Что означает первое слово ребенка

Практически все родители проявляют беспокойство по поводу речевого развития ребенка. Сначала родители хотят, чтобы их ребенок быстрее заговорил, а потом хотят, чтобы он хотя бы пять минут помолчал.

Вопрос о первых словах ребенка очень сложен. Каждый ребенок индивидуален и то, когда и какие слова он произнесет, нельзя предугадать.

Освоение речи

Малыш начинает осваивать речь задолго до того, как начинает говорить, он общается с взрослыми с помощью плача и жестов. Специалисты утверждают, что существует много разновидностей детского плача, которые свидетельствуют о боли, скуке, недовольстве.

Существует заблуждение, что первое слово малыша – «мама», но это далеко не так. Конечно, это слово для малыша произнести не сложно, но ему также несложно может получиться «баба» или «папа». Ребенок, произнося слова, не ассоциирует их с каким-то конкретным родственником. Малыш может называть словом «мама» любого взрослого человека. Детской речи свойственны обобщения, часто непонятные взрослому уму.

Первые слова малыша практически всегда состоят из однотипных повторяющихся слогов. Поскольку в русском языке чаще встречаются открытые слоги, малыш, имитируя слова, упрощает их. Он может удваивать слога (вместо киса говорить кики) или упрощать (ка вместо пока). При этом «ка» будет означать и слово «пока», и «собака».

Замечено, что в 99% случаев первые слова ребенка – это существительные, которые обозначают игрушки, людей, животных. Это объясняется тем, что ребенку интересно то, что его окружает, и он пытается дать предметам название.

На следующем этапе малыш начинает произносить указательные местоимения или глаголы в повелительном наклонении. Такие слова являются первой ступенькой к началу диалога. «Иди», «возьми», «дай» — эти слова ребенок начинает комбинировать с существительными, например, говоря «Мама, дай!».

Позже малыш сможет описывать события: «Ляля ням» и т.п.

Когда малыш заговорит?

Нельзя точно сказать, когда малыш заговорит. Дети развиваются по – разному и в развитии речи использовать на первом этапе слово «надо» нельзя. Есть случаи, когда ребенок без видимых причин не говорит до трех лет, а есть, когда малыш начинает чисто говорить уже в девять месяцев.

Рамки речевого развития очень широки: от восьми месяцев до трех-четырех лет. Конечно, если малыш не произносит ни одного звука после года, а после двух лет не говорит имеющие смысл слова, появляется повод для обращения к логопеду и неврологу. Специалист сможет определить, есть ли проблема, и требуется ли вмешательство.

Как помочь малышу начать общаться?Что означает первое слово ребенка

Необходимо чаще говорить с малышом. Нужно комментировать все его действия, описывать подробно предметы, объяснять, что «ножки бегут по дорожке» и т.д.

Вместе с малышом нужно рассматривать книжки, рассказывать сказки, типа «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». Такие сказки наилучшим образом определяют потребности малыша в данный возрастной период.

Некоторые специалисты рекомендуют методику Глена Домана. Она заключается в демонстрации малышу иллюстрированных карточек с изображением различных существ, предметов, растений. Такие карточки есть и в виде удобных компьютерных презентаций.

Иногда у детей бывают периоды «осознанного молчания». Малыш перестает накапливать словарный запас. На самом деле мозг ребенка в это время обрабатывает большое количество поступивших новых знаний, со временем они проявятся в виде скачка в развитии.

Психологи объясняют, почему первыми словами ребенка чаще всего являются слова «мама» и «папа»

Что означает первое слово ребенка

Как только в семье рождается ребенок, родители с нетерпением ожидают, когда он произнесет первое слово, и гадают, какое слово он скажет первым: «мама» или «папа».

Светлана, мать двоих детей, вспоминает, как ее младший сын произнес свое первое слово:

«Уже около двух месяцев Саша издавал различные звуки, привлекая наше внимание. И вдруг он отчетливо произнес этот простое слово. «Мама». И мое сердце затрепетало.

Мы с мужем были в это время в комнате и одновременно воскликнули: «Боже, он сказал «мама»?»

Но наше воодушевление пропало так же быстро, как и появилось. Саша никогда больше не говорил «мама» или «папа». Казалось, что, сказав первое слово, он стал двигаться в противоположном направлении. Когда я или муж входили в комнату, он лепетал что-то типа «папапапапа». Вряд ли он вкладывал какое-то значение в свой лепет, но муж думал, что сын говорит «папа», и это ему очень нравилось.

