Все родители хотят видеть своего ребенка здоровым и крепким. Поэтому понятна их тревога о том, правильно ли он развивается.
Конечно, было бы неверно рассматривать ребенка, как уменьшенную копию взрослого. Новорожденный беспомощен, в вертикальном положении не удерживает головку, не может самостоятельно изменить положение своего тела; движения его ручек и ножек беспорядочны. Тело новорожденного как бы стремится сохранить внутриутробное положение с согнутыми и приведенными к туловищу руками и ногами в связи с повышенным тонусом мышц-сгибателей, который с возрастом постепенно исчезает. Костная ткань грудного младенца содержит меньше плотных веществ и больше воды. Кости черепа не сращены между собой, что позволяет им «заходить друг за друга» при прохождении через родовые пути матери: размеры головы ребенка уменьшаются, что облегчает процесс родов. Такая деформация черепа может сохраняться еще некоторое время после рождения и затем исчезает сама по себе. Постепенно швы между костями черепа окостеневают, роднички уменьшаются и полностью закрываются к 9-11 месяцу. Однако к моменту рождения окончательное окостенение еще не произошло, и скелет малыша довольно долго остается слабым и податливым. Поэтому при неправильном ношении ребенка (постоянно на одной и той же руке), нарушении правил пеленания, неэффективно проводимой профилактике рахита кости детей раннего возраста легко искривляются, возникают предпосылки для возникновения нарушений осанки. Ребенок также не должен постоянно лежать на одном и том же боку – в этом случае может возникнуть уплощение костей черепа с одной стороны.
Когда кроватка ребенка стоит у стены, он поворачивает голову в противоположную сторону, реагируя на звуки и движение вокруг. Если положение младенца не менять, у него возникает стойкая привычка держать голову на бок и развивается так называемая установочная кривошея. Вовремя замеченная, она легко исправляется чередованием положения ребенка в кроватке и массажем.
Истинная врожденная мышечная кривошея встречается гораздо реже. В основе этого заболевания лежит недоразвитие грудино-ключично-сосцевидной мышцы, что ведет к уплотнению и утолщению, а затем и укорочению ее. Уже на третьей неделе жизни становится заметно, что подбородок поворачивается в здоровую сторону, надплечье на стороне поражения становится выше другого, мышца утолщена и натянута, а объем движений головой ограничен. Замеченная вовремя, эта патология успешно лечится ортопедами, что позволяет избежать развития асимметрии лица и осложнений в виде сколиоза в последующем.
Позвоночник у новорожденных в первые месяцы жизни почти прямой, физиологические изгибы его, характерные в норме для более старших детей и взрослых, формируются постепенно, по мере роста ребенка: когда он начинает держать голову, возникает лордоз (изгиб вперед) в шейном отделе позвоночника; когда садится, появляется кифоз (изгиб назад) в грудном отделе; когда учится стоять и ходить – лордоз в поясничном отделе. В первое время эти изгибы сглаживаются в положении лежа, а в дальнейшем они приобретают стойкую форму.
Чем больше двигается ребенок, тем активнее идет развитие его костно-мышечной системы. Кроме того, подвижный, крепкий, физически развитый ребенок реже болеет, а, заболев, быстрее выздоравливает. Физическая активность стимулирует развитие коры головного мозга, управляющей всей жизнедеятельностью организма. Поэтому с самого раннего возраста необходимо заниматься с малышом гимнастикой. Под влиянием упражнений мышцы малыша хорошо развиваются и укрепляются. Причем наибольшую пользу приносят именно активные движения, стимулирующие развитие двигательных навыков: надо учить ребенка тянуться и брать предмет; не сидеть, а садиться; не стоять, а вставать, держась за опору, и т. д.
