенок стал более спокойным, не кричит и не плачет без причины, улучшился сон, к нему вернулся аппетит, ушли колики и срыгивания, в целом ребенок стал более живым и общительным. Кроме того, меняется форма черепа, уходит асимметрия костей черепа, глазниц.
ЧТО МОЖЕТ НАРУШИТЬ ДВИЖЕНИЯ ЧЕРЕПА РЕБЕНКА
Во время родов череп новорожденного испытывает повышенные нагрузки, что может приводить к нарушению первичного дыхательного механизма, компрессии черепа и к соматической дисфункции. Асимметрия головы новорожденного – признак компрессии в родовых путях.
На приеме остеопат обязательно спросит, как протекала ваша беременность, роды, какое было предлежание плода. Были ли роды долгосрочными или краткосрочными, использовались ли акушерские приемы, инструменты, лекарственные препараты. При использовании акушерских щипцов и при кесаревом сечении остеопатическая коррекция обязательна.
Приведу цитату профессора Малинаса, одного из апологетов краниальной остеопатии: «Кесарево сечение — это неизбежное зло. Одно из десяти вызвано непреодолимыми механическими препятствиями. Кесарево не является частью естественного родового процесса. Оно наносит травму, оставляя рубец и являясь источником специфических осложнений».
В остепатическом плане можно выделить два вида кесарева сечения: плановое и экстренное. При запланированном кесаревом сечении череп ребенка не страдает от возможных нагрузок, как, например, при трудных родах, однако череп плода не получает должного моделирования, которое происходит в естественных родах, при прохождении ребенка через родовые пути, что стимулирует череп к дальнейшему развитию. При внеплановом или экстренном кесаревом сечении роды являются затяжными, при этом головка ребенка зажата в родовых путях, она упирается в кости таза матери и испытывает воздействие спазмированных мышц.
Напомню, что остеопатическое лечение – это строго индивидуальный подход, количество сеансов, их продолжительность и частота определяется индивидуально врачом на приеме. Следует помнить, что остеопат не заменяет педиатра и врачей других специальностей!
РЕЗЮМЕ
1. Кости нашего черепа «дышат», и нарушение ритма этого дыхания приводит к серьезным заболеваниям.
2. Исправить нарушения легче всего в младенческом возрасте, когда кости черепа подвижны и пластичны.
3. Остеопатическая коррекция в отношении костей черепа ребенка необходима при осложненных родах, кесаревом сечении, использовании акушерских приемов, при недоношенной беременности, токсикозе во время беременности.
4. И даже если роды и беременность протекали нормально, следует обратиться к остеопату с профилактической целью.
Пусть ваш малыш растет здоровым!
Иванов Александр Александрович – кандидат медицинских наук, врач-остеопат, невролог, натуропат,
член российской остеопатической ассоциации, популяризатор здорового образа жизни и осознанного подхода к здоровью.
Персональный сайт osteopat-ivanov.ru
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
- О заболевании
- Цены
- Записаться
Нормы температуры тела у детей до года
Система терморегуляции формируется к концу первого года жизни малыша. После материнской утробы ребенок проходит адаптацию к внешней среде, совершенно отличающейся от утробы матери. Тело новорождённого учится ощущать разные воздействия, тем самым формируя реакцию на тепло, холод и пищу.
Сразу после рождения, нормальными показателями считаются:
— при измерении в подмышечной впадине — до 37.5°С;
— во рту – до 37.3°С;
— при ректальных замерах – до 37.7°С
По мере установления терморегулирующей системы, показатели приближаются к привычным замерам:
- от 1 до 3 месяцев — 36.8 – 37.7 °С
- от 4 до 6 месяцев — 36.3 – 37.5 °С
- от 7 до 12 месяцев — 36.0 – 37.2 °С
Причины отклонения от нормы
Причины повышения температуры
Причинами пониженной температуры могут быть
Как мерить температуру ребенку
Выполнять термометрию правильнее в спокойном, лучше сонном состоянии. Следует оголить малыша или оставить только в легкой распашонке. Длительность процедуры зависит от вида градусника.
1. Ртутный градусник. Это наиболее точный прибор. Замер делают в подмышечной впадине — 10 минут, во рту и анальном отверстии — 5 минут.
2. Электронный градусник. Он известен быстротой измерения, и у некоторых моделей имеется функция сохранения последнего результата, что дает возможность контролировать динамику температуры.
3. Инфракрасный градусник. Он прост в применении. Им нужно провести по лбу и получить точные цифры. Имеется и ушная модель такого градусника, но он покажет недостоверный результат при воспалении ушной раковины.
4. Бесконтактный градусник — для измерения без прикосновения. Он оптимальный в использовании у грудничков, особенно во сне.
5. Термометр-пустышка. Устройство для малышей, сосущих пустышку. Буквально за одну минуту на экране появится результат.
Какую температуру у грудных детей нужно сбивать?
Существует два вида лихорадки – это красная и белая. При красной гипертермии — кожа ребенка розовая, ладони и стопы теплые, поведение обычное. Температура сбивается легко.
При белой лихорадке происходит спазм периферических сосудов. Кожные покровы бледнеют, ручки и ножки холодные. Температура тела может достигать высоких значений. Температура сбивается плохо.
Это состояние очень опасно для жизни и нередко вызывает судороги. Поэтому при белой лихорадке нужно сбивать температуру уже с 38.0°С. А если дело идет к ночи, и температура явно нарастает, то лучше даже с 37.8°С.
При красной гипертермии, кроме жаропонижающих препаратов следует активно использовать физические методы охлаждения (обтирание спинки, животика, ног и рук малыша полотенцем, смоченным в теплой воде).
При белой гипертермии нужно поступать иным образом. Нужно, прежде всего, согреть ребенка, делая растирания поверхности тела руками. Прибегать к физическим методам охлаждения можно только после того, как кожа приобрела розовый цвет и стала теплой.
Что делать при высоких значениях
Что делать при низких значениях
1. Одеть ребенка немного теплее.
2. Дать теплое питье.
3. Устранить все сквозняки в доме.
Изменение температуры у малышей до года на 1-1,5°С от нормальной может бытья признаком патологии. Поэтому обязательным является обращение к врачу. Ребенку может помочь только специалист, лишь он точно знает, что нужно делать в такой ситуации. Заниматься самолечением запрещено.
Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами — прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.
Световая чувствительность
Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12–14 годам становится почти нормальной. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2–3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.
Центральное зрение
Центральное зрение появляется у ребенка только на 2–З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.
На 4–6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше — на 2–3-м месяце замечает грудь матери. На 7–10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2–3-м году жизни нарисованные изображения предметов. Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.
Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005–0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01–0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2–0,3 и только к 6–7 годам (а по разным данным и к 10–11) достигает 0,8–1,0.
Цветовосприятие
Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 мес. Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4–5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.
Поле зрения
Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2–3 см больше, чем у взрослых.
Бинокулярное зрение
Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.
- При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
- Через 2–5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
- К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.
Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.
В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.
На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.
Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.
Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.
В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.