В последнее время среди психологов возникают некоторые споры по поводу того, можно ли считать первые слова с повторяющимися слогами («папа» или «мама»), которые ребенок обычно говорит в возрасте 7-8 месяцев, полноценными словами. Психологи утверждают, что их нельзя назвать словами, если они не произнесены намеренно, а это происходит обычно уже после года.

Исследование американских ученых показало, что чаще всего первым словом у детей является «папа», а следом за ним – «мама». При этом дети уже с 6 месяцев могут понимать значение этих слов и различать фигуры отца и матери, хотя выговорить эти слова еще не могут на протяжении одного-двух месяцев.

К такому выводу ученые пришли после того, как в ходе исследования они показывали детям в возрасте полугода фотографии родителей и произносили слова «мама» и «папа», предлагая связать слово с определенной картинкой. Дети без труда справлялись с таким заданием.

Таким образом, можно подумать, что первые слова ребенка вполне осмыслены. Однако ученые не спешат соглашаться с этим утверждением. С точки зрения фонетики, произнести звукосочетания «мама» проще, чем «папа»: в первом случае нужно просто открывать и закрывать рот с небольшим усилием, а произношение звука «п» требует большего усилия. Однако в целом произношение этих звукосочетаний требует всего лишь напряжения обеих губ и голоса. Поэтому многие отцы готовы поверить, что простое сочетание звуков, которое произносит ребенок, не вкладывая в него смысла, является его первым словом. Для произношения других звуков требуется большая работа голосового аппарата, поэтому ребенок говорит другие слова уже позже, когда намеренно прилагает для этого усилия.

Другой возможной причиной того, что дети чаще произносят слово «папа» первым, может быть то, что они больше времени проводят с мамой, которая чаще побуждает ребенка произносить слово «папа» (например, когда папа приходит домой с работы.).

Также психологи предполагают, что в условиях, когда у ребенка еще слишком ограничен словарный запас, он использует звукосочетание «папа» в любой непонятной ситуации.

И, конечно же, если первым словом ребенка является «папа», это совершенно не означает, что он любит папу больше, чем маму.

(лепетный словарь детей)

Первые слова все маленькие дети, и девочки, и мальчики, как правило, произносят к 1 году. Эти слова похожи у всех детей: «мама», «баба», «на-на», «ам-ам». По своей слоговой структуре они напоминают лепет, и чаще всего в их основе лежит звукоподражание. Слова, которые ребенок произносит сам, образуют его активный словарь. Однако уже в возрасте около 1 года малыш понимает значительно больше слов, чем может произнести. Эти слова входят в его пассивный словарь.

  • После произнесения нескольких первых слов в возрасте около 1 года дети «наращивают» свой активный словарь очень медленно. Существует период — обычно он длится примерно 6 месяцев после произнесения ребенком первых слов, — когда малыш медленно осваивает произношение незначительного числа самых важных для него слов. Смысл детского высказывания становится понятным взрослому человеку только из ситуации, в которой происходит общение с ребенком. Например, «ко-ко» может означать: курочка, любая птичка, яйцо, хочу яичко; «р-р-р» может обозначать: собака, тигр, лев, рычание, страшно, боюсь.
  • К 1 году 6 месяцам многие дети говорят уже около 30—50 подобных слов, произнося их сравнительно разборчиво и употребляя как спонтанно, по собственной инициативе, так и в ответ на вопрос взрослого. Некоторые первые слова совсем не похожи на их «взрослые» аналоги, но мама хорошо понимает своего малыша («ки» — это любимая игрушечная киска, «атя» — конфета и т. д.).

Все дети, прежде чем начать разговаривать на общепринятом (и общепонятном) языке, проходят фазу лепетного языка.

Звукоподражания занимают важное место в первых детских словах — это обязательный этап в речевом развитии ребенка. Если ваш малыш использует очень мало подобных «слов», подумайте, насколько часто вы сами используете эти слова в общении с ним.

  • Наблюдая за игрой ребенка, запишите его «речевую продукцию»:

— имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл);

— имеющиеся лепетухи (различные звуки и слоги, не несущие смысла).