Когда ребенок подрастет, учите его плавать, танцевать, кататься на велосипеде. Кроме того, не водите его за одну и ту же руку, чтобы избежать перекоса туловища; следите, чтобы он ровно и правильно сидел за столом, не подкладывая под себя ноги; не разрешайте рисовать, сидя на диване или лежа на полу, а подберите для малыша соответствующую его росту мебель. Этим вы предупредите развитие нарушений осанки и сколиоза. Кстати, неправильно думают родители, считающие, что осанка дана ребенку от рождения. Осанка, или привычная поза, приобретаемая в течение всего периода роста, зависит не только от правильного взаиморасположения отдельных частей тела, но и от тонуса мышц, которые удерживают позвоночник. При хорошей осанке человек держится прямо, плечи на одном уровне, слегка развернуты, грудь несколько выдвинута вперед, живот подтянут. Вследствие недостаточного развития мышц у дошкольников физиологические изгибы позвоночника еще слабо выражены, и голова и плечевой пояс могут быть незначительно смещены вперед, лопатки могут слегка выступать, а линия грудной клетки – плавно переходить в линию живота, который выступает на 1-2см. Все это не является для детей 3-5лет отклонением от нормы.
Также и ножки маленького ребенка отличаются от ног взрослого. Человек рождается с плоской стопой, и только к 6-7-летнему возрасту кости стопы должны образовать конструкцию, похожую на арку. У детей 1-2 года жизни нередко хорошо развита подкожно-жировая клетчатка в области подошвенной поверхности стопы, но это не является плоскостопием. А вот отклонение стопы наружу, когда нагрузка при ходьбе приходится в большей степени на ее внутренние отделы (вальгусная установка стопы) – повод обратиться к врачу, который назначит специальные корригирующие упражнения и, при необходимости, стельки. В любом случае, для того, чтобы своды стоп сформировались правильно, ходить ребенок должен в обуви с твердой, но эластичной подошвой; супинатором; широким каблучком и плотным, достаточно высоким задником, удерживающим ногу в правильном положении.
Когда ребенок начинает ходить, у него может развиться О- или Х-образная деформация нижних конечностей. Происходит это, как правило, вследствие слабости мышц и связок на фоне недостатка кальция в костях. Нагрузка при ходьбе и избыточный вес провоцируют развитие искривления. Однако в процессе роста ребенка кости выравниваются и у 95% детей эта деформация ног исчезает полностью к трехлетнему возрасту. Способствуют этому нормализация массы тела ребенка, гимнастика и массаж, прием кальция, правильный подбор обуви.
Растить детей – это подлинное искусство, которое требует постоянного совершенствования. Нужно буквально лепить здоровье ребенка. Наиважнейшее условие развития и сохранения здоровья – это движение, которое приносит не только пользу, но и радость малышу. Внимательные, любящие и терпеливые родители помогут своему ребенку вырасти здоровым и сильным и развить его таланты и возможности.
Врач по лечебной физкультуре отделения медицинской реабилитации
Малиновская Ирина Петровна
В настоящий момент существует большое количество публикаций, описывающих форму головы человека и ее размеры. Некоторые ученые предпринимали попытки связать различные формы черепа с принадлежностью к определенному социальному статусу, тем или иным этническим группам. Однако все исследования проводились без дифференцированного подхода к половому признаку в возрастном аспекте.
В своем исследовании мы опирались на классификацию, по которой все формы черепа разделены на долихоцефалические, мезоцефалические и брахицефалические (R.Martin, 1928г). Измерялись головы 200 живых людей. Деление исследуемых на четыре возрастные группы проводилось с учетом принятых периодов роста черепа. Первая группа исследуемых включала в себя возраст от года до семи лет, вторая — от семи до тринадцати, третья — от тринадцати до двадцати-трех, четвертая — от двадцати-трех до шестидесяти. Учитывая морфологические изменения, происходящие с костями черепа в периоды от 1- 7 лет и 23-60 лет, мы сочли целесообразным дополнительно выделять периоды от 1-3лет, 3-7 лет, 23- 40 лет, 40-50 лет, 50-60 лет. Такое разделение необходимо для создания более полной картины изменения формы черепа в возрастном и половом аспектах.
В группе от 1-3 лет удельный вес брахицефалов среди мальчиков и девочек имел одинаковое значение (40%), наличие мезоцефалов не отмечалось, мальчики — долихоцефалы составляли 20%.
В группе 3-7 лет девочек брахицефалов значительно больше (41%), чем мальчиков (23%). В этот период отмечается рост количества мезоцефалов среди мальчиков (12%) и девочек (11%), что связано с увеличением поперечного диаметра. Среди долихоцефалов все также преобладают мальчики (11%)
В группе 7-13 лет резко сокращается количество мезоцефалов (2% среди девочек), что приводит к росту брахицефалов: мальчиков 48%, девочек 43%. Среди долихоцефалов на первом месте остаются мальчики (4%).
Интересными представляются соотношения в группе от 13-23 лет. Отмечается рост количества девочек с мезоцефалической формой головы (34%), в то время как мальчиков с таковой становится меньше(4%). Девочек больше и в группе брахицефалов (32%). Количество долихоцефалов среди девочек и мальчиков практически равное (5% и 7% соответственно).
С возрастом количество людей с мезоцефалической формой головы увеличивается. Однако у мужчин и у женщин этот процесс происходит неодинаково. В группе 23-40 лет заметен рост мезоцефалов среди мужчин и женщин. В то же время удельный вес брахицефалов среди мужчин больше (70%), а среди женщин увеличивается количество долихоцефалов (15 %), удельный вес мезоцефалов уменьшается.
В оставшихся двух возрастных группах постепенно увеличивается количество мезоцефалов среди женщин: в группе 50-60 лет их удельный вес составляет 53%.
Среди мужчин также можно выделить тенденцию к росту количества мезоцефалов. Так в группе 50-60 лет они составляют 53%. Однако, в отличие от женщин этот рост происходит с колебаниями: к тридцати годам отмечается постепенное увеличение удельного веса мезоцефалов до 25 % , затем к сорока-пяти их процент опускается до значения 20 %, после чего следует резкое увеличение до 58 %. Эти изменения сопровождаются такими же перепадами значений удельного веса среди долихоцефалов и брахицефалов. К периоду 30-40лет количество долихоцефалов уменьшается до 5%, в то время как количество брахицефалов увеличивается до 70 %. Вместе с тем уменьшение удельного веса мезоцефалов и брахицефалов в группе 40-50 лет сопровождается ростом его значения среди долихоцефалов до 13 %.
Таким образом, колебания количества долихоцефалов у мужчин имеет максимальное значение в двух возрастных периодах: 23-30 лет и 40-50 лет. У женщин можно выделить только один — 30-40 лет.
Изменение удельного веса мезоцефалов ярко иллюстрируют его динамику в группах брахицефалов и долихоцефалов. Кривая удельного веса мезоцефалов среди женщин более сглажена, чем у мужчин.
Можно предположить, что форма черепа не предопределяется в детстве, а изменяется в течение всей жизни. Причем происходит заметное увеличение поперечного размера черепа, что приводит к увеличению количества мезоцефалов и брахицефалов среди как мужчин, так и женщин. Однако, этот процесс происходит у различных полов неодинаково и имеет свои особенности в строго определенных возрастных периодах.
В родах головка ребенка деформируется, кости сдвигаются, и сразу после рождения череп ребенка может быть деформирован. В ближайшие дни (чаще всего 3-7дней) череп расправляется сам собой, без каких-либо вмешательств извне. Это происходит в случае, если швы свободны. Также важно, что бы сам мозг не был поврежден. Здоровый мозг растет и именно это ведет к росту черепа, а не наоборот. То есть голова у ребенка растет, так как растет и развивается головной мозг.
Теперь о деформациях:
⠀ Плагиоцефалия — деформированный череп — отличается тем, что мозг изначально не поврежден, но так или иначе нарушается процесс роста и преобразования костей и швов черепа, что впоследствии может влиять на мозг. Микроцефалия — «маленький череп» — череп не растет так как мозг серьезно пострадал. Объём мозга не увеличивается, и это не стимулирует рост костей черепа. ⠀
⠀При плагиоцефалии важно понимать разницу между двумя состояниями: краниостеноз – структурное сращение и подлежит оперативному лечению, а функциональные блоки швов – это ограничение подвижности/микроподвижности в швах при сохранении их правильной структуры, и именно с этим работают остеопаты. В обеих этих случаях происходит «скручивание» всего черепа вокруг оси пораженного шва.