Составьте предположительный словарь с использованием лепетных слов (слово — звукоподражание):

Барабан — бам-бам-бам

Упал — бах, бабах

Качаться, качели — кач-кач

Дождик — кап-кап

Гусь — га-га-га

Лягушка — ква-ква

Дай, дать? — дай

Собака — ав-ав

Ворона — кар-кар

Спать — а-а-а, бай-бай

Взрослый должен использовать в речи полные слова, сопровождая их звукоподражаниями, например: «хочешь покачаться на качелях — кач-кач», «малышка спит – бай-бай/а-а-а». Возможно, ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели («ка-ка»), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.

Через некоторое время у ребенка будут появляться усеченные и упрощенные слова из взрослого лексикона, например «ба/бака/бабака», что значит собака. Чтобы эти слова закрепились в словаре ребенка, не пропустите их появления, и активно включайте их в ваше общение с малышом.

Одновременно с этим появляется «голофраза», когда ребенок одним словом заменяет целое сообщение, например, увидев молоток, говорит «папа». Это совсем не значит, что ребенок что-то перепутал, просто он пытается сказать: «папа стучал этим молотком», а значит, вы должны расшифровать его сообщение и тогда малыш почувствует, что его понимают. Стимулируйте в игре и быту использование ребенком двухсловных конструкций: «яя бах» (Ляля упала), а также высказывания из двух слов или слова и жеста.

Для стимуляции появления первых (лепетных) слов предлагаем поиграть с ребенком в игру-сказку.

Сказка «Теремок»

Вот дом (теремок). Идет пи-пи-пи (мышка): Тук, тук. Кто тут?

Я буду тут (жить).

Идет ква-ква (лягушка): Кто тут?

— Я пи-пи (я мышка). А ты кто?

-Я ква-ква (я лягушка).

Идет зая (зайчик): Тук-тук. Кто тут?

— Я ква-ква (лягушка)

Аналогично строятся фразы при встрече героев с волком, лисой, медведем.

Помните, что все это должно быть интересно и привлекательно для ребенка. Удачи!

Словарь звукоимитаций и звукоподражаний

Звукокомплексы, обозначающие действия

Женщина общается со своим малышом с самого рождения. Постоянно наблюдая за развитием крохи, мама всегда особо отмечает момент, когда ребенок произносит первое слово. Этот день остается в памяти на всю жизнь как радостная и светлая дата.

Когда ребенок произносит первое слово?

Малыш хочет общаться с окружающим миром с самого рождения. Его первые попытки сделать это — звукоподражание. Он смотрит на окружающих его взрослых и повторяет движения губами, языком, изменение мимики.

До полугода дети могут только плакать и произносить случайные наборы звуков. Получается милое агуканье, которое заботливые родители иногда сравнивают с речью.

После полугода звуковой запас крохи расширяется. Ему удается воспроизводить то, что он слышит вокруг, и выдавать подобие слов: «ба-ба», «га-га» и т.д. Это нельзя расценивать как речь: звуки произносятся неосознанно, малыш только учится использовать артикуляционный аппарат.

Осознанная речь возможна угрудничков вконце первого года жизни. Девочки начинают говорить примерно в10месяцев, мальчики «созревают» позже— к11-12 месяцам

Первое слово, которое произносит ребенок, — обычно «мама», потому что именно ее он видит чаще всего, через нее познает окружающий мир, с ней связано большинство его эмоций.

После первого осознанного слова наступает период «затишья». Кроха практически не говорит и копит пассивный лексический запас. К 1,5 годам малыш начинает строить простые предложения. К этому возрасту его словарь насчитывает более 50 позиций, которые ребенок может использовать вполне осознанно.

Как помочь ребенку быстрее произнести первые слова?

Чтобы речевые навыки крохи развивались быстрыми темпами, нужно заниматься с ним с самого рождения. Специалисты советуют соблюдать следующие правила:

не «сюсюкать» и общаться с малышом на грамотном русском языке;

повторять названия предметов по нескольку раз в разных ситуациях;

читать сказки и стихотворения;

играть с малышом.

В неспособности заговорить часто виноваты неразвитые мышцы губ и рта. Чтобы исправить этот недостаток, предложите ребенку делать несложные упражнения:

держать верхней губой соломинку подобно усам;

имитировать звуки, издаваемые животными.