⠀⠀Когда к нам приходят родители с ребенком и показывают его асимметричную, неровную голову нам важно дифференцировать и понять, какова природа этой асимметрии.
От этого понимания будет зависеть лечебная тактика и она может кардинально отличаться в разных случаях: в некоторых случаях курс остеопатического лечения будет наилучшим решением, а иногда нельзя медлить и стоит обращаться к нейрохирургам для оперативного лечения, реконструктивных операций. ⠀⠀
⠀⠀Если разделять по причинам деформации, можно выделить краниостеноз и функциональные блоки швов (причина – повреждение структуры черепа) и микроцефалию (причина – в повреждении мозга), а также деформацию головы из-за состояния шеи (кривошея), или длительного лежания на одной стороне (первичны – дисфункции шейного отдела).
⠀⠀ Что делать если вы заметили деформацию черепа у ребенка?
— Оценить объем движений в шее: поворачивает ли ребенок голову одинаково в обе стороны, нет ли у него «любимой» стороны, не спит ли он чаще на одном боку или с поворотом головы в одну сторону? ⠀⠀
— Оценить, является ли изменение формы черепа единственным симптомом? Если есть другие симптомы (беспокойный сон, обильные срыгивания, тонус в конечностях и теле) – необходимо обратиться к педиатру или неврологу, не откладывая этот визит. ⠀⠀
— Если нет сопутствующих симптомов, (сейчас о новорожденном ребенке) понаблюдать, как ведет себя деформация со временем, в течение 3-4 недель жизни ребенка. ⠀
⠀Я бы рекомендовала обращаться к остеопату как можно раньше, как только вы заметили деформацию. Это связано с тем, что кости и швы наиболее податливы и скорректировать нарушения может быть намного легче. Важно сказать, что в части случаев (при условии того, что мозг не пострадал, не было гипоксии и других факторов, и также если блок шва легкий), череп может расправиться самостоятельно, без воздействий извне, в том числе без помощи остеопата. Но мы не можем этого предсказать заранее. ⠀⠀ ⠀
⠀ Что еще важно сделать?
Если нет сопутствующих симптомов и деформация за период наблюдения (3-4) недели не проходит, а усугубляется, стоит обратиться к нейрохирургу и по его рекомендации сделать КТ, что бы исключить краниосиностоз, сращение шва. В случаях краниосиностоза – оперативное лечение показывает наилучшие результаты и его важно провести до 1 года ребенка. ⠀⠀
При этом остеопат также может работать с ребенком, но, скорее, в качестве поддержки, а не как основной специалист (остеопат может способствовать ускорению процессов восстановления, работать с натяжением мозговых оболочек, которые всегда затрагиваются при таких операциях).
⠀⠀В случае исключения сращения шва, я бы рекомендовала обращаться к остеопату, и здесь его работа будет очень важна. Это может быть целый курс приемов на протяжении нескольких месяцев или 3-4 посещения: все зависит от конкретной ситуации, степени выраженности блока шва, возраста ребенка, реакции организма на лечение и пр. Если плагиоцефалия обусловлена асимметрией поворота головы (кривошеей) – в этом случае я бы также рекомендовала остеопатическое лечение (кривошея также может быть обусловлена разными факторами и об этом разговор отдельный).
До какого возраста форма головы поддается коррекции ?
— При выявленном краниосиностозе важно и оптимально сделать реконструктивную операцию до 1 года ребенка.
— При плагиоцефалии, обусловенной блоками швов черепа, чем раньше обратились к остеопату, тем лучше. Лучших результатов можно достичь, если остеопатическое лечение начато до зарастания большого родничка. Далее, до 3 лет темпы коррекции меньше и после 7 лет становятся минимальными.
Форма головы у новорожденных малышей бывает не только округлой, но и вытянутой, приплюснутой, яйцевидной — и все эти варианты могут быть нормой.
К моменту появления на свет кости черепа у малышей еще неплотные (отвердеть окончательно им предстоит за первый год), а швы между ними пока не успели зарасти. Во время родов кости накладываются друг на друга, позволяя ребенку легче продвигаться наружу. Вот почему после естественных родов форма головы слегка вытянутая, а у маленьких «кесарят» — ровная и округлая. Из-за перипетий путешествия по родовым путям кроха может появиться на свет с несимметричной головой, а иногда еще и с шишкой (кефалогематомой) или отеком (так называемым родовым).
Мамы часто удивляются: почему у младенцев такая крупная голова? Относительно размеров тела она и вправду гораздо больше, чем у взрослых — при рождении голова малыша в окружности примерно на 2 см больше грудной клетки. Но случается, что эти размеры увеличиваются еще сильнее: так бывает, если в полости черепа скапливается спинномозговая жидкость. Тогда врачи говорят о гидроцефалии. Эта проблема может возникнуть, если во время беременности женщина перенесла тяжелую инфекцию. А бывает наоборот — голова новорожденного оказывается слишком маленькой (микроцефалия). К счастью, во многих случаях причина ее необычной формы или размера оказывается куда проще: все эти особенности ребенок может унаследовать от родителей.
У новорожденных детей нормальной принято считать следующие формы головы:
Долихоцефалическая — в этом случае череп слегка приплюснут, вытянут от подбородка к затылку, имеет продолговатую по диагонали форму.
Брахеоцефалическая — поперечный диаметр головы больше продольного, череп вытянут от лба к затылку, немного приплюснут.
Башенная — череп вытянут вертикально, причина — быстрое заращивание швов костей черепа.
Термин «краниосиностоз» означает преждевременное срастание швов черепа. Обычно краниосиностоз проявляется с рождения, однако, не всегда, особенно при умеренном течении. Чаще всего проявления патологии срастания швов черепа начинаются как деформация в первые месяцы жизни. Кроме косметического дефекта, краниосиностоз может привести к повышению внутричерепного давления и оказывает неблагоприятное влияние на развитие ребенка. При рождении череп у ребенка состоит из 45 отдельных костных элементов. По мере роста многие из этих элементов срастаются в единые кости (например, лобная кость, которая при рождении состоит из двух частей). Кости свода черепа изначально разделены участками плотной соединительной ткани. При рождении эти участки состоят из волокнистой ткани и подвижны, что необходимо для новорожденного и дальнейшего развития. Со временем участки соединительной ткани окостеневают. Причина такого порока развития костей черепа до сих пор окончательно не известна, но в настоящее время основной считают генетическую теорию развития краниосиностоза.
Подобные генетические нарушения развития черепа встречаются при синдроме Крузона, при котором краниостеноз сочетается с недоразвитием костей лица, коротким носом, имеющим форму крючка («клюв попугая»), укорочением верхней челюсти, экзофтальмом, косоглазием, гипертелоризмом. При синдроме Аперта характеризуется преждевременным синостозом венечного (реже ламбдовидного) шва, гипертелоризм, экзофтальм, плоскими глазницами, арковидным небом с расщелинами, сочетающихся с синдактилией, карликовым ростом, отставанием в умственном развитии. Кроме самой видимой деформации головы и лица, у при краниосиностозах могут отмечаться проблемы в отношении дыхательных путей, особенно при синдромной форме краниосиностоза. Ввиду недоразвития верхней челюсти у таких больных имеются затруднения в носовом дыхании. По ночам у них могут быть периоды «апноэ» — задержки дыхания. Это оказывает влияние не только на их развитие, но и на поведение и речь. При повышенном внутричерепном давлении у детей наблюдается хроническая головная боль, развиваются умственные нарушения, ухудшение зрения.