Замечено, что возраст, когда произносятся первые слова ребенка, зависит от особенностей его семьи. Дети «говорливых» родителей начинают общаться раньше тех, кто родился у «молчунов». Малыши, которым регулярно читают книжки, уже в 1,5-2 года способны не только формулировать предложения, но и рассказать наизусть небольшой стишок.

  • О проекте
  • Реклама
  • Медиакит
  • Пользовательское соглашение
  • Условия проведения конкурсов
  • Политика использования cookie-файлов

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Шкулёв Медиа Холдинг»

И.О. главного редактора: Юлия Владимировна Серикова

Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.

Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

Добрый вечер! Недавно я стала мамой и вот, сейчас пришло время, когда малыш начинает говорить первые слова. И многие, близкие и друзья спрашивают, что ребенок сказал первое: мама или папа. Я задумалась, вероятно есть какая то примета или что то еще, почему это важно, что сначала научился говорить малыш, мама или папа. Может здесь кто нибудь знает что это означает?

сколько же всякой уйни в головах у людей

Если он сказал мама,он будет доктором.если сказал папа,будет экономистом.

Мой сын сказал : лампа. Стояли ждали лифт и в это время в подъезде включили освещение. Сын поднял голову показал пальчиком на лампу и произнёс :ампа. Правда, самым первым словом было слово «это». Во время прогулок сын показывал на разные предметы и спрашивал:Это? это? это? А я должна была незамедлительно отвечать, что это, иначе он начинал злиться.

логично:) как же ему иначе донести, приходится говорить:)

сколько же всякой уйни в головах у людей

а вы, видимо, с таким большим умом в голове просто веткой ошиблись))

У знакомых дочка еще до года отчетливо произносила «Гугл! Гугл!» Вот они, дети 21 века:)
Ну а мой решил не выпендриваться и сначала сказал «мама». Слова «гугл» не знает до сих пор:)

Первое в 3 недели па па.
Второе спустя дней пару ба ба.
Третье дя дя (на кого-то на экране из должностных лиц).
Четвёртое маика (мобилка).
Пятое аитой (монитор).
На этом моё терпение кончилось, из телевизоров были выковыряны предохранители, непроплачен тырнет за следующий месяц, телефон переселился в сервант, ба ба стала носиться с топором за своим мужем, а па па перестал меня целовать и пел дитю вместо колыбельной песню из фильма Битва за Москву; в итоге когда дитё стало отзываться только на «Москва», хотя я называла её по имени из свидетельства о рождении чуть ли не поминутно, все помирились..
Очередной шок был после вопроса «ам, а ‘ачем ты язываешь иня в’ут’и’ут’об’ым и’енем? я вэ увэ давно ядилась!» (имя было с конца II триместра). После этого мы с ней год не разговаривали.

Первое в 3 недели па па.
Второе спустя дней пару ба ба.
Третье дя дя (на кого-то на экране из должностных лиц).
Четвёртое маика (мобилка).
Пятое аитой (монитор).
На этом моё терпение кончилось, из телевизоров были выковыряны предохранители, непроплачен тырнет за следующий месяц, телефон переселился в сервант, ба ба стала носиться с топором за своим мужем, а па па перестал меня целовать и пел дитю вместо колыбельной песню из фильма Битва за Москву; в итоге когда дитё стало отзываться только на «Москва», хотя я называла её по имени из свидетельства о рождении чуть ли не поминутно, все помирились..
Очередной шок был после вопроса «ам, а ‘ачем ты язываешь иня в’ут’и’ут’об’ым и’енем? я вэ увэ давно ядилась!» (имя было с конца II триместра). После этого мы с ней год не разговаривали.

Боже, что за бред. Лучше идите спать

у нас первое слово было»надо»,это произошло когда отбирали ненужный предмет у сына.а дочь отчетливо сказала первый раз «мапа»,мы с мужем смеялись,типо никому не обидно

Не припомню никаких таких примет.

Ребенок от первого брака

Первые шевеления ребенка

Ребенок от первого брака. С моим ребёнком и общим муж почти не занимается

у МОЕГО ребенка первое слово «баба», нормально?

Первый телефон ребенку

есть примета, если первое слово мама-след ребенок девочка, если папа-то мальчик.

есть примета, если первое слово мама-след ребенок девочка, если папа-то мальчик.

гениально! А если «ба-ба»? а «дай?»

Боже, что за бред. Лучше идите спать

😛
если хочешь, чтоб тебе не поверили — скажи правду (с)

Боже, что за бред. Лучше идите спать

Да, похоже тетенька баклажку клинского выпила с сушеным кальмаром, вот и бредит.

Элли, не забивайте себе голову полной ерундой!

Первое слово мама, потом папа, потом «это?» и надо было сразу же отвечать что это. А уже около полутора лет началось и дай дай и ава и мяу и т.д.

Блин моя в 4 мес отчетливо сказала «да» так причем в ответ на какой то вопрос бабушки. Мы с мамой так переглянулись. Неожидали. Понятное дело она случайно это сказала, но было прикольно. Сейчас в 6 мес когда что то щебечет, пролетает часто «няня» но это она не осознанно говорит. Не привязывает ни к каким событиям или предметам.
Так что не знаю сказала она у меня первое слово или еще нет

Грудное вскармливание

Как адаптировать ребёнка к детскому саду?

Грудничек орет и истерит

Колики ?

Новорождённый не спит по 2-3 часа после кормления

Я ненавижу детей

В сад в 1,5 года

Почему у нас в стране такой культ детей?

В 26 лет два ребенка с дцп?

Бесит ребёнок

В 26 лет два ребенка с дцп?

Моему ребенку не уступили качелю

В сад в 1,5 года

Почему у нас в стране такой культ детей?

Я ненавижу детей

Бесит ребёнок

Как адаптировать ребёнка к детскому саду?

Грудничек орет и истерит

Новорождённый не спит по 2-3 часа после кормления

Колики ?

Как Вы развиваете речь ребенка

Фунгус пупка у ребенка?

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы, частично или полностью опубликованные с помощью сервиса Woman.ru. Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.

Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование владельцами сайта Woman.ru. Все материалы сайта Woman.ru, независимо от формы и даты размещения на сайте, могут быть использованы только с согласия владельцев сайта.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс. Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.) на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Шкулев Медиа Холдинг»

Главный редактор: Воронцева О. А.

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

Что означает первое слово ребенка

Первые слова ребенка – настоящее чудо для любого родителя. И, на самом деле, не важно, какое первое слово говорит ребенок – произносит ли он «мама» или называет свою любимую игрушку, или же он лепечет «ам-ам», выпрашивая очередную конфету, – важно, что ребенок заговорил с миром. Пусть только языком, едва понятным родителям, но когда ребенок произносит первое слово, все родители стремятся запомнить этот момент, запомнить само слово.

Вопрос о том, какое именно первое слово говорит ребенок волнует не только родителей, но и ученых. Каждая мать искренне желает услышать от своего малыша нежное «мама», однако на самом деле, настоящие первые слова ребенка трудно поймать и различить. Среди обычного «лепета» малыша, вроде «тита», «гага», «бубу», дети часто уже учатся говорить слова. Они могут быть совершено не понятными взрослым, однако – это действительно слово, ведь оно повторяется в одних и тех же обстоятельствах и что-то обозначает. Многие родители с трепетом ждут от ребенка, едва ли не целых предложений и постоянно задаются вопросом: «Когда ребенок скажет первое слово?», на деле не понимая, что ребенок уже всеми силами говорит, просто еще не внятно и с трудом различимо.

Первые слова ребенка – что они означают?

Какими будут первые слова малыша зависит, в первую очередь, от его окружения. Наивно полагать, что ребенок впервые в жизни выговорит какое-то сложное слово, вероятнее всего, он скажет слово, состоящее из двух одинаковых или похожих слогов. Именно поэтому мы так часто слышим истории о том, что первое слово ребенок сказал «мама» – ведь именно этого человека он видит и слышит ежедневно с момента своего рождения. Впрочем, еще чаще первые слова ребенка более тривиальны: «бо-бо», «ам-ам», «ва-ва» и так далее.

Несмотря на то, что первые слова ребенка достаточно просты, они могут означать гораздо больше, нежели можно было бы подумать. К примеру, когда ребенок говорит «дай», он вкладывает в это слово больший смысл, как и взрослые. На самом деле, ваш малыш просто хотел сказать: «Мама, дай мне быстрее этот вкусный банан, я очень хочу его съесть». Просто малыш еще не умеет строить предложения, его словарный запас мал. Обычно, родители всегда понимают по интонации и жестам, что именно их чадо пожелало получить.