Гипертелоризм — это увеличенное по сравнению с нормой расстояние между двумя парными органами. Орбита — по-латыни глазница. Таким образом, гипертелоризм орбитальный — это большее, чем в норме, расстояние между глазницами. Среднее расстояние между глазницами у женщин 25 миллиметров, у мужчин — 28 миллиметров. Если больной страдает гипертелоризмом, то межглазное расстояние у него составляет 30-40 миллиметров и более. В самых тяжелых случаях форма и расположение глазниц бывают совершенно ненормальны. При этом расстояние между зрительными нервами не меняется, увеличивается лишь расстояние между самими глазами, то есть меняется только расположение глазных яблок. Дети с тяжелым орбитальным гипертелоризмом часто страдают сходящимся косоглазием.
Диагностика подобного порока развития костей черепа заключается, прежде всего, в осмотре врачом, а также в проведении рентгенографии черепа. Кроме того, используются такие методы, как компьютерная томография и магнитно-резонансная томография.
При краниосиностозе, обычно, применяется хирургическое лечение. Оно заключается в разделении преждевременно сросшихся швов и воссоздании формы черепа. В последнее десятилетие были разработаны новые методики хирургических операций, которые позволяют корригировать практически любые деформации лицевого скелета. В настоящее время почти во всех случаях врожденных аномалий лица можно с помощью реконструктивной хирургии ликвидировать или значительно уменьшить проявления врожденных деформаций. Конечной целью таких вмешательств является нормальное самочувствие ребенка — создание у него благоприятного впечатления от собственной внешности. Кроме ликвидации косметического дефекта, целью хирургической операции является устранение функциональных расстройств. Ранняя диагностика и своевременное лечение пороков развития костей черепа — ключ к успеху в коррекции аномалий лица. Если удается вовремя скорригировать костный дефект, то в дальнейшем кости ребенка начинают расти нормально.
Очень часто форма головы у ребенка является причиной тревоги и вопросов у родителей: уплощенный затылок, асимметрия черепа, вытянутая голова. Их переживания можно понять. Может ли форма головы стать причиной серьезных проблем в развитии и что нужно делать родителям, чтобы форма головы была правильной?
На этот вопрос «Летидору» ответил Олег Леонкин, переводчик с детского языка на взрослый, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и массажу, муж и отец пятерых детей, ведет свой сайт и блог в «Инстаграме».
Что влияет на формирование черепа у ребенка
Сразу нужно сказать, что в большинстве случаев форма головы не влияет на формирование функций и на развитие ребенка.
Существуют состояния, при которых форма черепа изменена — и это связано с серьезными проблемами. Как правило, такие состояния врачи не пропускают, и мы не будем о них говорить.
Во всех остальных случаях это в большей степени «косметическая» проблема. Форма черепа малыша постепенно изменяется и приходит в норму. Причина тому — особенность строения черепа у новорожденного ребенка.
Кости черепа у младенца мягкие.
Это прихоть природы и необходимость, так как во время прохождения через родовые пути череп сдавливается, и подвижность костей черепа играет большую роль в этом процессе. Для этого у нас при рождении есть все, например, роднички. Все это служит нам добрую службу во время родов, но может принести беспокойство в последующем.
Если ребенок часто находится в одном положении, то форма черепа у него может изменяться, так как происходит длительное давление на кости.
Если ребенок много лежит на спине, у него может уплощаться затылок.
При асимметрии тонуса у ребенка голова может быть повернута в одну сторону, и это тоже приводит к изменению формы черепа. Такое бывает при кривошее. Гематомы после родов также могут привести к изменению формы черепа.
Кривошея у ребенка
Если у ребенка кривошея, то тут нужно обращаться к специалистам: остеопату или массажисту. В этом случае рекомендуют часто менять позицию ребенка, чтобы он как можно меньше находился в одном положении.
В этом случае я могу дать несколько рекомендаций родителям.
- Очень важно часто менять положение ребенка именно днем. Если вы решите заняться этим ночью, то это приведет к тому, что не выспитесь ни вы, ни ребенок.