Многие родители также замечали, что их детки никогда не говорят об объекте, который находится вне зоны досягаемости. Когда ребенок говорит первое слово, он видит обсуждаемый объект, к примеру – видя, собачку на улице, малыш, показав пальчиком, говорит «ав-ав»; но не встретив собаку, дети до 2 лет вряд ли произнесут это слово. Это обусловлено тем, что первые слова малышей слитны с конкретными обстоятельствами, действиями и предметами. Именно поэтому, первым словом ребенка может быть не только «мама», но и «папа», «баба», «ляля».

Когда ребенок говорит первое слово

В зависимости от окружения, количества общения, особых качеств, присущих каждому новому человечку индивидуально, малыш может сказать первое слово и в 9 месяцев и в полтора года. Принято считать, что первым словам ребенок учится в период от 1 года до 2 лет. При этом, первые слова ребенка могут быть совершенно непонятны взрослым, равно как и их значение.

Пожалуй, многие родители сталкивались с ситуацией, когда ребенок произносит первое или второе слово, совершенно не ассоциируемое взрослыми с тем объектом, на который показывает. К примеру, глядя на воду, ребенок радостно кричит «лока». Что бы могло означать это загадочное «лока»?

На самом деле, малыши обычно обобщают окружающие предметы по признакам, которые порой остаются загадкой для родителей. Купаясь в ванночке в предыдущий раз, малыш играл с лодочкой и, естественно, слышал это слово от родителей. Теперь малыш ассоциирует водные процедуры и воду с лодкой, поэтому и говорит «лока». Не стоит обижаться на это и ругать малыша – он делает логические выводы, думает, а значит – учится и растет. При этом, ассоциации у ребенка могут быть совершенно разными: «тапа» – может означать все виды одежды, включая тапочки и так далее.

Интерес родителей именно к первым словам ребенка велик не просто так. Когда ребенок говорит первое слово, он переносится в новый этап жизни, более осознанный, интересный и насыщенный. Теперь маленькое чадо может само изъясняться, пытаться говорить с родителями и, конечно же, учиться у них. Поэтому стоит уделять деткам больше внимания, говорить с малышами и обо всем рассказывать. Возможно, пока они не умеют вам отвечать, но будьте вверены – они учатся и все-все запоминают.

Умение говорить – это то, что отличает людей от животных. Без устной речи невозможна коммуникация и успешная социализация. Все мамы и папы с нетерпением ждут, когда малыш произнесет первые звуки и слова, переживают, соответствует ли речевое развитие ребенка его возрасту. И такие опасения обоснованы, поскольку разговорные навыки, высшие психические процессы и интеллект формируются параллельно. Отсутствие речи, ее недоразвитие или нарушение артикуляции дают основание заподозрить отставание в умственном развитии.

  • Развитие речи от 0 до 12 месяцев
  • Первые звуки
  • Когда и что должен «сказать» малыш
  • Речь начинается с «агу»
  • Согласные и фонемы
  • Осознанно или рефлекторно
  • Как ускорить речевое развитие

Паниковать, ориентируясь на рассказы знакомых или родственников о детках, которые начинают разговаривать в 10 месяцев, а в год декламируют стихи, не стоит. Каждый малыш – индивидуален, а нормы речевого развития являются ориентировочными. Во сколько малыш произнесет первое слово – важно, но не для того, чтобы похвастаться перед друзьями. Уровень речевого развития позволяет оценить сформированность высших психических реакций и интеллект малыша.

Развитие речи от 0 до 12 месяцев

Мама с первых мгновений жизни младенца учится угадывать его потребности. Конечно, желания грудничка – просты и предсказуемы, но порой понять, что именно беспокоит кроху непросто. Но спустя месяц маму ждет первая награда – детская улыбка. До полноценного общения с малышом потребуется пройти длинный путь: от агукания до первого слова, фразы, предложения.

Точно сказать, когда ребенок научится говорить, не знает никто. Но, как ускорить речевое развитие, полезно знать всем родителям.

Первые звуки

Сначала грудничок заявляет о своих потребностях криком или плачем. Это первый способ коммуникации малыша. В первые два месяца после рождения маленькие детки только покряхтывают, других звуков произнести они не могут.

В 2-3 месяца младенец начинает протяжно произносить гласные – «а», «у», «о», «э», а также пробовать их объединить: «уа», «эу», «ао». Поскольку произношение у грудничка гортанное, взрослым кажется, что он сумел сказать «ага» или «агу».

Поначалу малыш агукает спонтанно, он закрепляет новый навык, и мама радуется, слыша, как он «поет». Освоив умение, грудничок применяет его при общении с родителями, бабушками и дедушками, произносит звуки, видя любимую игрушку. Многие дети любят «общаться» с картинками на стенках кроватки, подвесной погремушкой. Активным ребенок становится, увидев маму или папу. Впервые произнеся «агу», младенец постоянно использует речевой навык.

Когда и что должен «сказать» малыш

Первое «уа» или «агу», которое с нетерпением ждет каждая мама, играет важную роль в подготовке речевого аппарата к артикуляции. Такие звуки специалисты называют по-разному: лепет, гуление, свирель. Произносит их малыш неосознанно – рефлекторно. Связывать их со своими потребностями грудничок научается позже.

Лепетать груднички начинают, в среднем, в 1,5–2 месяца. Сначала они произносят только гласные. Позже – в 3-4 месяца – присоединяются согласные, получается «ага», «аба», «уга». К полугоду ребенок проговаривает их нараспев, радуя маму песнопениями. И только к 9-12 месяцам осознанно говорит первое «мама».

Агукает малыш только, если ему хорошо. Проверив, что не нужно менять подгузник и не настало время кормления, родители наклоняются над кроваткой и четко проговаривают простые фонемы. А грудничок им отвечает.

Чтобы «вызвать» маленького ребенка на общение, мама должна постоянно улыбаться. Гулить при виде хмурой, уставшей мамы, которой не до него, малыш не захочет. Оставьте дела и уделите время младенцу. Поговорите на его языке – «агу», «ава», «абу». И малыш обязательно отзовется.

Речь начинается с «агу»

Почему «агу» – самое распространенное сочетание звуков, произносимых грудничками во всем мире? Ответ кроется в несформированном речевом аппарате. Гортанный звук искажается, и вместо «а», «о» и «у» выходит «гу», «ага» или «гхо». Так и выходит рефлекторное гуление.

Вначале кроха не понимает, как получается звук. Но при регулярных тренировках он обучается выдавать «агу» с разной интонацией и отвечает им на мамины обращения.

Согласные и фонемы

Добавлять к гласным согласные младенец начинает в 3-5 месяцев. Первыми он осваивает губные – «п», «б», «в», «м». Теперь, кроме протяжных гласных, в речи малыша появляются согласные. К полугоду появляется нечеткий лепет – «маам», «абаб», «дадо». Такие фонемы ребенок произносит рефлекторно.

Это важный этап становления устной речи. Уже в 12 месяцев малыш впервые осознанно скажет «мама», «папа», «баба», «дай».

Осознанно или рефлекторно

Отследить точную грань между лепетом и первыми словами бывает сложно. Но внимательному родителю по силам. Когда ребенок произносит звуки неосознанно, он постоянно повторяет самые любимые. Но, когда он говорит «папа» при виде отца или «дай», показывая на игрушку, это уже осознанная речь.

Когда именно появятся первые слова предсказать невозможно. На процесс формирования разговорных навыков влияет ряд факторов. Один малыш к году произносит больше 10 слов, другой – 1-2. В младенчестве важно понимание малышом обращенной к нему чужой речи. Это позволит сформировать лексический запас.

Проверить, сколько слов знает годовалый ребенок просто. Достаточно попросить его принести машинку или мишку. Выполнил просьбу или перевел взгляд на игрушку, значит, все понял.

Как ускорить речевое развитие

Помочь малышу овладеть речевыми навыками помогут простые правила:

  • Старайтесь обращаться к ребенку почаще. Младенческий возраст – время накопления пассивного словаря. Хорошо, если мама проговаривает все свои действия – идем кушать, купаться, гулять, спать.
  • «Кенгурушка» – незаменима для мамы и малыша. Ребенок все время находится рядом, а мамочка получает возможность рассказать ему о своих домашних хлопотах – моем посуду, готовим ужин, гладим белье. Важно комментировать свои действия мягким спокойным голосом.
  • Дети обожают, когда мама поет колыбельные. Выучите несколько песен и порадуйте грудничка. Вскоре он начнет повторять полюбившиеся звуки, стараться сделать запомнившиеся движения.

Развивать речь важно с первых дней жизни ребенка. Песенки, потешки, детские стихи, скороговорки и просто мамины рассказы об окружающем мире помогут малышу адаптироваться, а со временем самому научиться говорить.