Ночь — это время для сна, а не для коррекции. Днем вы можете много носить ребенка на руках, и это уже является профилактикой.
Чаще подносите ребенка к тем предметам, которыми он интересуется.
Причем именно той стороной, в которую он с трудом поворачивает голову. Это будет самый эффективный способ.
Помните, что когда ребенок находится у вас на руках, не бывает статики: ведь вы постоянно меняете положение ребенка, и именно так действовать рекомендуют специалисты.
- Можно лежать с ребенком на боку. Если ребенок лежит на спине, то укладывайте его в свои руки так, чтобы голова находилось по средней линии — и ребенок смотрел вперед.
Именно зрительная фиксация лучше всего учит ребенка удерживать голову по средней линии.
Динамика, укладки в сочетании с массажем или остеопатическими манипуляциями дают хороший и быстрый результат.
Плоский затылок
Уплощенный затылок чаще всего бывает у ребенка, когда он лежит часто на спине и опирается на заднюю часть головы. Такое часто бывает при повышенном тонусе мышц спины.
Тогда происходит длительное и мощное давление на кости черепа, и затылок уплощается.
В данном случае рекомендации не отличаются от тех, что были даны выше при кривошее: массаж, остеопат и частая смена положения, которую проще всего обеспечить при ношении ребенка на руках.
Влияет ли форма головы на общее развитие ребенка
Изменение формы черепа не оказывает влияния на развитие ребенка и формирование его мозга. Другое дело — привычка поворачивать голову. Ребенок развивается и учится фиксировать взгляд, а также дотягиваться до игрушек.
Так вот, если он привык смотреть в одну сторону, то, скорее всего, он будет чаще использовать одну руку. У него возникнет привычка все делать с одной стороны. Эта особенность закрепляется в моторике и поведении ребенка. Все сенсорные системы «записывают» этот способ как правильный, и ребенок стремится в привычное положение.
Даже если родители справились с мышечными проблемами у младенца, то это не гарантирует, что он станет поворачивать голову в обе стороны.
Поэтому одновременно с укладками и массажем нужно еще и учить ребенка фиксировать взгляд.
Мало уложить ребенка на валики, важно еще, чтобы он проявил интерес к процессу и был активным. Тогда через некоторое время он будет самостоятельно менять положение, выбирать разные позы. Изначально это требует большего внимания со стороны взрослых, но потом дает отличные результаты: ребенок будет переворачиваться в обе стороны, симметрично ползать, ему будет проще осваивать все моторные навыки.
Кстати, родителям не придется переживать об искривлении позвоночника в школьные годы.
Подводя итог, можно сказать, что измененная форма черепа — это симптом. Причину нужно выяснять и предпринимать действия, которые помогут ребенку.
Я рассмотрел только несколько причин, которые приводят к изменению формы черепа, но бывают и другие: рахит, эндокринные проблемы, генетические аномалии, обменные нарушения.
Во всех этих случаях нужно обращаться к врачам, и без медикаментозного сопровождения в большинстве случаев не обойтись. Возможно, понадобится сформировать особую диету для кормящей мамы. И в таких ситуациях я рекомендую прийти на прием к педиатру, который направит к нужному специалисту.
Знание анатомических особенностей черепа новорождённого важно для анатомии, а также для ряда клинических дисциплин акушерство, неонатология и др. Череп новорождённого отличается своими пропорциями и формой, числом костей, их строением, наружным и внутренним рельефом. В черепе новорождённого наблюдается резкое преобладание размеров мозгового отдела над размерами лицевого. Объём полости черепа составляет в среднем у мальчиков 375 см3, у девочек 350 см3; полный объём лица новорождённых равен 57,17 см3, т.е. в 67 раз меньше полости черепа. В мозговом черепе свод развит значительно сильнее основания. Благодаря выступанию лобных и теменных бугров череп в вертикальной норме имеет форму пятиугольника. Продольный диаметр черепа равен 11,5 мм, поперечный диаметр и вертикальный составляют по 9,5 см. Исходя из этих величин, черепной указатель равен 82,6 (брахикрания). По величине высотно-продольного указателя черепа новорождённых относятся к группе хамекранов (низкие черепа), а по высотно-поперечному указателю к тапеинокранным (низкие и широкие черепа). Основание черепа узкое и длинное, но длина основания по сравнению с длиной свода меньше, чем у взрослых. Поперечный диаметр основания черепа меньше поперечного диаметра свода (И.А. Баландина с соавт., 2009, А.С. Оправин с соавт., 2013).