Задержка речевого развития (ЗРР) – речевая патология, выражающаяся в более медленных темпах освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого развития.

Задержка речевого развития может касаться как нарушений экспрессивной речи (ребенок испытывает трудности в произношении отдельных звуков, фраз или некоторых слов), так и патологий рецептивной речи (ребенок, не имея нарушений физического слуха, с трудом воспринимает и понимает речь других людей на слух). Очень важно, чтобы при обнаружении первых симптомов ЗРР, родители не игнорировали проблему, а обратились за помощью к специалисту.

Задержка речевого и психического развития может начать проявляться уже в перввые месяцы жизни ребенка, однако, диагностировать ЗРР можно только в возрасте от 2-х лет. Выделяют следующие симптомы ЗРР у детей (2-лет):

  • при общении ребенок использует всего несколько слов (при номе от 50 до 100 слов для этого возраста);
  • ребенок не проявляет интерес к новым словам и не повторяет их;
  • ребенок испытывает трудности при составлении коротких фраз из 2 слов;
  • ребенку тяжело дается восприятие речи взрослых, он не понимает и не выполняет просьбы родителей;
  • ребенок не знает как называются части его тела, а также не знает название окружающих предметов;
  • у ребенка постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.

Задержка речевого развития (3-6 лет) имеет место быть, если:

  • речь ребенка невнятная и непонятная даже для родителей;
  • темп речи ребенка ускорен, при разговоре он «проглатывает» окончания слов;
  • темп речи ребенка замедлен, при разговоре малыш растягивает слова;
  • ребенок испытывает трудности в построении простых предложений из 3 слов;
  • ребенку тяжело понимать и воспринимать простые рассказы, касающиеся недавних событий или чего-то, что будет в будущем;
  • речь ребенка содержит ошибки: используются неправильные падежи, род, число.

Специалисты в области логопедии выделяют и более тревожные симптомы, при которых ребенок в возрасте от 3 лет, строит свою речь в основном фразами из мультфильмов, сказок, или зеркально повторяет речь родителей, при этом практически не строит собственные предложения. Такие симптомы говорят о возможной задержки психоречевого развития у детей.

Поставили диагноз ЗРР. Что делать?

Задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок. Задержка речевого развития у детей — это не самостоятельное заболевание, а следствие определенных отклонений в организме (нарушения функций нервной системы, генетические отклонения или психические расстройства).

Первое, что должны знать родители — провести комплексное обследование ребенка у детского невропатолога (ЭКГ, ЭХО-ЭГ), психоневролога, логопеда, сурдолога, отоларинголога, дефектолога и психолога.

Рассмотрим возможные причины возникновения нарушений нормального становления речи у детей:

  • тяжелые роды;
  • родовые травмы;
  • неправильное развитие мускулатуры лица и рта;
  • проблемы с физическим слухом;
  • болезни, перенесенные в раннем детстве;
  • наличие черепно-мозговых травм;
  • опухоли головного мозга;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП, синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, СДВГ;
  • генетическая предрасположенность к подобным патологиям;
  • наличие психических расстройств у родителей;
  • наличие физических или психологических травм.

Кроме того, к развитию подобных речевых отклонений могут привести такие факторы, как конфликтные или безразличные отношения родственников в семье, а также невостребованность речи (депривация), когда с ребенком мало разговаривают или речь говорящего эмоционально и мимически невыразительна.

Лечение задержки речевого развития

Коррекция задержки речевого развития у детей носит комплексный характер. Специалисты Первого детского медицинского центра подберут наиболее оптимальную программу лечения.

Коррекция ЗРР включает в себя:

  • индивидуальные логопедические занятия с ребенком;
  • логоритмику;
  • занятия, направленные на развитие сенсорных, кинестетических и речевых навыков.

В случае необходимости, врач-невролог может назначить медикаментозную терапию, физиотерапевтические процедуры, массаж. Коррекционная работа над задержкой речевого развития может включать в себя семейно-родительские консультации, способствующие выявлению каких-либо важных факторов, оказывающих влияние на ребенка.

Программы лечения детей с задержкой речевого развития в Первом детском медицинском центре предполагают не только классический логопедический подход, но и применение современных творческих и двигательных методик.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

Ссылка на основную публикацию