В черепе новорождённого слабо выражена поэтажность черепных ямок внутреннего основания. Число отдельных костных элементов в черепе новорождённого больше, чем у взрослого, так как многие кости состоят из несросшихся между собой частей. Например, лобная кость состоит из двух частей; затылочная кость разделена на чешую, латеральные и базилярную части; каменистая часть височной кости отделена от чешуйчатой части; в клиновидной кости большие крылья не сращены с её телом; нижняя челюсть состоит из двух половин.
Свод черепа покрыт толстой надкостницей, слабо соединенной с костями, что способствует развитию поднадкостничных гематом при родовой травме. Толщина костей свода равна 1-2 мм. Наружная компактная пластинка сформирована, а внутренняя выражена лишь в центральных участках костей. Диплоэ состоит в основном из радиально расположенных костных перекладин, по направлению к краям костей перекладины наслаиваются друг на друга и истончаются. В прикраевых участках между костными лучами имеются узкие щели, иногда глубоко проникающие в кость. Диплоические каналы в костях свода имеют кораллообразную форму. Основные каналы (лобные, височные и затылочные) отчетливо выявляются как древовидные структуры. Пневматизация костей мозгового черепа отсутствует или находится в зачаточном состоянии. Рельеф как наружной, так и внутренней поверхности мозгового черепа выражен у новорождённых очень слабо: отсутствуют надбровные дуги, височные линии, мышечные линии затылочной кости, выступы мозговых извилин, не развиты сосцевидный и шиловидный отростки, отсутствуют или находятся в начальной стадии формирования сосудистые борозды и ямочки грануляций (В.С. Сперанский,1988). Швы свода черепа отсутствуют, так как края костей еще не имеют контакта между собой. Благодаря этому кости черепа обладают значительной подвижностью; это имеет значение при родах, когда головка плода должна изменить свою конфигурацию, чтобы приспособиться к форме родового канала.
Характерным признаком черепа новорождённого являются роднички. Роль родничков состоит в том, что они в силу своей податливости выравнивают колебания внутричерепного давления, за счёт родничков происходит увеличение объёма черепа, появляется возможность смещения костей черепа при родах. Различают постоянные и непостоянные роднички. К первым относятся непарные передний и задний роднички и парные клиновидный и сосцевидный роднички; к непостоянным относятся глабеллярный, метопический, теменной и мозжечковый роднички. Замещение перепончатой соединительной ткани родничков костной происходит в промежуток от 2 месяцев (всех, кроме переднего) до 2 лет. Рост костей черепа в области их соединений (будущих швов) происходит способом наложения – аппозиции (М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк, 2010).
Лицевой череп новорожденного более развит в ширину, чем в высоту. Полная высота лица составляет немногим более половины ширины лица. Эти отличия пропорций вызываются малой высотой полости носа, слабым развитием верхнечелюстных пазух и альвеолярных отростков челюстей. Относительно большая ширина лицевого черепа связана также с более фронтальным расположением скуловых костей. Глазницы у новорожденных относительно велики. Костное небо короткое и широкое. Лицевой череп в целом сдвинут кзади по отношению к мозговому черепу соответственно большей величине базилярного угла. Верхняя челюсть слабо выступает вперед, поэтому профиль лица мало выражен. Нижняя челюсть отличается недоразвитием подбородочного выступа и тупым углом ветви челюсти. Как и в мозговом черепе, поверхность костей лишена мышечного рельефа (В.С. Сперанский, 1988).